Армения нередко называет себя первой страной, принявшей христианство как государственную религию. С этой историей тесно связана Армянская апостольская церковь — древняя община, которая формально не относится ни к католикам, ни к привычному нам «восточному» православию.
Разберёмся, как и когда появилось армянское христианство, чем живёт Армянская апостольская церковь сегодня и в чём её расхождения с православными церквами.
Как Армения стала «первым христианским государством»
Христианство на армянские земли начало проникать уже в I–III веках. По церковному преданию, проповедь здесь вели апостолы Фаддей и Варфоломей, откуда и слово «апостольская» в названии церкви. Ключевой поворот произошёл в начале IV века. Около 301 года царь Трдат III, по традиционному датированию, объявил христианство официальной религией Армении. Это случилось раньше, чем Миланский эдикт Римской империи и тем более раньше, чем христианство укоренилось в Византии или на Руси.
С тех пор церковь стала важнейшей частью армянской идентичности. Когда государственность ослабевала или исчезала под натиском империй, именно церковные структуры помогали сохранять язык, письменность и культурную память.
Армянская церковь как часть «древневосточного» христианства
Формально Армянская апостольская церковь относится к семье древневосточных, или ориентальных, православных церквей. В неё вместе с армянами входят, например, Коптская церковь Египта и Сирийская яковитская церковь.
Главная особенность этой группы — отношение к решениям Халкидонского собора 451 года. Восточно‑православные церкви (константинопольская, русская, греческая и другие) приняли его формулу о «двух природах» Христа — божественной и человеческой. Армянская и другие ориентальные церкви Халкидон не признали и пошли своим путём.
Важно, что речь идёт о богословских формулировках, а не о «другом Боге». Армянская церковь исповедует ту же веру в Троицу, те же Евангелия и основные христианские догматы. Но тонкости описания соединения божественного и человеческого в личности Христа были сформулированы иначе, что и стало причиной разделения.
В чём различия с привычным восточным православием
Различия можно условно разделить на богословские, литургические и историко‑культурные.
С богословской точки зрения ключевой момент — как именно описывается природа Христа. В традиции восточного православия закреплена халкидонская формула о «двух природах» в одной ипостаси. В армянской (и шире ориентальной) традиции часто говорят об одной соединённой природе воплощённого Слова. Для богословов это тонкость с серьёзными последствиями, но для рядового верующего она, как правило, не заметна в повседневной жизни. В богослужении армянская церковь использует собственный чин — армянский обряд. Литургия проводится на древнеармянском языке, который отличается и от греческого, и от церковнославянского. Музыка, песнопения, некоторые символы и архитектурные формы храмов тоже имеют свои особенности: вспомним характерные конические купола армянских церквей.
Исторически Армянская апостольская церковь развивалась отдельно от Византии и Руси. У неё свой католикос — глава церкви, своя иерархия, ряд древних монастырей и святынь, рассеянных по территории исторической Армении, в том числе за пределами современного государства.
Как устроена Армянская апостольская церковь сегодня
У церкви несколько крупных центров. Духовной столицей считается Эчмиадзин — древний монастырский комплекс близ Еревана, где находится резиденция Католикоса всех армян. Есть и вторая историческая кафедра в Антилиасе (Ливан), связанная с армянской диаспорой Ближнего Востока.
Большие диаспоральные общины существуют в России, Франции, США, на Ближнем Востоке. Там действуют армянские церкви, школы, культурные центры, которые одновременно выполняют религиозную и национальную функцию: помогают сохранять язык и традиции.
Внутри самой Армении большинство верующих формально относится к Армянской апостольской церкви, даже если регулярно в храм ходят далеко не все. Важные государственные события — от инаугураций до памятных дат — почти всегда сопровождаются участием католикоса и духовенства.
Отношения с православием: разделение без вражды
Несмотря на богословские расхождения времён Халкидонского собора, Армянская апостольская и православные церкви сегодня находятся не в состоянии конфликта, а в формате осторожного диалога.
Существуют совместные комиссии, которые обсуждают исторические разногласия и пытаются найти общий язык в формулировках. На практическом уровне церкви нередко сотрудничают: армянские приходы действуют в странах с преобладающим православием, православные — посещают армянские святыни и почитают общих древних святых.
Для верующего человека важнее всего конкретное приходское жизнь: богослужения, таинства, праздники. Здесь различия проявляются в календаре, текстах молитв, мелодике песнопений, но не превращаются в «чёрно‑белую» схему «свои — чужие».
Армянская апостольская церковь остаётся отдельной ветвью христианства — со своей историей, богослужебной традицией и национальной ролью. При этом по основному содержанию веры она гораздо ближе к православным церквам, чем к любым внешним наблюдателям может показаться из‑за разницы в названиях.