Отличный вопрос! Замена шаровой опоры на «классике» (ВАЗ 2101-2107) — одна из самых частых и посильных операций для самостоятельного ремонта. Вот подробная инструкция.
Важно! Работайте безопасно
· Используйте домкрат и обязательно установите автомобиль на надежные подпорки (козелки). Никогда не работайте под машиной, стоящей только на домкрате.
· Применяйте ручной тормоз и противооткатные упоры под колеса.
· Будьте готовы приложить значительное усилие, так как соединения часто «прикипают».
Что вам понадобится (инструменты и материалы):
1. Новая шаровая опора (лучше с запасом — меняются обычно парами, левая и правая).
2. Набор ключей и головок (в основном на 13, 17, 19, 22, 24 мм).
3. Съёмник шаровых опор («расчётка») или мощная монтировка. Без съёмника снять шаровую очень сложно.
4. Молоток (желательно тяжелый, 1-1.5 кг).
5. Проникающая жидкость (WD-40, Liquid Wrench и аналоги).
6. Домкрат, подпорки, противооткатные упоры.
7. Монтажная лопатка или монтировка.
8. Новые гайки (если не идут в комплекте с шаровой, особенно гайка пальца).
9. Моментный ключ — для правильной затяжки.
10. Новый палец рулевой тяги (на случай, если его резьбу повредите при снятии).
11. Съёмник рулевых тяг (можно обойтись молотком, но съёмник безопаснее и эффективнее).
---
Пошаговая инструкция по замене
Этап 1: Подготовка и снятие колеса
1. Поставьте машину на ровную площадку, затяните ручник, подставьте упоры под колеса.
2. Ослабьте гайки на колесе, которое снимаете (например, переднее правое).
3. Поддомкратьте автомобиль за безопасное место (например, за балку переднего моста) и установите на подпорки.
4. Снимите колесо и отложите в сторону.
Этап 2: Отсоединение шаровой опоры
Шаровая опора соединяет поворотный кулак ступицы с нижним рычагом подвески. На нее также опирается пружина.
1. Отсоедините рулевую тягу:
· С помощью съёмника выпрессуйте палец рулевой тяги из поворотного кулака. Можно аккуратно бить молотком по ушку поворотного кулака, но есть риск повредить рулевую тягу.
· Не бейте по самому пальцу – вы можете сорвать резьбу.
2. Освободите пружину от давления:
· Это ключевой момент безопасности! Подставьте домкрат под нижний рычаг (ближе к шаровой) и приподнимите его, чтобы снять нагрузку с пружины.
· Теперь можно безопасно откручивать гайку шарового пальца.
3. Открутите гайку шарового пальца (на 24 мм), которым шаровая крепится к поворотному кулаку.
· Важно: Не выкручивайте ее до конца! Оставьте 3-4 витка резьбы, чтобы шаровая не вылетела с силой, когда будете ее выбивать.
4. Выпрессуйте шаровой палец из поворотного кулака:
· Используйте специальный съёмник — это самый правильный способ. Установите его и выверните винт, палец выйдет с щелчком.
· Альтернатива (народный метод): Наденьте на гайку защитную пластину (или вторую гайку, чтобы не сорвать резьбу) и аккуратно бейте молотком по торцу пальца через медную или алюминиенюю проставку. После нескольких ударов палец выйдет из конусного гнезда. Затем можно открутить гайку полностью.
Этап 3: Снятие шаровой опоры с рычага
Шаровая прикручена к нижнему рычагу тремя болтами (иногда заклепками, если опора родная).
1. Обработайте соединения проникающей жидкостью.
2. Открутите три болта крепления (обычно на 13 или 17 мм), удерживая головки вторым ключом.
· Если шаровая посажена на заклепки, их нужно высверлить (сверлом 8-10 мм) или срубить зубилом. Новые опоры всегда крепятся болтами из комплекта.
3. После откручивания болтов шаровая опора свободно вынимается из проушины нижнего рычага.
Этап 4: Установка новой шаровой опоры
1. Подготовьте посадочное место: очистите проушину на рычаге от грязи и ржавчины.
2. Установите новую шаровую на место и прикрутите тремя новыми болтами и гайками из комплекта.
· Не затягивайте окончательно! Сначала наживите все гайки, чтобы шаровая могла немного двигаться для совмещения.
3. Установите шаровой палец в поворотный кулак.
· Заведите палец в гнездо.
· Наденьте новую гайку (старую лучше не использовать) и затяните ее от руки.
4. Совместите все детали и затяните с правильным моментом:
· Опустите домкрат из-под рычага – теперь пружина создаст давление, и все детали встанут в рабочее положение.
· Затяните с моментом:
· Гайка шарового пальца – 80-85 Н·м (8-8.5 кгс·м). После затяжки зашплинтуйте ее (просверлите шплинт, если его нет).
· Болты крепления опоры к рычагу – 70-80 Н·м (7-8 кгс·м).
· После затяжки болтов к рычагу, еще раз проверьте гайку пальца.
Этап 5: Сборка
1. Присоедините рулевую тягу: Установите палец тяги в поворотный кулак и затяните новую гайку моментом 70-80 Н·м. Обязательно зашплинтуйте гайку.
2. Проверьте все соединения, убедитесь, что ничего не забыли.
3. Установите колесо на место, но не затягивайте гайки/болты до конца.
4. Аккуратно опустите автомобиль на землю с помощью домкрата.
5. Окончательно затяните колесные болты/гайки в крестообразной последовательности.
Обязательно после замены!
· Сделайте развал-схождение. После замены шаровой геометрия подвески меняется, колеса будут стоять неправильно. Это приведет к ускоренному износу шин и ухудшению управляемости.
· Проверьте уровень и состояние масла в редукторе заднего моста. Работая с подвеской, вы могли его перекосить, и масло могло уйти в сапун.
Полезные советы
· Меняйте шаровые опоры парами (левую и правую), даже если вторая еще «ходит».
· При выборе новой опоры обратите внимание на наличие пресс-масленки. Опоры с ней служат дольше, так как их можно обслуживать, закачивая свежий смазочный материал.
· После замены при первой поездке избегайте резких маневров, сначала убедитесь, что все работает правильно.
Удачи в ремонте! Работа требует усилий, но вполне выполнима в гараже своими руками.