Найти в Дзене

Игрушки без права на детство: как девочек 19 века учили быть «правильными» с помощью кукол

Фарфоровые куклы XIX века кажутся милой классикой, пока не узнаете, какую неожиданную роль они играли в жизни девочек. Выставка в Москве показывает: через игру им навязывали очень конкретные сценарии «правильного» поведения. Что на самом деле скрывают безупречные наряды и улыбки этих кукол, узнаете в статье! Пресс-служба Национального центра «Россия» В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка «Августейшие. Куклы». Здесь представлены фарфоровые и текстильные игрушки, благодаря которым девочки учились заботе, вниманию и основам будущего материнства, а через миниатюрные интерьеры, гардеробы и аксессуары усваивали правила этикета и бытовые навыки. Открытие выставки посетила заместитель генерального директора Национального центра «Россия» Анастасия Звягина. «Выставка "Августейшие. Куклы" в Пушкинском музее представляет удивительное собрание фарфоровых и текстильных кукол XIX–XX веков, каждая из которых выполняла воспитательную функцию, помогала д

Фарфоровые куклы XIX века кажутся милой классикой, пока не узнаете, какую неожиданную роль они играли в жизни девочек. Выставка в Москве показывает: через игру им навязывали очень конкретные сценарии «правильного» поведения. Что на самом деле скрывают безупречные наряды и улыбки этих кукол, узнаете в статье!

Пресс-служба Национального центра «Россия»
Пресс-служба Национального центра «Россия»

В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка «Августейшие. Куклы».

Здесь представлены фарфоровые и текстильные игрушки, благодаря которым девочки учились заботе, вниманию и основам будущего материнства, а через миниатюрные интерьеры, гардеробы и аксессуары усваивали правила этикета и бытовые навыки. Открытие выставки посетила заместитель генерального директора Национального центра «Россия» Анастасия Звягина.

«Выставка "Августейшие. Куклы" в Пушкинском музее представляет удивительное собрание фарфоровых и текстильных кукол XIX–XX веков, каждая из которых выполняла воспитательную функцию, помогала девочкам учиться заботе, вниманию и основам будущего материнства.
В этом особая ценность экспозиции — она показывает, что было в моде и на что обращали внимание дети в разные эпохи, ведь каждая кукла была маленьким спутником детства и формировала личность ребенка.
Недавно я побывала в Музее игрушки в Сергиевом Посаде и была очарована красотой и исторической ценностью экспонатов. Игрушка — важный этап в становлении человека. Такие выставки наглядно показывают, как культура и игра переплетены в воспитании», — отметила заместитель генерального директора Национального центра «Россия» Анастасия Звягина.

Экспозиция рассказывает о том, как вторая половина XIX — начало ХХ века стали золотым веком кукол и привели к активному развитию производства игрушек в целом. В этот период куклы приобрели собственную типологию, а их облик соответствовал модным тенденциям.

Пресс-служба Национального центра «Россия»
Пресс-служба Национального центра «Россия»

Они стали предметами коллекционирования и превратились в символ определенных идеалов, традиций и стилей.

«Кукла XIX века была не только красивой игрушкой, но и инструментом дипломатии и воспитания детей. Она играла исключительную роль в обучении этикету, в том числе детей августейших особ. На нашей выставке представлено большое количество ценных и уникальных экспонатов из частных коллекций и музеев.
Мы хотим, чтобы посетители увидели красоту, которая способна воспитать человека, создающего эту красоту. Эта выставка адресована всем, кто помнит, что когда-то был ребенком», — рассказала директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольга Галактионова.
Пресс-служба Национального центра «Россия»
Пресс-служба Национального центра «Россия»

Первые художественные куклы второй трети XIX века производились из воска, фарфора, бисквита и предназначались для украшения интерьера, обозначения статуса владелицы.

В императорской семье, а также у высшей знати были популярны фарфоровые куклы из Германии и Франции с гардеробом из дорогих тканей и кружев. Часто портным заказывали одинаковые платья для девочки и для ее куклы.

Мастера делали уменьшенные копии жилых комнат, а фарфоровые и стекольные фабрики выпускали детские и кукольные сервизы. Создание предметов для ребенка и для куклы стало обыденным явлением, а принцип соразмерности помогал детям успешнее усвоить нужные навыки в формате игры.

«Мы планировали продемонстрировать многообразие кукол XIX века и показать, что каждая из них несла в себе определенную воспитательную функцию. Наряды кукол были созданы в строгом соответствии с модой и этикетом той эпохи.
Источники происхождения костюмов различались: некоторые фабрики привлекали профессиональных модельеров для разработки нарядов, существовали и домашние мастерские, где приглашенная модистка сначала одевала членов семьи, а затем создавала аналогичные костюмы для кукол из тех же тканей», — рассказала коллекционер, куратор выставки Диана Панская.

В конце XIX века для европейских кукол, продававшихся в России, начали шить наряды, вдохновленные традиционными костюмами губерний Российской империи.

Среди экспонатов выставки представлен набор из восьми тряпичных кукол в национальных костюмах народов Российской империи, созданный по случаю официального визита во Францию в 1896 году императора Николая II и подаренный его семье.

Параллельно и во Франции возникло увлечение этническими образами. На выставке можно увидеть кукол в характерных для французской провинции Бретань костюмах с бретонской кукольной мебелью.

Пресс-служба Национального центра «Россия»
Пресс-служба Национального центра «Россия»

Особое внимание уделяется воссозданию атмосферы детских комнат рубежа XIX–XX веков, наполненных игрушками. Они помогали девочкам учиться ведению домашнего хозяйства: миниатюрная плита с набором кастрюль, швейная машинка, кукольные и детские сервизы.

Девочкам с раннего детства прививали вкус и желание следовать моде, о чем говорят не только обширные кукольные гардеробы, но и модные журналы.

Технический прогресс отразился прежде всего на производстве игрушек для мальчиков. В экспозиции представлена детская железная дорога начала ХХ века, изготовленная фирмой Märklin. Изделия этой фирмы были в игровой комнате цесаревича Алексея в Царском Селе.

Российское производство металлических игрушек показано предметами фабрики П. П. Талаева, работавшей в Подмосковье в 1910-х годах.

Важное место на выставке занимают автоматоны и механические игрушки. Впервые демонстрируются игрушечные французские бульдоги в натуральную величину с подвижной головой, выполненные из папье-маше.

Пресс-служба Национального центра «Россия»
Пресс-служба Национального центра «Россия»

Один из разделов выставки воссоздает атмосферу Нового года и Рождества: искусственная ель начала ХХ века, заснеженная карусель с маленькими куколками, рождественский кукольный домик, елочные украшения, а также принадлежавший цесаревичу Алексею французский театр Гиньоль с ширмой и семью перчаточными куклами, которые сопровождали наследника на протяжении всех праздников года.

«Главная героиня нашей выставки — фарфоровая кукла, чрезвычайно дорогой предмет. Наша выставка о золотом веке фарфоровой куклы и времени необычного развития игрушек, образования через игру. Куклы были настолько красивыми, что девочка училась ухаживать сначала за ней, а потом за собой и бытом.
Именно поэтому в название мы вынесли слово "августейшие", поскольку куклы были доступны только состоятельным слоям населения, дворянству, а иногда исключительно августейшим особам», — рассказала о выставке старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина, куратор выставки Екатерина Лисицына.