Числа, уравнения, теории — эти понятия известны нам из математики. Но остаются ли они в пределах одной дисциплины? Может быть, все в мире построено на числах, но мы этого не замечаем? Вокруг этих вопросов крутится дебютный полнометражный фильм американского кинорежиссера Даррена Аронофски под названием «Пи». Давайте разберемся в рубрике «Кино на фокус», есть ли ответы на эти вопросы.
Сюжет
Макс Коэн — молодой математик, открывший свой талант еще в детстве. Сквозь годы он пронес увлечение теорией чисел и серьезные психологические проблемы. Живя по принципу, что «всюду в природе существуют системы», Коэн пытается найти ее в курсах биржевых акций. Результатом исканий Коэна становится 216-значный код, который, кажется, является ответом. О его открытии прознают воротилы с Уолл-стрит и евреи, последователи хасидизма. Они начинают охотиться за знаниями Макса, но все планируют распоряжаться ими в собственных целях.
О фильме
Премьера ленты состоялась в 1998 году. Бюджет составлял всего $60 тыс., которые режиссер буквально собирал по друзьям. Декорации делались из того, что окажется под рукой, а о разрешении на съемку и говорить не приходится.
Весь фильм снят на черно-белую пленку, скорее всего, в качестве экономии на создании ленты. Однако это не идет ей в минус: в таком колоре создается своя неповторимая атмосфера. Да и вообще лента Аронофски — это тот случай, когда из ничего рождается что-то новое, необычное, а впоследствии и культовое. Так, например, за неимением необходимого оборудования, операторам приходилось по большей части снимать что называется «с рук», без стабилизаторов, кранов и прочего. Это придает картинке живость и натуральность, будто кадры являются документальными. А во время экшен сцен, камера крепилась к актерам. Получалась дерганая картинка, но это придавало моментам эффект напряжения и тревожности, что отлично синхронизировалось с атмосферой.
Отдельного упоминания достойно звуковое сопровождение композитора Клинта Мэнселла. Смесь техно и индастриала с медитативными нотками переплетает в себе все сюжетные составляющие фильма. Саундтрек можно слушать даже в отрыве от ленты, поскольку он отвечает и на запросы музыки 90-х как таковой.
«Все, что нас окружает, можно понять с помощью чисел»
Макс является скептиком. Он не признает никакого иного вмешательства в ход жизни, кроме научного. Для него не существует «человеческого фактора», даже свою жизнь он превратил в систему: каждодневная работа, посещение местной забегаловки, поездка в метро. Не тратя время на отдых, герой пытается найти подтверждение своей теории. Это негативно сказывается на его психологическом здоровье. Его постоянно одолевают головные боли, галлюцинации, с которыми он борется употреблением больших доз препаратов. Также Коэн страдает манией преследования, но не безосновательно. Пытаясь подогнать все человеческое существование под систему, он подгоняет себя к краю собственного рассудка.
Интересно, что городская подземка становится метафорой внутреннего мира Коэна, поскольку именно в ней у него происходят самые страшные галлюцинации и приступы помутнения разума. Метро является неким отражением «темной» стороны психики героя.
Ученик превосходит учителя, но стоит ли оно того?
Важным героем картины является Сол Робсон — наставник Макса. Мистер Робсон 30 лет изучал число Пи, но не пришел к искомому результату. Умудренный собственным опытом, он советует Коэну завести жену, чтобы тот не уходил в работу с головой.
Отбросив научное оцепенение, ты сразу превратишься из математика в нумеролога,
— говорит Робсон.
Осознавая, к каким последствиям может привести своего ученика эта интеллектуальная борьба, Сол настаивает на том, что Максу стоит прекратить свои искания. В свою очередь Коэн понимает, что близок к разгадке; вот-вот он превзойдет своего учителя и подтвердит свою теорию.
Робсон как никто другой понимал, какие необратимые последствия могут ожидать своего ученика, и пытался спасти Макса от интеллектуального кризиса.
«Мне плевать на тебя. Мне важно только то, что у тебя в голове!»
Сотрудники биржи видят в знаниях Макса нескончаемый денежный поток. Для них Коэн — лишь инструмент, игрушка, Золотая антилопа, которая, высекая искры в своем разуме, будет приносить им горы финансов.
Капитализм в чистом его проявлении. Для достижения своих целей Уолл-стрит не остановится ни перед чем, сметая неугодных со своей дороги. Подтверждение новых теорий устройства мироздания для них не имеет никакого значения, собственная власть и богатство стоят на первом месте.
«Вы хотите сказать, что у меня в голове истинное имя Бога?»
Да-да, хасиды видят в коде Макса путь к Всевышнему. Думаю, не стоит говорить, насколько важное значение для них имеет знание математика. Такую информацию не доверят обычному смертному, поэтому Коэн начинает осознавать себя мессией, Посланником истины Божией. Он считает, что видел Бога, что это были не галлюцинации.
Заключение
Точно можно сказать, что это один из самых интересных режиссерских дебютников. В прокате фильм собрал всего $3,2 млн, но все равно стал культовым. На фестивале «Сандэнс» в 1998 году, где фильм был презентован впервые, он получил премию за режиссуру.
«Пи» нельзя отнести к какому-то определенному жанру. Каждый зритель увидит здесь что-то свое, будь то психологический триллер, нуарный детектив, философская притча или социальная драма. От этого не менее интересным становится повторный просмотр ленты, к тому же скромный хронометраж в 1 час 24 минуты способствует этому.
Философу Фрэнсису Бэкону приписывают фразу, что «знание — сила». Через пару лет после выхода «Пи» Аронофски в одном фильме прозвучала следующая фраза: «с большой силой приходит большая ответственность». Основываясь на этих цитатах мы получаем один из выводов, который можно заключить после просмотра фильма Аронофски. Важно уметь распоряжаться своими знаниями, иначе случится непоправимое.
Смотрите и пересматривайте дебютный полнометражный фильм Даррена Аронофски и делитесь своими выводами в комментариях.
Автор: Артур Пчелкин