Найти в Дзене
Дама с чемоданом

Что такое овербукинг - все, что нужно знать об этом, чтобы защитить себя

Почему возникает ситуация, когда билетов больше, чем мест? Как гарантировано попасть на свое место и что все-таки делать, если именно вы оказались тем несчастным, кому не досталось места? Об этом - в сегодняшнем материале. Что такое Овербукинг Овербукинг — это ситуация, когда продается больше мест (билетов), чем можно предоставить. Чаще всего термин "овербукинг" применяется к перевозчикам - обычно к самолетам, реже - к отелям: авиакомпания продала больше билетов, чем мест в самолете, отель позволил забронировать больше номеров, чем их есть на самом деле. В ноябре 2025 авиакомпании S7 снова выписали штраф 30 тысяч рублей из-за овербукинга. Поводом стали жалобы 11 туристов, которые не смогли улететь из Новосибирска в Сочи и Владивосток. В сентябре S7 уже штрафовали на ту же сумму из-за инцидента с овербукингом на рейсе Новосибирск – Иркутск в июне 2025 года. Да и вообще, сибирский перевозчик регулярно фигурирует в отчетах транспортной прокуратуры по случаям сверхбронирования. Каждый р
Оглавление

Почему возникает ситуация, когда билетов больше, чем мест? Как гарантировано попасть на свое место и что все-таки делать, если именно вы оказались тем несчастным, кому не досталось места?

Об этом - в сегодняшнем материале.

Что такое Овербукинг

Овербукинг — это ситуация, когда продается больше мест (билетов), чем можно предоставить.

Чаще всего термин "овербукинг" применяется к перевозчикам - обычно к самолетам, реже - к отелям: авиакомпания продала больше билетов, чем мест в самолете, отель позволил забронировать больше номеров, чем их есть на самом деле.

В ноябре 2025 авиакомпании S7 снова выписали штраф 30 тысяч рублей из-за овербукинга. Поводом стали жалобы 11 туристов, которые не смогли улететь из Новосибирска в Сочи и Владивосток.
В сентябре S7 уже штрафовали на ту же сумму из-за инцидента с овербукингом на рейсе Новосибирск – Иркутск в июне 2025 года.
Да и вообще, сибирский перевозчик регулярно фигурирует в отчетах транспортной прокуратуры по случаям сверхбронирования. Каждый раз компании выписывают штрафы, но ситуация у них не меняется.

Что же происходит? Почему овербукинг, о котором раньше мы только слышали, и редко кто сталкивался (да и то обычно за рубежом, а не в России), становится и для нас сейчас большим и вполне реальным риском?

-2

Зачем они так делают?

Для начала разберемся с самолетами. Почему билетов на них продается больше, чем нужно?

  • 1 причина - ожидание непришедших

Некоторый процент пассажиров не попадает на рейс по своим причинам: не успел в аэропорт, заболел, отменил поездку.

Авиакомпании собирают статистику по рейсам и не пришедшим пассажирам и прогнозируют, на каких направлениях и в каком количестве может быть продано больше билетов, чем есть мест в самолёте, ожидая, что кто-то все равно не придет.

Но вот незадача - может, кто-то и не придет, а, может, и все придут. Вот тогда-то и возникает овербукинг, или сверхбронирование.

  • 2 - замена борта

Другой вариант - билетов на самолет продано ровно столько, сколько в нем мест, но из-за технических проблем борт был заменен на менее вместительный. Такую ситуацию можно считать форс-мажором, но для неулетевших пассажиров это слабое утешение.

Особенно грустно, что сейчас в России не закреплено законодательно, что делать в таких случаях. Ведь раньше такие ситуации возникали нечасто и действительно являлись форс-мажором, а теперь авиаперевозчики более смело перенимают опыт зарубежных компаний и целенаправленно продают билетов больше, чем мест в самолете.

А ведь в странах, откуда перенимаются правила, овербукинг не только официально урегулирован, но и детально прописан с правилами и всеми компенсациями.

Например, в Европе пассажиры, не попавшие на рейс, гарантировано получают приличную денежную компенсацию и полет ближайшим рейсом, где есть свободные места.

-3

Кто именно не попадет на рейс?

Чтобы не остаться без места, попробуем понять, кому авиакомпания может отказать в перевозке.

Обычно называют следующие причины:

  • приобрели билеты последними (вот прям сегодня);
  • последними пришли на регистрацию;
  • купили самые дешёвые билеты;
  • последними пришли на посадку, даже если зарегистрировались заранее.

Также слышала мнение, что если после регистрации становится понятно, что пассажиров пришло больше, сотрудникам у выхода на посадку дается негласное задание "отсеять неугодных".

Таковыми могут стать нетрезвые пассажиры (заглянувшие в бизнес-зал в период ожидания), пассажиры с перевесом/негабаритом багажа (пока к ним придирается сотрудник а/к, посадка уже заканчивается), пассажиры, которые "слишком много хотят" и потому не нравятся сотрудникам авиакомпании - требуют не рассаживать родителей и детей или обращаются с другими просьбами.

Тут вообще идеальный вариант получается - пассажир как будто "сам виноват", что не попал на рейс, а авиакомпания за это не отвечает.

Авиакомпании, которые более уважительно относятся к пассажирам, могут обратиться к прибывшим с просьбой добровольно пересесть на следующий рейс, пообещав при этом какую-то лояльность со своей стороны - компенсацию, мили или бонусы.

Но если таких желающих не найдется, тогда того, кто не полетит, определит система в случайном порядке.

Из плюсов:

Если лишний билетик оказался у одного-двух человек, а на рейсе есть свободные места в бизнес-классе, обладателям карт лояльности или другим пассажирам могут предложить бесплатный апгрейд места, и пересадить их из эконома в бизнес.

-4

Что делать, если вас сняли с рейса

Если все-таки именно вы не попали на рейс из-за овербукинга, помните, что права пассажиров все-таки защищает:

  • Воздушный кoдекс РФ, который обязывает перевозчика предоставить место на рейсе, указанном в билете.
  • Закoн «О защите прaв потребителей» и Грaжданский кoдекс РФ, по которым можно требовать возмещения убытков, включая моральный вред.
  • Прикaз Минтpанса №82 регулирует предоставление услуг при задержке рейса: напитки, питание, гостиница при длительном ожидании.

Поэтому, оказавшись не в самолете:

  • Требуйте официальное подтверждение отказа в посадке с указанием причины "овербукинг".
  • Выбирая вариант с пересадкой на ближайший рейс, помните о компенсации расходов, которые вы фактически понесете: питание, гостиница при ожидании более 8 часов и т.д.
  • Также вы имеете право на возврат полной стоимости билета, даже если он невозвратный.
  • И на компенсацию убытков (например, стоимость отмененной брони отеля) и морального вреда.

Для этого:

  • Собирайте все чеки как доказательства расходов.
  • Подавайте претензию в авиакомпанию.
  • Обращайтесь в суд, если авиакомпания отказывается компенсировать убытки.

Но чтобы избежать овербукинга, лучше все-таки подстраховаться и зарегистрироваться на рейс онлайн заранее (по возможности) и/или приехать в аэропорт заблаговременно, чтобы пройти регистрацию и зайти в самолет в числе первых.

-5

Овербукинг в отелях

Ситуации овербукинга в отелях встречается реже, но все-таки и такое возможно.

Если отель работает без предоплаты, он может принять больше бронирований, чем мест в отеле, ожидая, что кто-то не приедет.

Или проблема может возникнуть из-за систем бронирования, когда гости одновременно создают бронирования на разных площадках, а данные не синхронизируются. 

В любом случае, если и тут не повезет, и вам не достанется забронированный номер в отеле, отель обязан:

  • Предоставить номер другой (но не ниже) категории в своем отеле. Например, при бронировании номера "Стандарт" вам предоставят номер категории "Комфорт".
  • Предоставить номер в другом отеле той же категории или выше без доплаты (актуально для сетевых отелей).
  • Компенсировать расходы или предложить бонусы (например, бесплатные завтраки, скидки).

При этом обычно на овербукинг в отелях не слышно жалоб, потому что когда ты уже в отеле, вопросы решаются оперативно на месте. В крайнем случае - с обращением в сервис бронирования.

А иногда гостя и вовсе не ставят в известность о каких-то проблемах. Например, если более дешевых номеров, которые были забронировали, нет, гостю сразу предоставляют повышенную категорию номера. И никто не в обиде.

Кстати, у меня такое было в Санкт-Петербурге, я еще рассказывала об этом здесь, на канале. Вот эта статья:
Вспомнила еще, как на Шри-Ланке мы попали под овербукинг в отеле, там нам предложили соседний отель с бонусами в виде завтраков+ужинов. Мы тогда не согласились, но другие гости не были против и уехали туда.

Чего ждем сейчас

Под конец 2025 года в РФ наконец-то планируется урегулировать правила овербукинга на официальном уровне: закрепить законодательно компенсации и ответственность перед пассажирами, прописав все права и обязанности всех сторон.

Ранее даже "Аэрофлот" сам как перевозчик выступал с такой инициативой. Ну и другие игроки туристической отрасли поддерживают закрепление норм и правил при овербукинге.

Из планируемых мер предлагается:

  • Компенсации от 25% до 200% от стоимости билета.
  • Запрет снимать с рейсов пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с билетами на пересадочные рейсы.
  • Ввести правило пересаживать пассажиров на другие рейсы только с добровольного согласия.

Надеюсь, в 2026 году новые правила будут приняты, пассажиры больше не будут опасаться остаться без рейса и без денег, а S7 перестанут штрафовать за постоянные жалобы от пассажиров.

А вы когда-нибудь попадали под овербукинг? Как вопрос решили в итоге? Расскажите в комментариях, думаю, многим будет интересен ваш опыт.

***

Ставьте лайк 👍🏻, если вам был интересен этот материал!
И подписывайтесь ✅ на канал, чтобы не пропустить новые статьи!
Обнять автора за полезную информацию можно здесь!

***

Читать еще: