Найти в Дзене
Эхо Истории

Как проходили балы при дворе Николая I?

"Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 года". Художник Зичи М.А., 1865 г. Балы при дворе Николая I были важным элементом светской жизни и отражали строгие традиции и порядок, характерные для эпохи императора. Николай I правил Российской империей с 1825 по 1855 год, и его двор отличался особой строгостью, дисциплиной и консерватизмом, что находило отражение и в организации балов. Балы при Николае I проходили в Зимнем дворце и Эрмитаже круглый год, за исключением постов. Главным бальным сезоном считалась зима. Вход на бал был строго контролируем, и соблюдение дресс-кода было обязательным. Мужчины предпочитали надевать парадные мундиры. Гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности. Военные приходили на бал в торжественном обмундировании. «Пушкин на балу в камер-юнкерском мундире» . Художник Н.П. Ульянов, 1936 г. Николай I в письме А.Х. Бенкендорфу порекомендовал поэту А.С. Пушкину являться на бал в мундире,
"Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 года". Художник Зичи М.А., 1865 г.
"Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 года". Художник Зичи М.А., 1865 г.

Балы при дворе Николая I были важным элементом светской жизни и отражали строгие традиции и порядок, характерные для эпохи императора. Николай I правил Российской империей с 1825 по 1855 год, и его двор отличался особой строгостью, дисциплиной и консерватизмом, что находило отражение и в организации балов.

Балы при Николае I проходили в Зимнем дворце и Эрмитаже круглый год, за исключением постов. Главным бальным сезоном считалась зима. Вход на бал был строго контролируем, и соблюдение дресс-кода было обязательным.

Мужчины предпочитали надевать парадные мундиры. Гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности. Военные приходили на бал в торжественном обмундировании.

«Пушкин на балу в камер-юнкерском мундире» . Художник Н.П. Ульянов, 1936 г.
«Пушкин на балу в камер-юнкерском мундире» . Художник Н.П. Ульянов, 1936 г.

Николай I в письме А.Х. Бенкендорфу порекомендовал поэту А.С. Пушкину являться на бал в мундире, а не во фраке.

Император писал: «Вы могли бы сказать Пушкину, что неприлично ему одному быть во фраке, когда мы все в мундирах, и что он мог бы завести себе, по крайней мере, дворянский мундир…».

Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные — замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимали, даже если они порвались. На этот случай необходимо было иметь с собой запасную пару.

"Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года". Художник Зичи М.А., 1873 г.
"Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года". Художник Зичи М.А., 1873 г.

Из обуви мужчинам полагалось носить бальные башмаки, и лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства перед молодыми девушками.

Для женщин формально прописанных правил не было, но существовало множество негласных традиций.

Незамужним девицам полагалось носить скромные наряды светлых пастельных тонов. Взрослым дамам разрешалось больше — от роскошных платьев с глубокими декольте до всевозможных ювелирных изысков.

"Подготовка к балу". Художник Виктор Шрамм, 1900 г.
"Подготовка к балу". Художник Виктор Шрамм, 1900 г.

Чтобы удобно было танцевать, в качестве обуви надевали мягкие туфли, чаще всего без каблуков.

Наряды дополнялись аксессуарами — перьями, палантинами и сумочками. Неотъемлемой деталью бального костюма были высокие перчатки, а также веер.

Само мероприятие начиналось обычно в 9 или 10 часов вечера и могло продолжаться до 4 часов утра.

"Костюмированный бал в Зимнем дворце при императоре Николае I". Художник Виллевальде В.П., 1830-е
"Костюмированный бал в Зимнем дворце при императоре Николае I". Художник Виллевальде В.П., 1830-е

Традиционно бал открывал полонез. В этом танце обязаны были участвовать все гости, даже если за оставшийся вечер они не собирались танцевать. Также популярными танцами были: кадриль, вальс, мазурка, галоп.

Танцевальные пары формировались заранее, и умение танцевать считалось важным навыком для дворянской молодежи. Дамы записывали имена кавалеров, с которыми планировали танцевать, в бальные блокноты или карне.

Бальный блокнот
Бальный блокнот

Этот дамский бальный аксессуар представлял собой небольшой блокнот с прикреплённым карандашом. Листочки карне изготавливались, как правило, из слоновой кости: записи можно было стереть и вновь использовать книжку на следующем балу. Бальные блокноты носили на цепочке веера или прикрепляли крючком к лифу.

Согласно правилам бального этикета, чтобы пригласить даму на танец, кавалер подходил к ней, кланялся и произносил учтивую фразу, например: «Позвольте мне иметь честь пригласить вас на кадриль (мазурку, вальс и т. п.)».

Бальный блокнот
Бальный блокнот

Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом. Кавалер подавал даме свою правую руку, дама подавала кавалеру левую руку, и пара отправлялась участвовать в танце.

На кадриль или вальс можно было приглашать даму любому человеку, но изначально нужно было представиться ей.

На мазурку или котильон следовало приглашать только хорошо знакомых девушек или родственниц.

Вильгельм Гаузе – Император Франц Иосиф (1830–1916) на балу в Вене в 1900 году в честь начала нового века. Художник Вильгельм Гаузе, 1900 г.
Вильгельм Гаузе – Император Франц Иосиф (1830–1916) на балу в Вене в 1900 году в честь начала нового века. Художник Вильгельм Гаузе, 1900 г.

Если дама была не одна, а в компании спутника или друзей, нужно было сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.

Помимо танцев, на балах часто устраивались театральные представления, музыкальные номера и другие развлечения.

«Бал в Новом дворце. 1829 год» . Художник Адольф фон Менцель, 1854 г.
«Бал в Новом дворце. 1829 год» . Художник Адольф фон Менцель, 1854 г.

Особое внимание уделялось этикету. Все гости строго следовали установленным правилам поведения: приветствия, манеры, порядок представления и знакомства были регламентированы.

За соблюдением порядка и дисциплины должны были следить специально назначенные церемониймейстеры. Они могли указать присутствовавшим на недопустимость громких разговоров и необходимость занимать строго определённые места.

"На балу". Художник Берта Моризо, 1875 г.
"На балу". Художник Берта Моризо, 1875 г.

Декорации и оформление залов также играли важную роль. Интерьеры украшались цветами, свечами, зеркалами и изысканными тканями, создавая атмосферу роскоши и торжественности. Музыкальное сопровождение было тщательно подобрано, а оркестры состояли из лучших музыкантов, способных поддержать нужный ритм и настроение.

Нельзя не отметить и политический аспект балов при дворе Николая I. Эти мероприятия служили площадкой для неформального общения представителей различных слоев власти и аристократии, обмена новостями и укрепления связей.

"Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года". Художник Кардовский Д.Н., 1915 г.
"Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года". Художник Кардовский Д.Н., 1915 г.

Важной частью бала была церемония представления дебютанток — молодых девушек из знатных семей, впервые появлявшихся в высшем обществе. Этот ритуал символизировал их вступление во взрослую жизнь и подготовку к браку, что имело огромное социальное значение и строго регламентировалось этикетом.

Представление дебютанток сопровождалось особой торжественностью: девушки появлялись в сопровождении родственников или наставников, их приветствовали высшие чины и члены императорской семьи, а затем приглашали к танцу. Для первого бала девушки не могли позволить себе вычурные наряды. Обычно это было белое лаконичное платье без глубокого декольте, с лентой-поясом розового или голубого цвета.

"Бал в честь Александра II в Гельсингфорсе в сентябре 1863 года в здании вокзала". Художник Зичи М.А., 1864 г.
"Бал в честь Александра II в Гельсингфорсе в сентябре 1863 года в здании вокзала". Художник Зичи М.А., 1864 г.

Важным элементом бала была и церемония окончания вечера. Обычно бал завершался под звуки последних танцев, после чего гости постепенно покидали зал, сопровождаемые поклонами и благодарностями хозяевам мероприятия. Прощание происходило в строго регламентированной форме, отражая общую атмосферу порядка и уважения, царившую на протяжении всего вечера.

Балы при дворе Николая I были не только развлечением, но и важным инструментом поддержания социальной иерархии, демонстрации статуса и соблюдения традиций российского дворянства. Они отражали дух времени — сочетание торжественности, строгости и изящества, характерных для первой половины XIX века.

Буду рада вашим лайкам и комментариям!