Хорошо работать в 11 классах. Конечно, ответственность немалая, но частенько встречаются и приятные моменты. На этой неделе мои 11-классники писали Итоговое Сочинение. Конечно, меня, как классного руководителя, поставили присматривать за своим классом на этом мероприятии )) Дети писали в читальном зале библиотеки, как раз там стоит около трех десятков одноместных столиков, так что все мои 28 человек влезли. С кем-то из них я уже четвертый год, но таких немного, всего человек пять, с кем-то второй. Есть время понаблюдать за детьми в процессе их функционирования )
Забавные они )) И взрослые и дети одновременно. Половина из них, кто послабее, сходили в туалет и вернулись оттуда окрыленные новыми знаниями. Ну или просто облегчили организмы - я же не подсматривал )
Конечно, это сочинение - жалкая пародия на те сочинения, которые мы писали )) В общем, к литературе оно не имеет никакого отношения. Наверное, литературу надо преподавать как-то иначе.
Вот примеры тем сочинений
1. "Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский). Как Вы понимаете это утверждение русского классика?
2. Какие поступки человека, по-Вашему, заслуживают уважения?
3. За что дети могут уважать своих родителей?
4. Почему именами некоторых людей называют целые эпохи?
5. Какая угроза способна объединить человечество?
6. Произведение искусства, хранящее память о великом подвиге.
Надо написать 250 и более слов, привести 1-2 примера из литературы. Ну... не то всё )))
Да и вообще изучение литературы в школе - странный, не совсем понятный и приятный процесс. Это как воспитательница в деском саду или не самая любимая бабушка, которая хочет накормить вас с ложки манной кашей. Она говорит: это полезно. А вы смотрите на эту кашу и думаете — ну зачем? Это невкусно и непонятно. И главное, какая мне от нее польза прямо сейчас?
Писатели прошлого писали для своих современников. Для людей, которые ездили на лошадях и писали друг другу письма пером. Которые жили вот во всем этом. Которые, между прочим, были взрослыми людьми и из верхушки общества... Просто потому что остальное общество читать не умело )) Их герои волнуются о вещах, которые нам сейчас кажутся странными. Например, испортить себе репутацию в обществе, отказавшись от дуэли. Или не получить в наследство деревню с крестьянами.
Но если присмотреться, под этими странными обычаями кипят вполне современные страсти. И это ключ.
Возьмем знаменитую историю про покупку «мертвых душ». Герой скупает у помещиков бумаги на умерших крестьян, которые по документам еще числятся живыми. Он хочет заложить эти бумаги в банк и получить большие деньги. Звучит дико? Но замените слова.
Представьте человека, который скупает заброшенные, но не удаленные аккаунты в соцсетях. Чтобы потом использовать их для какой-то своей схемы, создать видимость активности или обмануть систему. Суть та же — мошенничество с «мертвыми», но живыми на бумаге, душами. Герой прошлого и современный аферист думают одинаково: как найти лазейку в системе и быстро разбогатеть. Меняются технологии, а жадность и изворотливость ума — остаются.
Или главная вечная проблема — отцы и дети. Мне вот, учителю математики, если бы сын пошел в тикток-блогеры — это было бы невесело. Риск, ерунда, не профессия. А сын такой видел бы в моей работе рутину, скуку и маленькую зарплату. Он хочет творчества, быстрого успеха, свободы. Хорошо, что я сына воспитал удачно и ему такая пурга в голову не лезет. И он видя, как я работаю - желает идти по моим стопам )) Но это - правильный пут ь, а он никогда не бывает интересным. Нужен конфликт )
Так ведь ровно об этом же писали и сто, и двести лет назад! Только тогда конфликт был между аристократом-отцом, верным традициям, и сыном-нигилистом, который хочет все сломать и верит только в науку. Или между купцом-отцом, который строил дело годами, и сыном, который хочет все пустить на ветер ради красивой жизни. Сюжет один: старшее поколение ценит стабильность и порядок, младшее — мечтает о переменах и самореализации. И каждый не до конца понимает другого. Это и есть та самая «борьба поколений», которая в каждой семье выглядит по-своему, но суть у нее общая.
Так зачем же читать про этих давно умерших дворян и их споры, если у нас и своих хватает?
А затем, что книга — это безопасный тренажер. Проживая историю того самого сына-нигилиста, ты можешь увидеть, к чему привел его бунт. Может, к одиночеству и сожалению. А проживая историю отца-консерватора, понимаешь, что его упрямство часто продиктовано не злой волей, а страхом за будущее семьи и любовью. Книга позволяет стать на обе стороны баррикады и понять мотивы каждого.
Это и есть главная польза литературы сейчас. Она не дает готовых ответов. Она учит понимать. Понимать тех, кто думает и живет иначе. Соседа, начальника, своего ребенка, который хочет быть блогером, или отца, который этого не принимает.
Поэтому и подход к классике надо менять. Не заставлять учить биографию писателя и даты. А начать с вопроса.
"Ребята, а что вы сделаете, если найдете лазейку в правилах игры или соцсети, чтобы получить много очков или лайков? А теперь давайте посмотрим, как один человек нашел лазейку в законах целой страны и к чему это привело".
Или: у кого был спор с родителями из-за выбора пути? Из-за того, что они считают вашу мечту ерундой? Давайте прочитаем про один такой исторический спор и подумаем, кто, по-вашему, был прав. И почему в итоге оба были и правы, и не правы.
Или - а вот у всех же бывает ситуация, когда влом что-то делать и ты тупо листаешь видосики в тик-токе, а вот про такого написали роман. Слово "облом" - знаете? А откуда оно пошло?
Когда мы находим эти живые параллели, старая книга может вдруг запросто ожить. Она превращается из скучного учебника в экран, на котором мы видим отражение своих собственных проблем, страхов и надежд.
Получается, классика — это не про прошлое. Это про нас. Просто написано было давно и другими словами. Задача учителя — не впихнуть в голову набор имен и сюжетов, а помочь эти слова перевести. Показать, что под пылью и грудой лет бьется то же самое человеческое сердце. Оно хочет любви, понимания, успеха и боится одиночества и неудачи.
И если вот этот тонкий мостик между прошлым и настоящим будет построен, литература выполнит свою главную работу. Но вот - ни учителей таких нет, ни детям в массе своей не нужны. Ну и писателей, которые смогли бы написать на уровне классиков интересные романы про современность - наверное, нет. Ну не Акунин же какой-нибудь позорный будет этим заниматься , а гении не часто рождаются. А если и рождаются - то не факт, что им будет интересно именно книги про это писать )
Вот еще кстати, подумалось - лучшие современные романы опять же пишут не для детей. Их опять же пишут для интеллектуальной элиты современного общества, для взрослых людей, которые достаточно начитаны и обладают хорошим вкусом и развитым интеллектом, достаточными, чтобы дочитать до конца и получить удовольствие. Замкнутый круг.
Всегда детям говорю, что любые интеллектуальные усилия нужны прежде всего для того, чтобы получать новые виды наслаждения. Если у тебя нет музыкального вкуса, элементарной наслушанности, оконченной музыкальной школы практически нет шансов, что ты будешь тащиться от классической музыки.
Не прочитал за молодые годы двух-трех сотен книг - лучших из того, что было написано человечеством, не развил в себе тягу к печатному слову - ну в лучшем случае вершина твоих запросов в плане чтения - бумажная жвачка типа "детективов" условной "Донцовой".
Лучшие романы, современные или классические, — это сложные устройства. Они созданы для тех, у кого уже есть ключ к их пониманию: начитанность, вкус, интеллектуальная выносливость. Это как подписка в элитный клуб, вход в который платный, а плата — это те самые «две-три сотни книг», прочитанные в юности.
Интеллектуальная лень в юности приводит к большим лишениям в зрелом возрасте. как-то так.
Но может ли классическая литература выиграть битву с тиктоком? Нет, конечно. Никогда. Классическая литература — это не армия, которая выиграет генеральное сражение с ТикТоком в лоб. ТикТок даёт дофамин здесь и сейчас, он требует ноль усилий. Книга требует инвестиций времени и внимания. Это не битва, это разные вселенные.
Недавно на математике увидел, что ребенок (11-классник) читает книгу. Редчайший случай. Подошел - и оторопел, читает Бредбери, рассказ "Вельд". Потрясающий рассказ, бриллиант. Кратенько:
В доме супругов Хедли, носящем название «Всё для счастья», не осталось места для обычных забот. Умные механизмы берут на себя любую работу. Особой гордостью семьи является детская комната, способная переносить в любую точку мира. Дети, Питер и Венди, почти не выходят из этого волшебного пространства.
Со временем родителей начинает тревожить поведение комнаты. Из-за дверей доносятся звуки, похожие на рык хищников и отдалённые крики. Обеспокоенные, взрослые решают проверить комнату в отсутствие детей. То, что они видят, повергает их в ужас: панорама африканской саванны и сцена охоты львов. Хедли приходят к выводу, что детей привлекают жестокие сцены. Они и сами чувствуют, как становятся раздражительными, вероятно, из-за того, что техника лишила их привычных дел.
Дети, вернувшись, отрицают, что создавали такой пейзаж. Проверяя комнату, отец находит собственный бумажник со следами зубов и кровью. Позже мать обнаруживает пропажу своего шарфа. В поисках ответов супруги зовут на помощь психолога.
Специалист даёт жёсткий совет: немедленно отключить и комнату, и весь дом, чтобы вернуть жизнь в нормальное русло. Услышав это, Питер и Венди устраивают отчаянный протест. Уступая их мольбам, родители разрешают детям последний раз зайти в комнату.
Вскоре взрослые слышат голоса детей, зовущие на помощь. Они врываются в детскую, но она пуста. Дверь захлопывается, и раздаётся команда сына, отдающая дом под его полный контроль. Только в этот миг Хедли осознают, что знакомые крики, которые они слышали раньше, были их собственными. К ним начинают приближаться львы.
Позже психолог, пришедший в дом, видит детей, спокойно завтракающих в комнате-саванне. Вдалеке на горизонте хищники завершают свою трапезу.
Ну - просто абсолютно актуальная вещь, Бредбери - гениальный провидец. Ну - не мог я отобрать книгу такую на уроке - дал дочитать. А на перемене все 15 минут с этим мальчиком обсуждали творчество Бредбери. Он не читал мой любимый рассказ, дал ему ссылку ) Ну, в общем - приятно не ударить в грязь всем своим лицом )) Ну и мальчик хороший. Хотя шумноват - ибо умён )
Так и живем. До НГ остается всего три недели ) Но пока не уверен, что доживу )