Новый этап на Бирюлёвской линии
На бывшей территории завода имени Лихачёва завершён один из самых трудоёмких этапов строительства конечной станции Бирюлёвской линии метро — «ЗИЛ».
Строители полностью разработали грунт котлована, укрепили его ограждающими конструкциями и вынесли из зоны работ инженерные коммуникации. Общестроительная готовность станции уже достигла 28 %.
Для рядового пассажира «котлован готов» звучит сухо и технически. Грубо говоря, под будущей платформой, в зоне оборотных тупиков и служебных помещений уже сформировано «подземное пространство», в котором дальше будут наращиваться стены, перекрытия и инженерия станции.
Что уже сделано под землёй
По данным комплекса градостроительной политики, только на участке оборотных тупиков за станцией строители разработали 26 тысяч кубометров грунта.
По мере завершения земляных работ специалисты перешли к устройству монолитных конструкций:
- залит лоток платформы;
- выполнены первые участки боковых и продольных стен;
- всего уже уложено более 10 тысяч кубических метров бетона.
Параллельно ведутся работы по гидроизоляции, монтажу временных инженерных сетей, подготовке оснований под будущие технологические помещения — камеры съездов, отстойно-оборотные пути и служебную соединительную ветку с Троицкой линией метро.
Именно в тупиках составы будут отстаиваться, разворачиваться и уходить в ночной отстой. От их конфигурации зависит, насколько гибко можно будет организовывать движение поездов на всей Бирюлёвской линии.
Где появится станция «ЗИЛ»
Будущая конечная расположена в Даниловском районе, на проспекте Лихачёва вблизи пересечения с улицей Братьев Рябушинских, между улицами Лисицкого и Архитектора Леонидова.
Это сердце масштабного проекта редевелопмента бывшей промзоны: здесь уже строятся и частично сданы жилые кварталы «Зиларт» и Shagal, парк «Тюфелева роща» и набережная Марка Шагала. Территория площадью десятки гектаров превращается из закрытого завода в один из самых модных районов Москвы с парками, школами, набережными и бизнес-центрами.
Будущая станция метро должна стать «воротами» этого нового района и главным элементом транспортного каркаса.
Транспортный узел: три пересадки в одном месте
«ЗИЛ» не будет обычной конечной станцией «в чистом поле». Она встроена в уже работающий транспортный узел:
- станция «ЗИЛ» Троицкой линии — открыта 13 сентября 2025 года на участке «ЗИЛ» – «Новаторская»;
- станция МЦК «ЗИЛ» — действует с 2016 года;
- в перспективе — пересадка на Бирюлёвскую линию, которая сейчас строится.
Платформу Троицкой линии изначально проектировали учитывая будущий переход: здесь заранее построили семь подземных подобъектов, которые будут задействованы при устройстве пересадки на Бирюлёвскую ветку.
Грубо говоря, после запуска новой линии на одной точке сойдутся три вида рельсового транспорта — метро двух линий и МЦК. Это сильно изменит карту поездок для жителей юга Москвы и новых кварталов на месте завода.
Бирюлёвская линия: новая магистраль юга
Бирюлёвская линия метро протянется от территории бывшей промзоны «ЗИЛ» до районов Бирюлёво Западное и Восточное. Её протяжённость составит 22,2 км, на радиусе запроектировано 10 станций.
Линия должна:
- улучшить транспортное обслуживание жителей шести районов: Даниловского, Нагатинского Затона, Печатников, Царицына, Бирюлёва Восточного и Бирюлёва Западного;
- сократить время пути из Бирюлёва до центра ориентировочно на 30 минут — с ~67 до ~37 минут;
- разгрузить станции Замоскворецкой и других линий (в их числе:«Царицыно», «Клёновый бульвар», «Технопарк»);
- дать новые пересадки на МЦК, Большую кольцевую, Замоскворецкую и Троицкую линии, а также на поезда Павелецкого направления МЖД.
Первый участок Бирюлёвской линии планируется запустить от «ЗИЛ» до «Курьяново» в 2028 году.
Индустриальный hi-tech: каким будет интерьер станции
Архитектурная концепция станции «ЗИЛ» уже согласована. По замыслу главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и бюро KAMEN, интерьер платформы объединит промышленную эстетику завода ЗИЛ и современные методы отделки.
Ключевые решения:
- колонны и потолок облицуют шлифованной нержавеющей сталью;
- на полу уложат плиты из натурального тёмного термообработанного гранита;
- на путевых стенах появится художественное мозаичное панно, отсылающее к эпохе расцвета отечественного промышленного производства.
Такой образ описывают как индустриальный «хайтек»: холодный металл, строгая геометрия, акценты на световых линиях и мозаике, собранной по мотивам инженерных конструкций завода.
Официальные визуализации показывают длинную колонную платформу с зеркальными поверхностями, в которых отражается поезд, и тёмный пол, создающий эффект «подземного цеха», превращённого в публичное пространство.
Наземные павильоны: напоминание о трубах и цехах
Над землёй архитектура продолжит индустриальную тему.
По словам заместителя мэра Владимира Ефимова, облик наземных павильонов «ЗИЛа» вдохновлён трубами и технологическими артефактами завода, сеть которых когда-то пронизывала всю промзону. Металлические объёмы, лаконичное остекление и выразительные порталы входов должны напоминать о силе советского машиностроения и при этом выглядеть современно.
Павильоны разместятся по обе стороны проспекта Лихачёва и обеспечат удобные выходы к новым жилым кварталам, парку «Тюфелева роща» и платформе МЦК.
Почему так важен именно «ЗИЛ»
Бирюлёвская линия «выстрелит» по-настоящему только после выхода в «старые» жилые районы. Но уже сейчас понятна роль конечной станции «ЗИЛ»:
- Точка притяжения для нового района.
Жилые комплексы, школы, музеи и офисы на полуострове ЗИЛ формируют множество новых рабочих мест и квартир. Метро в шаговой доступности делает этот район полноценной частью города, а не «островом среди промзон». - Крупнейший южный транспортный хаб.
Узел метро – МЦК – наземный транспорт позволяет пересаживаться между линиями без заезда в центр. Уже сегодня пассажиры используют связку Троицкая линия + МЦК, а после появления Бирюлёвской ветки добавится ещё одно направление. - Резерв для развития сети.
В транспортных пабликах обсуждается идея дальнейшего продления Троицкой линии от «ЗИЛа» в сторону центра. Хотя такие планы пока остаются на уровне концепций, созданный здесь хаб облегчает любые будущие сценарии развития метро.
«Мосинжпроект» и метро нового поколения
Генеральным проектировщиком и подрядчиком строительства станции «ЗИЛ» и всей Бирюлёвской линии выступает АО «Мосинжпроект». С участием холдинга с 2011 года в Москве построено и реконструировано 84 станции метро, свыше 180 километров линий и 14 электродепо.
Бирюлёвская линия станет седьмой новой линией, возведённой в столице с 2014 года, и важным этапом в формировании современной радиально-кольцевой схемы метро.
Что дальше
Ближайшие планы строителей на «ЗИЛе»:
- продолжить устройство монолитных конструкций платформы и служебных помещений;
- начать монтаж постоянных инженерных систем — вентиляции, водоотведения, электроснабжения;
- сформировать будущие подземные переходы к станции Троицкой линии и МЦК;
- приступить к возведению наземных павильонов.
Чем быстрее продвигаются работы на конечной, тем ближе к реальности весь первый пусковой участок от «ЗИЛа» до «Курьянова», и уже недалёк тот день, когда жители Бирюлёва будут строить маршрут не через перегруженные пересадочные узлы старых линий, а через новый, современный южный коридор метро.
Если вы в ближайшие месяцы окажетесь в районе парка «Тюфелева роща» или на станции МЦК «ЗИЛ», присмотритесь к стройплощадке за ограждением: под шум экскаваторов и вибропогружателей там уже рождается новая конечная линия, которая через несколько лет станет для юга Москвы таким же привычным маршрутом, как сегодня Замоскворецкая или Серпуховско-Тимирязевская.
-----------------------------------------------------------------------------------
Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.
Источники
При подготовке материала использовались открытые официальные и профильные ресурсы о строительстве Бирюлёвской линии, развитии промзоны ЗИЛ и архитектурной концепции станции «ЗИЛ». Основные из них:
- Официальное сообщение Правительства Москвы о завершении разработки грунта котлована станции «ЗИЛ» Бирюлёвской линии метро – mos.ru / stroi.mos.ru.
- Страница проекта «Станция метро “ЗИЛ” — Бирюлёвская линия» на портале stroi.mos.ru (описание станции, архитектурные решения, пересадки).(stroi.mos.ru)
- Материал «Согласована архитектурная концепция станции “ЗИЛ” Бирюлёвской линии метро» на mos.ru / stroi.mos.ru (промышленная эстетика, отделка, мозаичное панно).(Москва)
- Официальная страница проекта «Бирюлёвская линия метро» на stroi.mos.ru (маршрут линии, количество станций, районы обслуживания).(stroi.mos.ru)
- Новость «От ЗИЛа до Бирюлева и дальше: где пройдет новая Бирюлёвская линия метро» на mos.ru (описание первого пускового участка и пересадок).(Москва)
- Публикации о редевелопменте промзоны ЗИЛ и жилом комплексе «Зиларт» (порталы AMO-ZIL, redeveloper.ru, RIAMO и др.) – информация о новом районе, набережной Марка Шагала и парке «Тюфелева роща».(amo-zil.ru)
- Статьи о парке «Тюфелева роща» как ключевом элементе редевелопмента ЗИЛ (stroi.mos.ru, Википедия и специализированные городские медиа).(stroi.mos.ru)
- Интервью и комментарии заместителя мэра Москвы Владимира Ефимова об облике наземных павильонов станции «ЗИЛ» и о роли Бирюлёвской линии в транспортной системе города (gazetametro.ru, mr.moscow и др.).(Metro Москва)
- Публикации о ходе строительства Бирюлёвской линии (проходка тоннелей от «Острова Мечты» до «Кленового бульвара», завершение проходки под руслом Москвы-реки и т.п.) на stroi.mos.ru и в специализированных СМИ.(stroi.mos.ru)
Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!
Спасибо! Надеемся, было интересно!
Мы ведём уникальные транспортные хроники! Большой палец вверх и порадуйте себя подпиской!