Найти в Дзене

Истории на каждый день: 8 декабря в классической музыке

Почти глухой Бетховен выходит к оркестру играть для раненых солдат — и вторая часть его новой симфонии так потрясает зал, что её требуют сыграть ещё раз. Что это была за музыка? День, когда раненым солдатам сыграли «апофеоз танца»: премьера Седьмой симфонии Бетховена Премьера Седьмой симфонии для раненых, 1813 год. 8 декабря 1813 года зал Венского университета заполняют офицеры в шинелях, придворные дамы и любопытствующие горожане. В Австрии только что отгремели сражения наполеоновских войн, под Ганау прошла кровавая битва, и этот вечер объявлен благотворительным концертом в пользу раненых солдат. За пульт выходит почти оглохший Людвиг ван Бетховен — представить новую Седьмую симфонию ля мажор, op. 92. Музыка после войны Битва при Ганау, 1813 г. Эта симфония родилась ещё до последних кампаний, в 1811–1812 годах, когда композитор лечился на водах в чешском Теплице. Там, среди прогулок и процедур, он записывает первые наброски, а позже признаётся, что считает Седьмую одним из своих лучши
Оглавление
Почти глухой Бетховен выходит к оркестру играть для раненых солдат — и вторая часть его новой симфонии так потрясает зал, что её требуют сыграть ещё раз. Что это была за музыка?

День, когда раненым солдатам сыграли «апофеоз танца»: премьера Седьмой симфонии Бетховена

Премьера Седьмой симфонии для раненых, 1813 год.
Премьера Седьмой симфонии для раненых, 1813 год.

8 декабря 1813 года зал Венского университета заполняют офицеры в шинелях, придворные дамы и любопытствующие горожане. В Австрии только что отгремели сражения наполеоновских войн, под Ганау прошла кровавая битва, и этот вечер объявлен благотворительным концертом в пользу раненых солдат. За пульт выходит почти оглохший Людвиг ван Бетховен — представить новую Седьмую симфонию ля мажор, op. 92.

Музыка после войны

Битва при Ганау, 1813 г.
Битва при Ганау, 1813 г.

Эта симфония родилась ещё до последних кампаний, в 1811–1812 годах, когда композитор лечился на водах в чешском Теплице. Там, среди прогулок и процедур, он записывает первые наброски, а позже признаётся, что считает Седьмую одним из своих лучших сочинений.

Его слух тем временем стремительно ухудшается: он всё хуже различает речь, живёт в полузвуке, но в музыке слышно не болезнь, а нарастающую жизненную силу — ритм, от которого буквально кружится голова.

Глухой дирижёр и «звёздный» оркестр

Бетховен ведёт оркестр на премьере Седьмой симфонии.
Бетховен ведёт оркестр на премьере Седьмой симфонии.

Оркестр этим вечером собрали из лучших музыкантов Вены. Партию первой скрипки ведёт Игнац Шуппанциг, в составе — Луи Шпор, Иоганн Непомук Гуммель, Джакомо Майербер, Антонио Сальери, Доменико Драгонетти

и другие знаменитости.Сам Бетховен стоит перед ними и дирижирует так, что, по воспоминаниям Шпора, на форте буквально подпрыгивает, а на пиано почти приседает к полу. Музыканты украдкой следят не только за ним, но и за уверенной рукой концертмейстера: гений мчится вперёд, оркестр старается не отстать.

Когда вторая часть затмила всё

Первая часть с длинным торжественным вступлением проходит с успехом, но зал по-настоящему взрывается, когда звучит вторая часть — Allegretto. Мрачное остинато в струнных, шаг за шагом нарастающее напряжение, словно медленное шествие раненых по зимним улицам Вены. Многие слушатели воспринимают её как поминальную музыку по павшим под Ганау. Когда звучит последний аккорд, публика поднимается и настойчиво требует повторить часть ещё раз — редкий случай, когда фрагмент симфонии исполняют дважды прямо в середине концерта.

Пушечный гром Битвы при Виттории, 1813 г.
Пушечный гром Битвы при Виттории, 1813 г.

В тот вечер вместе с Седьмой симфонией звучит и громкая батальная пьеса «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» с имитацией пушечных выстрелов и военных сигналов. Она сразу завоёвывает публику, но время расставит акценты по-своему: именно тихая, упрямая поступь Allegretto и вихрь финала сделают эту симфонию одной из самых любимых в истории.

Позже Рихард Вагнер назовёт её «апофеозом танца» — праздником ритма, родившимся на благотворительном концерте для людей, которые слишком хорошо знали цену войне.

А ещё в этот день...

Когда замолкает музыка короля: смерть Антуана Боэссе

Антуан Боэссе, 1587–1643 гг.
Антуан Боэссе, 1587–1643 гг.

8 декабря 1643 года в Париже умирает Антуан Боэссе — человек, чья музыка звучала при французском двореболее тридцати лет. При Людовике XIII придворные праздники и балеты проходили под его песни: вместе с тестем Пьером Гэдроном он во многом задавал звучание королевской роскоши.

Родившийся в Блуа и рано оказавшийся при дворе, Боэссе стал суперинтендантом королевской музыки, сменив на этом посту своего тестя. Он сочинял изящные придворные песни и балеты, был одним из первых, кто приучал Францию к новому барочному стилю и генерал-басу.

При дворе Боэссе был знаком с учёными Мареном Мерсенном и Рене Декартом; его манера украшать мелодии становилась предметом обсуждения в учёных кругах. А его сына, Жана-Батиста Боэссе, ждал долгий композиторский путь при дворе. Сегодня имя Антуана звучит редко, но в его тихих, камерных мелодиях слышен живой голос раннего французского барокко.

Как сыграть на органе при дворе, пережить революцию и остаться звездой: день рождения Клода Бальбастра

Клод Бальбатр, 1724–1799 гг.
Клод Бальбатр, 1724–1799 гг.

8 декабря 1724 года в Дижоне родился мальчик, которому суждено было превратить церковную службу в событие светской хроники. Его звали Клод Бальбастр — сын провинциального органиста, ученик семьи Рамо, будущая звезда музыкального Парижа. Уже в молодости он уезжает в столицу и быстро занимает самые завидные кафедры: церковь Сен-Рош, позже Нотр-Дам, придворная Королевская капелла.

На мессах у Бальбастра было не протолкнуться: парижане шли слушать не только проповедь, но и его виртуозные импровизации. Современники вспоминали, как английский путешественник Чарльз Берни бросил обед, чтобы успеть на службу в Сен-Рош, где знаменитый Бальбастр между стихами «Magnificat» играл менуэты, фуги, охотничьи сценки и даже танцевальные «шуточки» — и прихожанам это нравилось. Его популярность была настолько велика, что архиепископ Парижа однажды запретил ему играть на некоторых службах: толпы в храме мешали нормальному богослужению.

Когда началась Французская революция, придворные связи могли стоить музыканту жизни. Но Бальбастр выживает: он меняет роскошные придворные пьесы на обработки революционных гимнов, включая «Марсельезу» и «Ça ira», и продолжает играть на органе уже для новой публики. Сегодня мы вспоминаем его рождение не только как дату в биографии, а как появление человека, который показал, что орган способен свести с ума и верующих, и завсегдатаев светских салонов.

День рождения Яна Сибелиуса: композитор, научивший оркестр говорить языком север

Ян Сибелиус, 1865–1957 гг.
Ян Сибелиус, 1865–1957 гг.

8 декабря 1865 года в городке Хямеэнлинна появляется на свет мальчик по имени Юхан Юлиус Кристиан Сибелиус. Дома говорят по-шведски, за окнами — финские леса и улицы провинции. Позже он возьмёт более звучную для афиш форму имени Ян Сибелиус, и под этим именем его узнает музыкальный мир.

В семье рано остаются без отца, деньги считают внимательно, но в доме есть главное богатство — фортепиано и скрипка. Мальчик подбирает мелодии на слух, записывает их на нотную бумагу и всё чаще думает не о «солидной» профессии, а о музыке.

Из этого тихого городка вырастет композитор, который соединит в звучании симфонии, скрипки и оркестра простор северной природы, народные интонации и строгую форму. Для многих слушателей именно музыка Сибелиуса станет первым знакомством с внутренним, суровым, но поэтичным севером.

Как мальчик из семьи сапожника стал композитором и попал на римскую сцену: день рождения Джакомо Сетаччоли

Джакомо Сетаччоли, 1868–1925 гг.
Джакомо Сетаччоли, 1868–1925 гг.

8 декабря 1868 года в городке Корнето (ныне Тарквиния) рождается сын сапожника — будущий композитор Джакомо Сетаччоли. Вместо ремесла отца он выбирает флейту и учёбу в римском лицее Санта-Чечилия, где занимается у мастера Чезаре Де Санктиса и постепенно становится заметной фигурой в музыкальной среде Рима.

Его первая опера «Последний из абенсерагов» по мотивам трагедии Генриха Гейне «Алмансор» в 1893 году звучит на сцене Национального театра Рима и приносит автору успех и новые заказы. За ней следуют другие оперы, оркестровые и камерные сочинения, преподавание в Академии Санта-Чечилия и работа музыкальным критиком.

Сегодня имя Сетаччоли почти не появляется в афишах, но в родной Тарквинии есть улица с его именем, а местные музыканты и оркестр «Giacomo Setaccioli» бережно возвращают к жизни его музыку.

Мальчик с башни, который услышал мир: рождение Богуслава Мартину

Богуслав Мартину, 1890–1959 гг.
Богуслав Мартину, 1890–1959 гг.

8 декабря 1890 года в чешском городке Поличка ребёнок появляется на свет… в комнате высоко над землёй. Семья сторожа жила прямо в колокольной башне костёла, и маленький Богуслав Мартину рос под перезвон колоколов, глядя на мир сверху — как будто с собственной музыкальной обсерватории.

Для будущего композитора эти звуки станут его первой «школой оркестровки». Его музыка смешает чешский фольклор, джаз, городскую суету Парижа и тревожный ХХ век — от войн до эмиграции. Но в самых разных стилях и странах за ним всегда будет тянуться тонкая нить к небольшому чешскому городку Поличка, где мальчик учился слушать мир с башни и однажды превратил этот опыт в свой неповторимый композиторский голос.

А какая история из этого выпуска произвела на вас самое сильное впечатление? Поделитесь в комментариях.

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #Бетховен #АнтуанБоэссе #КлодБалбастр #ЯнСибелиус #ДжакомоСетаччоли #БогуславМартину

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.