24 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге состоялось грандиозное событие — открытие памятника Екатерине II, приуроченное к столетию её восшествия на престол. Этот монумент не просто увековечил образ императрицы, но и стал олицетворением целой эпохи — времени просвещения, военных триумфов и расцвета русской культуры.
История создания: от замысла к воплощению
Идея возведения памятника возникла ещё в 1860-х годах.
Академия художеств объявила конкурс, в котором победил проект Михаила Микешина.
М.Микешин (1835-1896) - автор знаменитого памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, к которому мы чуть позже вернемся.
👀В работе над проектом монумента приняли участие архитекторы Д. И. Гримм и В. А. Шреттер, а также М.А. Чижов, выполнивший все сложные скульптурные работы; А.М. Опекушин, который работал над созданием фигур, обрамляющих памятник.
Скульптурная композиция впечатляет своей монументальностью.
В центре — величественная фигура Екатерины II в горностаевой мантии, со скипетром и лавровым венком.
У её ног — девять выдающихся деятелей её эпохи:
«Выборъ мѣста для монумента удаченъ, какъ нельзя болѣе. Площадь, правда, не обширна, но зданія, окаймляющія ее съ трехъ сторонъ, вполнѣ гармонируютъ съ монументомъ, напоминая многостороннюю дѣятельность Екатерины. Справа отъ ея монумента—Аничковъ дворецъ,— съ домовою своею церковью, съ крестомъ, сіяющимъ на небольшомъ куполѣ,—символически изображаетъ центръ верховной императорской власти; слѣва представительница науки: Императорская Публичная Библіотека—не-изсякаемый источникъ народнаго просвѣщенія; съ тылу—театръ— храмъ искусствъ, просвѣщенію народному Содѣйствующій; наконецъ—прямо предъ монументомъ—первый изъ проспектовъ столицы, всегда живой, шумный, великолѣпный Невскій, который можно назвать главною артеріею Петербурга; во кругъ монумента дубовая роща.» «Русская старина» 1873 год.
Торжественное открытие: салют, молебен и царская семья
На площади перед Александринским театром собрались император Александр II с семьёй, высшие сановники, духовенство и тысячи горожан.
После молебна и освящения памятника прогремел артиллерийский салют. Современники отмечали, что монумент поражал не только масштабом, но и художественной выразительностью — каждая деталь говорила о величии екатерининской эпохи.
В память торжеств открытия памятника императрице Екатерине II были выбиты золотые, серебряные и бронзовые медали.
Интересные факты
- В народе складывались загадки о памятнике :
Где стоит такая дама,
Позади которой драма,
Слева - просвещение,
Справа - развлечение,
А спереди не всякому доступно?
Ироничные строки оказались настолько меткими, что и сегодня служат своеобразным ключом к пониманию этого исторического места.
Здесь «драма» — сам Александринский театр, сердце культурной жизни, где разыгрываются человеческие страсти.
«Просвещение» воплощено в величественных залах Российской национальной библиотеки — хранилище знаний и мысли.
«Развлечение» скрывается в изящных формах Аничкова дворца , где когда-то кипела светская жизнь.
А фраза «не всякому доступно» напоминает о легендарном магазине Елисеевых — царстве изысканных вкусов, куда вход был открыт лишь тем, кто мог позволить себе роскошь.
- Легенда гласит, что во время церемонии закладки памятника, одна из дам бросила в яму перстень, и вслед за ней многие приглашенные особы последовали её примеру, осыпав котлован драгоценностями.
“Правда это или нет — никому не известно, об этом знает только памятник Екатерине Великой”, — гласит предание.
- На памятнике очень любят отдыхать голуби, поэтому можно увидеть такие эпичные фото.
- Ходят слухи, что фигуры, которые расположены вокруг пьедестала, на самом деле являются фаворитами императрицы на разных порах ее правления.
- "На «Екатерининской скамейке», как окрестили её в народной молве, застыла немаловажная игра мужского тщеславия — бронзовые фигуры, словно замершие в вечном споре о достоинствах, жестами обозначают меру своей исторической значимости.
- Лишь Державин, с виноватой отстранённостью разводя руками, и Дашкова, исподволь наблюдающая за этой пантомимой мужского самолюбования, будто вопрошают: а не иллюзия ли вся эта слава? А над ними — сама Власть в облике императрицы, холодно-лукавая, с указующим скипетром в руке, будто напоминающая: история пишется не теми, кто жестикулирует, а теми, кто диктует её меру
Памятник стал не просто украшением города, а настоящим историческим манифестом. В XIX веке его воспринимали как напоминание о «золотом веке» России — времени, когда страна утвердилась как великая европейская держава.
Сегодня монумент остаётся одной из ключевых достопримечательностей Петербурга. Он вдохновляет художников, поэтов и кинематографистов, а для горожан и туристов служит живой связью с прошлым — эпохой, когда Россия писала свою историю под сенью великой императрицы.
- Интересный факт: изначально памятник планировали установить в Царском Селе, но в итоге выбрали место в самом сердце Петербурга — там, где эпоха Екатерины продолжает жить в бронзе и граните.
- И да, мы забыли про "Памятник Тысячелетию России" в Великом Новгороде.
Семь из девяти сподвижников императрицы Екатерины II, изваянных в Санкт-Петербурге, как и она сама, удостоились места на памятнике «Тысячелетия российского государства в Новгороде» воздвигнутом в 1862 году.
Не вошли в список великих деятелей тысячелетней истории России лишь адмирал В.Я. Чичагов и княгиня Е.Р. Дашкова. Екатерина II правила 34 года, эпоху её правления назвали «Золотым веком», а саму её «Великой».
И согласитесь, памятники похожи?
😘Вам понравилось -буду рада лайку.
Вам очень понравилось - буду рада подписке на мой канал!
Спасибо!