Австрийский музыкант пишет для Петербурга зажигательные мазурки и нежные адажио, а через несколько десятилетий доживает в бедности в Вене. История удивительного взлёта и забвения Людвига Минкуса.
Людвиг Минкус – забытый маэстро русского балета
Сцена из балета «Дон Кихот» — одного из шедевров Людвига Минкуса. Под эту зажигательную музыку зрители аплодируют уже полтора века, хотя имя её создателя сегодня известно не каждому. Австриец по происхождению, Минкус стал душой русской балетной музыки второй половины XIX века, подарив балетному миру мелодии, которые до сих пор вызывают восторг и сияние на сцене.
На службе у Императорских театров
В 1871 году Людвиг Минкус занял пост композитора балетной музыки при Санкт-Петербургских Императорских театрах. На этой должности он проработал пятнадцать лет до 1886 года, сочиняя балеты для главных петербургских постановок. Особенно плодотворным было сотрудничество Минкуса с гениальным хореографом Мариусом Петипа — их творческий союз подарил миру вечные спектакли: «Дон Кихот», «Баядерка», «Пахита», «Камарго», «Роксана, краса Черногории» и другие шедевры. Минкус словно чувствовал замыслы Петипа: будь то зажигательный испанский колорит «Дон Кихота» или таинственная восточная экзотика «Баядерки» — музыка композитора вдохновляла танцовщиков и завораживала публику.
Мелодии и стиль, опередившие время
Яркие вальсы, нежные адажио и темпераментные марши — музыкальный стиль Минкуса отличался простотой, мелодичностью и безупречным чувством ритма. Его партитуры были понятны и приятны на слух балетмейстерам и зрителям, благодаря чему танцовщики могли раскрывать весь блеск хореографии. Минкус не стал столь же знаменитым, как, например, Пётр Чайковский, но его работы были крепко сделаны и обладали стройной гармоничной формой. Композиторы следующего поколения унаследовали от Минкуса понимание того, как музыка может служить танцу. Недаром даже спустя годы его мелодии оставались эталоном балетной классики, на которой учились новые мастера.
От триумфа к забвению
Музыка Минкуса гремела на имперской сцене, но судьба самого композитора сложилась драматично. В 1891 году, после упразднения его должности и завершения службы в Императорских театрах, он уехал из России на родину — в Австрию. Последние годы маэстро провёл в Вене почти в одиночестве и бедности: начавшаяся Первая мировая война отрезала ему российскую пенсию, и некогда прославленный автор оказался забыт современниками. Людвиг Минкус скончался 7 декабря 1917 года в Вене, вдали от страны, которой отдал свои лучшие мелодии.
Однако даже смерть не заставила замолчать его музыку. Торжественные па-де-де и нежные вариации Минкуса до сих пор звучат со сцены, вызывая восторг у новых поколений любителей балета. В день памяти композитора мы вспоминаем его с глубоким уважением: пусть имя Людвига Минкуса не столь на слуху, но его вдохновенные мелодии навечно вписаны в историю балета — а значит, память о нём будет жить.
А ещё в этот день...
Как фламандский маэстро научил Венецию петь в два хора: день памяти Адриана Вилларта
7 декабря 1562 года в Венеции умирает Адриан Вилларт — фламандский мастер, изменивший музыкальный облик города. Более тридцати лет он руководил капеллой собора Святого Марка и стал одним из первых, кто систематически размещал хоры на противоположных галереях. Так рождается знаменитое венецианское «стерео» эпохи Возрождения: голоса, перекликаясь через пространство, создают живое, объёмное звучание.
Вилларт блестяще соединил сложную северную полифонию с итальянской мелодичностью. Его многохорные псалмы — настоящая звуковая архитектура: один хор начинает фразу, другой, отвечая из дальнего угла храма, подхватывает и развивает тему. Это уже не просто богослужебное пение, а грандиозное акустическое действо, рассчитанное на уникальное пространство Сан-Марко.
Вокруг Вилларта формируется круг учеников и последователей — Андреа Габриели, Джозеффо Царлино и другие. Они доведут новый стиль до невиданного размаха, но именно Вилларта считают отцом венецианской школы. В день его смерти Венеция уже дышит этим пространственным звучанием, где эхо многоголосия стало такой же приметой города, как отражения дворцов в водах каналов.
Как сын тосканского пекаря перевернул оперу: день рождения Пьетро Масканьи
7 декабря 1863 года в портовом Ливорно рождается мальчик, которого отец, хозяин небольшой пекарни, видел не за нотами, а за «надёжной профессией». Но маленький Пьетро Масканьи вместо запаха свежего хлеба тянется к звуку органа и к учителю музыки Алфредо Софредини. Семья рассчитывает на «надёжную профессию», а он уже пишет свои первые пьесы и мечтает о сцене.
Учёба в Миланской консерватории заканчивается бунтом: Масканьи бросает занятия, отправляется в провинциальные труппы, дирижирует опереттами, даёт уроки и по ночам сочиняет «настоящую» музыку. Где-то между скрипучим пианино, дешёвыми гостиницами и репетициями рождается его будущая опера «Сельская честь».
В 1890 году одноактная деревенская трагедия выигрывает конкурс издателя Сонзоньо и вызывает в Риме сенсацию: на сцене — простые люди, ревность, кровь, никаких королей и мифов. С этой оперы начинается итальянский веризм — новый грубоватый, «жизненный» театр. Всё это вырастет из судьбы мальчика, который 7 декабря родился в семье пекаря и осмелился пойти за музыкой.
Как ученик Дворжака стал королём оперетты: день рождения Рудольфа Фримля
7 декабря 1879 года в Праге рождается будущий король музыкального театра — композитор Рудольф Фримль. Мальчик попадает в Пражскую консерваторию, где изучает фортепиано и композицию у самого Антонина Дворжака: строгий классический фундамент, гаммы, этюды и первые опыты в сочинении музыки.
После консерватории Фримль становится пианистом-аккомпаниатором знаменитого скрипача Яна Кубелика и вместе с ним отправляется на гастроли по Европe и Соединённым Штатам. Там он чувствует: будущее — по эту сторону океана. Эмиграция в Америку открывает перед ним новый мир: вместо академических концертов — сцена музыкального театра и жаждущий зритель.
В Нью-Йорке вчерашний классический пианист превращается в автора оперетт: появляются «The Firefly», «Rose-Marie», «The Vagabond King», «The Three Musketeers». Его мелодии, выросшие из европейской романтической традиции, неожиданно становятся голосом «старой Европы» на американской сцене. Так биография ученика Дворжака превращается в историю о том, как один чешский пианист помог сформировать звучание американского музыкального театра.
Как хормейстер из Ленинграда стал голосом Серебряного века: день рождения Дмитрия Смирнова
7 декабря 1952 года в Ленинграде родился Дмитрий Смирнов — композитор, подаривший голос поэзии Серебряного века. Его путь в музыке начался в легендарном Хоровом училище при капелле, а продолжился в Консерватории, где он впитал лучшие традиции русской хоровой школы, блестяще овладев дирижированием.
Смирнов сумел оживить великие стихи в музыке. Много лет руководя хором и одновременно сочиняя, он создал свой неповторимый мир: хоровой концерт «Приявший мир» на стихи Блока, кантата «Полночные стихи» на стихи Ахматовой, концерты и циклы на стихи Цветаевой и Пастернака стали жемчужинами репертуара профессиональных хоров в России и за рубежом.
В его музыке хор звучит как целый оркестр голосов: то растворяясь в призрачном шёпоте, то взлетая мощными, живописными волнами. Эта утончённая «звучащая поэзия» соединяет строгую академическую школу и вечно юную, трепетную душу Петербурга.
Как «черновая» премьера Прокофьева сделала флейту героиней сцены
7 декабря 1943 года в Бетховенском зале Большого театра в Москве состоялось не обычное выступление, а строгий творческий просмотр для комитета по премиям. На сцену вышли пианист Святослав Рихтер и флейтист Николай Харьковский, чтобы впервые исполнить новое сочинение Сергея Прокофьева — Сонату для флейты и фортепиано. В разгар войны её светлая, классичная и лиричная музыка прозвучала как глоток воздуха, напоминая о мире и гармонии.
Хотя официальная премия обошла это произведение, истинную награду соната получила от музыкантов. Она произвела на присутствующих огромное впечатление. Особенно ею восхитился скрипач Давид Ойстрах, который вскоре убедил Прокофьева создать переложение для скрипки. Так родилась знаменитая Вторая скрипичная соната, но своё первое дыхание шедевр взял именно в звучании флейты.
С этого тихого, почти рабочего просмотра начался триумфальный путь опуса 94. Из небольшой сонаты, рождённой в суровое военное время, она выросла в одну из ключевых вершин мирового репертуара для флейты, которую исполняют в концертных залах по всей планете.
А какая история из этого выпуска произвела на вас самое сильное впечатление? Поделитесь в комментариях.
#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #ЛюдвигМинкус #АдрианВилларт #ПьетроМасканьи #РудольфФримль #ДмитрийСмирнов #СергейПрокофьев
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.