Найти в Дзене
Технология войны

Спутники-шпионы НАТО: как нейтрализовать?

Июль 2021 года: помеха в работе натовского РЛС-спутника разведки. Друзья, отставим пока в сторону историю развития военной техники. И обратимся к актуальному вопросу: спутниковой разведки. Всем сейчас известно, что в современной войне связь и разведка - это основа основ. И наблюдение за противником из космоса стало важным военным преимуществом. Минусом спутниковой разведки является то обстоятельство, что аппарат должен кружить по достаточно низкой орбите , чтобы быть ближе к наблюдаемому объекту. Это означает, что над каждой точкой маршрута он пролетает достаточно быстро. И тогда важный параметр: как часто спутник пролетает над одной и той же точкой земной поверхности. Этот параметр называется "частотой обновления данных". Понятно, что чем этот параметр короче, тем новее разведывательные данные, которые добывает вся спутниковая группировка. Спутники оптической разведки. Спутниковая разведка бывает оптическая - её результаты мы вполне себе представляем, разглядывая карты "Яндекс" или "
Оглавление
Июль 2021 года: помеха в работе натовского РЛС-спутника разведки.
Июль 2021 года: помеха в работе натовского РЛС-спутника разведки.

Друзья, отставим пока в сторону историю развития военной техники. И обратимся к актуальному вопросу: спутниковой разведки.

Всем сейчас известно, что в современной войне связь и разведка - это основа основ. И наблюдение за противником из космоса стало важным военным преимуществом.

Минусом спутниковой разведки является то обстоятельство, что аппарат должен кружить по достаточно низкой орбите , чтобы быть ближе к наблюдаемому объекту. Это означает, что над каждой точкой маршрута он пролетает достаточно быстро. И тогда важный параметр: как часто спутник пролетает над одной и той же точкой земной поверхности. Этот параметр называется "частотой обновления данных". Понятно, что чем этот параметр короче, тем новее разведывательные данные, которые добывает вся спутниковая группировка.

Спутники оптической разведки.

Спутниковая разведка бывает оптическая - её результаты мы вполне себе представляем, разглядывая карты "Яндекс" или "Гугл", нажимая опцию "Спутник". Некоторые граждане на карте даже могут найти в своём дворе свой автомобиль на парковке, а также знакомых людей на лавочках, самокаты на стоянках. В то же время все знают, что такие снимки критически зависят от облачности. Даже на картах, которые составляются из "склеек" фотографий, полученных в ясную погоду, временами попадаются закрытые облаками фрагменты.

У нас.

Сейчас Россия использует два спутника оптической разведки "Персона" в интересах МО и Службы Внешней Разведки. Они были запущены на орбиту в 2012 и 2015 гг. Срок их гарантированной работы - 7 лет, поэтому по данным, имеющимся в Сети, в настоящий момент работает только один аппарат (но это неточно). Частота обновления данных у "Персоны" в открытых источниках заявлена как очень низкая: один раз в две недели. С чем связана такая медлительность - не совсем понятно. Возможно, что виной этому - неустойчивая работа систем спутника, или относительно медленный канал связи.

"Ресурс-П" и "Персона": оптические спутники конца Холодной войны весом в 7 тонн.
"Ресурс-П" и "Персона": оптические спутники конца Холодной войны весом в 7 тонн.

У "Персоны" есть вполне мирный вариант: спутники ресурсно-геологической разведки "Ресурс-П" с полосой наблюдения от 440 до 38 километров, и с высоким разрешением до 70 см. За 2024 год их запустили 2 штуки, но обновление данных у них именно мирное, неспешное: 2 раза в месяц.

Позднее, между 2022 и 2024 гг. на орбиту запустили 4 более новых спутника оптической разведки "Барс-М" со сроком службы 5 лет и общей частотой обновления данных раз в 18 часов. Таким образом - на данный момент в распоряжении России есть 6-7 оптических спутников с частотой обновления данных 18-17 часов.

У них

А как обстоит дело с оптической разведкой в странах НАТО? У США сейчас на орбите тоже есть один гражданский спутник "Лэндсат-8" с частотой повторения сьёмки раз в 16 суток. Аналогичная госпрограмма есть у Европейского космического агентства: два спутника программы "Сэнтинел-2" с частотой мультиспектральной съёмки раз в пять суток.

Но вообще-то "глаза ЦРУ" ещё со времён Холодной войны - это четыре спутника-телескопа КН-11 "Кеннан". Именно один из таких "шпионов" в своё время был передан в распоряжение НАСА, которые в итоге превратили его во всемирно известный телескоп "Хаббл". Однако все остальные спутники этой серии смотрели вовсе не в зенит, а в надир. Частота обновления данных группировки КН-11 составляет 24 часа.

КН-11 "Кеннан" фотографирует повреждённый мост. Вес спутника от 17 до 19 тонн.
КН-11 "Кеннан" фотографирует повреждённый мост. Вес спутника от 17 до 19 тонн.

Европейские натовцы в 2011-2012 гг. разместили на орбите два оптических спутника "Плеяды" (частота обновления данных - 24 часа), а в 2018-2020 гг. - два французских спутника фоторазведки CSO (тоже - 24 часа). Кстати, эти спутники были выведены на орбиту российскими ракетами-носителями "Союз".

Таким образом, отечественная группировка спутников разведки по численности находится на крепком среднем уровне и соответствует либо американской, либо европейской. Однако совместно натовцы имеют уже 11 спутников оптического наблюдения с частотой обновления данных - 8 часов.

Но надо учитывать, что на Западе кроме государственного мониторинга Земли есть ещё бурно развивающийся коммерческий сектор этого вида услуг.

В США это компания "DigitalGlobe", продающая услуги картографирования при помощи 6-ти спутников оптического наблюдения. С ней отчаянно конкурирует европейская компания "Airbus Defence&Space (EADS Astrium)" и её подразделение "Spot Image". Эти продают орбитальные услуги 3-х спутников "Спот" и 2-х аппаратов, принадлежащих Сингапуру и Южной Корее. А продают услуги они кому угодно, в том числе - военному ведомству НАТО.

Коммерческие спутники геозондирования компании "Диджитал Глоб" (фото из открытых источников).
Коммерческие спутники геозондирования компании "Диджитал Глоб" (фото из открытых источников).

Таким образом, всего набегает 22 военных и коммерческих спутника оптического наблюдения у НАТО и её сателлитов с совокупной частотой пролёта над одной и той же точкой планеты в 4 часа.

Это значит, что обновление оптических данных спутниковой разведки НАТО происходит в 4-5 раз быстрее, чем у российских аналогов.

Спутники с радиолокатором.

Но мы уже сказали, что оптические спутники сильно зависят от облачности и времени суток (то есть освещённости, а также оптической прозрачности атмосферы). Альтернатива наблюдению в видимых лучах - это радиолокационное зондирование. В последнее двадцатилетие по мощности и разрешающей способности радарные спутники сделали рывок, и почти уравнялись с оптической разведкой.

У нас.

В 2022 году в России на дежурство встал спутник радиолокационного наблюдения "Пион-НКС" (6,5 т). Его задача - разведка акватории Мирового океана в интересах ВМФ РФ. Хотя его основное занятие - обнаружение кораблей в морях и океанах, однако он также в состоянии найти и более мелкие цели (например - грузовые автомобили). Периодичность наблюдений у него составляет 36 часов.

Российские радарные спутники: 7-тонный "Пион" и 1-тонный "Кондор".
Российские радарные спутники: 7-тонный "Пион" и 1-тонный "Кондор".

В 2023-2024 гг. в России запустили два РЛС-спутника "Кондор-ФКА", которые в 6 раз легче "Пиона" (всего около тонны), и с общей частотой обновления данных 12 часов.

Итого: в настоящий момент в распоряжении РФ есть три РЛС-спутника с частотой обновления примерно в 10 часов.

У них.

У натовцев тоже есть государственный сектор спутниковой радиолокации. Это два "гражданских" спутника, которые были запущены ЕКА для экологического и экономического мониторинга земной поверхности: "Sentinel-3", и "TerraSAR-X". Однако данные аппараты занимаются не только "мирными" наблюдениями, выполняя заказы и от НАТО. Интервал между съёмками у них достигает 36 часов.

Помимо этого, отдельно Германия изготовила пять радарных спутников «SAR-Lupe» для бундесвера. Совокупный интервал между съёмками у них - 10 часов. На орбиту все пять спутников были выведены российскими ракетами.

Немецкий военный спутник на российской ракете. Запуски были проведены ещё до...
Немецкий военный спутник на российской ракете. Запуски были проведены ещё до...

За последние пять-семь лет произошёл очередной скачок в миниатюризации микроэлектроники. Появились аппараты, которые имеют радар с синтезированной апертурой, высоким разрешением снимка, и в то же время - общим весом чуть больше 100 кг. В отличие от "Кеннана" и "Персоны", построенных на технологиях времён Холодной войны, и весящих от 7 до 19 тонн. Или от «SAR-Lupe» (700 кг), или "Кондора-ФКА" (1000 кг), которые были созданы на элементной базе рубежа столетий.

Теперь - новый прорыв. Спутник делается лёгким и дешёвым. Его можно выводить на орбиту буквально пачками.

Вот - американская "Секвойя" (или "Капелла") (радар с разрешением 50 см), и общим весом 107 кг. К настоящему моменту на орбите летает 9 этих коммерческих спутников. И интервал между съемками составляет 6 часов. А всего планируется вывести на орбиту 30 таких аппаратов, и сократить интервал между снимками до 1-2 часов. "Секвойи" производит небольшая фирма из ста сотрудников.

"Секвойя" разглядывает крупную авиастоянку.
"Секвойя" разглядывает крупную авиастоянку.

Другой вариант: мини-спутник "АйсАй" ("Ледяной глаз") с радаром на борту. Это продукт другой небольшой фирмы, на это раз - финской. В 2028-2021 гг. было запущено 10 таких спутников. Первоначально перед ними стояла задача - мониторинг ледовой обстановки в Арктике. И вот - они уже отслеживают перемещения войск при проведении спецоперации в Донбассе. Частота обновления данных у "Ледяного глаза" - не более 4 часов.

Радар "Ледяного глаза" видит морское суднл.
Радар "Ледяного глаза" видит морское суднл.

Третий вариант: японские коммерческих мини-спутники "StriX". Пока что их развернули 6 единиц с интервалом обновления данных в 24 часа. А когда будет развёрнуто 25 спутников - эта частота составит 2 часа.

Таким образом, на 2025 год страны НАТО располагают группировкой из 26-ти спутников с РЛС- зондированием поверхности Земли, и совокупным интервалом обновления данных около часа. При этом мониторинг ведётся в любую облачность и в любое время суток.

То есть обновление данных радиолокационного обзора НАТО происходит в 10 раз быстрее, чем у российских аналогов.

Вывод:

Скорее всего, такой разрыв с противником России не удастся преодолеть быстро. И в таком случае главным средством "уравнять шансы" должны стать способы нейтрализации спутников противника. Или их уничтожение.

Чем их бить?

Насколько можно понять из открытых источников, ОПК России готовит сразу три разных проекта антиспутникового оружия.

Самой готовой из них, видимо, является система противоракетной обороны А-235 "Нудоль", прикрывающая Московскую область ещё со времён Холодной войны. Недавно она прошла модернизацию, и теперь противоракеты вместо ядерного боезаряда оснащены осколочной БЧ. Приводятся данные, что "Нудоль" способна сбивать объекты до высоты в 1000 км, летящие со скоростью вплоть до первой космической. То есть любые спутники-шпионы укладываются в эти параметры. Правда, понятно, что система сможет сбить объект только тогда, когда он будет пролетать в радиусе 500 км от Москвы.

ПРО Московского промышленного района А-235 (радар "Дон" и скоростная противоракета).
ПРО Московского промышленного района А-235 (радар "Дон" и скоростная противоракета).

Система "Контакт" представляет собой ещё советский аналог американской противоспутниковой ракеты "АСАТ", запускаемой с борта сверхзвукового истребителя. Этот вариант поражения спутника - более гибкий: уничтожение будет грозить спутникам, которые будут пролетать в районе, где есть военный аэродром с полосой в 2,5 км. А таких много на всей территорией России.

МиГ-31 с "Контактом".
МиГ-31 с "Контактом".

Этот проект, как и "Нудоль", предполагает, что перехватчик не будет достигать орбитальной скорости. Сам перехват будет происходить по баллистической траектории. В нашем случае носитель двухступенчатой ракеты - это истребитель МиГ-31.

Наконец, есть проект, который в разных источниках называется либо "Нивелир", либо "Филателист". Здесь речь идет о спутнике-инспекторе, который выходит на орбиту спутника-цели, проводит его осмотр и оценку его "вредоносности", и далее, если необходимо - делает с ним что-нибудь нехорошее. Подробности проекта "Нивелир" неизвестны широкой публике, всё на уровне слухов.

Однако, понятно, что если речь идет о прямом столкновении с блоком НАТО, то только в этом случае понадобятся все эти средства уничтожения спутников.

А ведь наш главный супостат, как известно, норовит вести военные действия чужими руками, и сам нам не объявляет войну. А без состояния войны сбивать чужие объекты в космосе юридически недопустимо.

Чем глушить?

Поэтому в наиболее вероятной реальности нам могут пригодиться совсем другие средства противодействия спутниковой разведке. А именно: постановка помех мониторингу и зондированию. Как в оптическом, так и в радиодиапазоне.

Что касается оптики, то здесь средство подавления нам хорошо известно: это лазерная установка "Пересвет", о наличии которой широкой публике сообщили еще в 2018 году.

Концепция применения этого лазера состоит в том, чтобы находиться в боевых порядках дивизии межконтинентальных мобильных ракет РВСН, и при пролёте вражеского спутника-шпиона над районом - ослеплять его лучом. То есть создавать ему засветку в данном районе. С таким прикрытием российские мобильно-грунтовые ракеты должны будут сравняться с подводными лодками по своей невидимости.

Лазерная установка "Пересвет": сейчас они уже прикрывают место дислокации пяти дивизий РВСН (т.е. всего их пять).
Лазерная установка "Пересвет": сейчас они уже прикрывают место дислокации пяти дивизий РВСН (т.е. всего их пять).

При таком использовании "Пересвета" не нужно много установок. В Ракетных войсках сейчас 3 армии, состоящие из 12-ти дивизий. То есть лазерных установок нужно всего штук 15, включая резервные.

Но если уже идёт конвенциональный прокси-конфликт, то нужно гораздо больше районов, которые следовало бы сделать невидимыми для спутниковой разведки. Уже сейчас требуется до полусотни "Пересветов".

То же самое касается и глушения радарных спутников. Здесь средство РЭБ напрашивается само собой. По данным из открытых источников, такой комплекс уже есть. Он называется "Тирада-2", и существует в единичных экземплярах. Пробное глушение натовских радарных спутников предпринималось в 2021 и 2023 годах.

Опять же - радарных спутников много. Каждый час над нами пролетает один из них. Значит, нужны многие десятки установок "Тирада", чтобы сделать "невидимыми" ЛБС и стратегически-важные районы.

РЭБ "Тирада-2". Вряд ли их сейчас десятки и сотни.
РЭБ "Тирада-2". Вряд ли их сейчас десятки и сотни.

Все приведённые денные - из открытых источников.

Лучше не включать.

Нужно учитывать еще вот какой аспект: главный противник старается через прокси-конфликт вызнать все подробности действия военных систем России.

Если в рамках прокси-конфликта выложить на стол все козыри, то супостат найдет к ним противоядие еще до начала главного раунда. Этот аргумент на разные лады повторяет множество экспертов. "Не включаем, чтобы не светить параметры".

Это тоже такая проблема, которую пока непонятно как решать. С одной стороны, прокси-конфликт не выиграть без задействования военных новинок. А с другой стороны, супостат немедленно берет эти новинки "на карандаш".

А как же Гаагское право, СНВ, ДНЯО?

Использование противником "мирной" коммерческой сети спутникового сканирования Земли в военных целях поднимает важный юридический вопрос: а насколько теперь вообще актуально соблюдение принципа "Гаагского права" о недопустимости маскировки военных объектов под гражданские? Ведь, фактически, противник перестал его соблюдать.

И тогда, возможно, стОит вернуться к концепции ракетного поезда "Баргузин", несущего МБР "Булава" и замаскированного под товарняк? И к крылатым ракетам "Буревестник" в пусковой установке, загримированной под обычный фургон? И к оборудованию сотен ложных позиций "шахт" МБР - помимо настоящих.

Ниже приведено фото пусковой установки крылатых ракет, загримированной под простой контейнер для коммерческих грузов:

-13

Вообще-то по нормам "Гаагского права" использовать в военном конфликте такое нельзя. Но когда противник следит за всеми вашими военными объектами 24/7 - то подобная маскировка - единственный способ выжить и победить.

Если дело дойдёт до подавляющего превосходства противника в средствах орбитальной разведки - то в таком случае, быть может, имеет смысл выйти из всех договоров по ограничению стратегических вооружений? Не столько для того, чтобы увеличить количество этих вооружений, сколько для отказа от всего, что обязывает держать самолёты открыто на стоянке, маркировать крышки ракетных шахт, и соблюдать тому подобные пережитки.

А дальше дорогой читатель, предлагаю провести мозговой штурм, поделиться идеями.

Как бороться с натовскими спутниками? Что мы упустили?

Не забываем ставить лайки, чтобы продвинуть статью для дальнейшего обсуждения проблемы. Проблема - увы - насущная.

А ещё можно заглянуть на наш Канал и посмотреть, есть ли ещё что-нибудь интересное:

Технология войны | Дзен