Найти в Дзене
Сергей Михеев

Есть над чем подумать с точки зрения развития контактов и составления своего представления о том, что такое Индия

В Индии началась официальная часть государственного визита Владимира Путина. Удивительная, сверхдружественная, сверхпочетная встреча российского лидера. В аэропорту и в дальнейшем Путина лично встречал премьер-министр Индии НарендраМоди. Такой встрече позавидовали бы практически все мировые лидеры. Второй момент, который можно выделить: это лучший показатель того, что миропорядок, действительно, меняется. Мы знаем беспрецедентное давление США на индийские власти: тем не менее, они выказывают нашему лидеру такой почет, который, наверное, Трамп тоже бы хотел получить. Когда Путина в аэропорту встретили индийские журналисты, то много задавали вопросов про Украину, и президент напомнил, что Россия не аннексировала Крым, а оказала помощь жителям полуострова, потому что не было другого выбора. Говоря о дальнейшей судьбе Украины, президент России сказал, что Россия не против того, чтобы Украина обеспечивала свою безопасность, но это не должно происходить за счет безопасности самой России, те

В Индии началась официальная часть государственного визита Владимира Путина. Удивительная, сверхдружественная, сверхпочетная встреча российского лидера. В аэропорту и в дальнейшем Путина лично встречал премьер-министр Индии НарендраМоди. Такой встрече позавидовали бы практически все мировые лидеры. Второй момент, который можно выделить: это лучший показатель того, что миропорядок, действительно, меняется. Мы знаем беспрецедентное давление США на индийские власти: тем не менее, они выказывают нашему лидеру такой почет, который, наверное, Трамп тоже бы хотел получить. Когда Путина в аэропорту встретили индийские журналисты, то много задавали вопросов про Украину, и президент напомнил, что Россия не аннексировала Крым, а оказала помощь жителям полуострова, потому что не было другого выбора. Говоря о дальнейшей судьбе Украины, президент России сказал, что Россия не против того, чтобы Украина обеспечивала свою безопасность, но это не должно происходить за счет безопасности самой России, тем самым выходя на тему расширения НАТО на восток. Давая характеристику нынешнему киевскому режиму, президент еще раз заявил, что В. Зеленский руководствуется интересами «узкой группы националистов», а не народа. По словам Путина, нынешний режим «по своей ментальности очень похож на неонацистский», поскольку «крайняя форма национализма и неонацизма – почти одно и то же».

Сергей Михеев: В. Путин разъясняет индийскому обществу, в чём суть конфликта на Украине, и проводит небольшой ликбез по этому поводу: немного истории и современности для того, чтобы прояснить ситуацию. Я думаю, что в Индии мало кто разбирается в том, что происходит. Но несмотря на то, что там мало кто разбирается, действительно, торжественный прием бросается в глаза. На мой взгляд, это не просто стандартная процедура государственного визита, а индийская сторона всячески пыталась подчеркнуть, что Путин – это особенный гость; что отношения с Россией – это особенные отношения, и в дальнейшем Индия собирается их развивать.

Посмотрим, какие будут подписаны соглашения, потому что визит длится два дня, но уже видно, что Индия демонстрирует очень теплые отношения к России вообще и к Путину в частности, а также заинтересованность в дальнейшем развитии отношений с Россией. С точки зрения международной политики, конечно, это важно в контексте тех санкций, усилий, которые коллективный Запад, США предпринимают против России. Запад пытался всех убедить, что надо изолировать Россию, перестать иметь с ней отношения, надо поддерживать Украину и солидаризироваться с Западом. Это дело провалилось, но скажем честно, что не всё у нас получается, хотя многое получается, а у Запада получается тоже далеко не всё. Попытки изолировать Россию провалились. Несмотря на то, что Запад эти усилия предпринимает уже почти четыре года, но такая огромная и важная страна, как Индия, четко демонстрирует: «Мы верим в Россию и будем дальше развивать с ней отношения, независимо от того, что вы говорите».

Торжественность приема Путина направлена в будущее, что тоже очень важно. У нас есть масса ошибок, в том числе катастрофических, но мы иногда любим их пообсуждать, чтобы извлечь уроки на будущее. Ещё у нас есть странная (местами мазохистская) позиция: мы убеждаем себя в том, что «у Запада всё получается». Посмотрите после 1991 года: распад советской системы, а Запад на пике власти в этом мире. Прошло 30 лет: понятно, что в масштабе жизни одного человека это много, но в масштабе истории это не очень много, даже при нынешних быстрых темпах. Запад потерял Россию (крупнейшую ядерную державу, самую большую по территории страну мира, богатую ресурсами); потерял Китай, потому что у него были мысли, особенно после распада советской системы и на фоне рыночных реформ в Китае, что он через рыночную экономику, Всемирную торговую организацию и глобализацию подчинит Китай и будет его контролировать, заставит его отказаться от пути, по которому он идет; Запад теряет Индию: точнее, Индия демонстрирует, что она готова развивать отношения с Западом, но не на основе колониального подхода, который Запад хотел бы практиковать.

Нынешний визит Путина это показывает. У Запада большие проблемы с другими странами (Бразилия, ЮАР), а это исторически важное поражение, серьезные проблемы. Мы видим, как мир, независимо от того, нравится или не нравится это западникам, перестал быть однополярным. Есть крупные страны, которые заявляют: «Мы, конечно, слышим, что вы нам говорите, мы заинтересованы в отношениях с вами, но будем жить как хотим». На Индию американцы возлагали определенные надежды: думали, что, во-первых, Индию можно будет соблазнить «коврижками»; во-вторых, сыграть на противоречиях Индии и Китая, которые, к сожалению, присутствуют; в-третьих, убедить Индию, что «отношения с Россией – это ерунда, ими можно пожертвовать. Россия не такая сильная, как был Советский Союз». Когда Индия «по-хорошему» на такие вещи не согласилась, то они стали давить тарифами, пошлинами и думали, что «тогда так заставим». Но и это не выходит: хотя есть определенные проблемы с объемами закупок, с тем, что мы вынуждены давать большие скидки, но принципиально Индия демонстрирует, что она не будет поддаваться на давление.

Она практически говорит: «Как и за что мы будем покупать и продавать – это наше дело. С Москвой будем сами договариваться, а вы не думайте, что вам удастся нас прогнуть». Вся обстановка визита это подтверждает. Ясно, что там нет идеальных отношений, что покупка российской нефти, которую удалось перевести в национальные валюты и тем самым уйти от американского контроля, на какое-то количество сократилась, где-то мы должны уступать в ценах и пр. Тем не менее другие направления сотрудничества будут развиваться, в том числе военное сотрудничество. Заговорили о таком проекте, как просьба Индии об аренде российской атомной подводной лодки. Не знаю, насколько это реально, но слухи пошли. Вся обстановка визита это подчеркивает. Я думаю, что будут заключены соглашения, которые и на будущее дадут достаточно хорошую динамику. Всё, что оттуда приходит, выглядит, как индийское кино, но индийцы делают что могут и показывают, что они очень рады.

Кадр, где индуистская молитва за Путина, подчеркивает, что они уважают и очень рады. Говорят, что Нарендра Моди поменял в последний момент процедуру встречи Путина. Планировалась стандартная встреча: почетный караул, а потом глава государства или представитель высокого ранга; но говорят, что индийская сторона попросила, чтобы встреча состоялась так: по ковровой дорожке от самолета Путин и Моди идут навстречу друг другу.

Напоминает Анкоридж.

Сергей Михеев: Не исключаю, что они эти моменты продумали. Дальше они поехали в одной машине. Правда, машина не такая, как Aurus.

По индийским меркам это Aurus.

Сергей Михеев: Возможно, это индийская сборка. Как подавали интервью Путина двум СМИ: две замечательные индийские журналистки очень вдохновленно разговаривали с нашим президентом, и человек, который в Дели говорил своим индийским зрителям, подчеркнул, что «Запад считает Путина плохим, а на самом деле Путин совсем не плохой». Думаю, что они сделали всё, чтобы подчеркнуть: а. Индия заинтересована в отношениях; б. отношения будут развиваться; в. грубое давление на Индию не имеет смысла - оно контрпродуктивно.

Говорят, что в этом году Индия стала первой страной в мире по количеству населения, которое превысило население Китая. Понятно, что дело не в населении, а главное - чувство спокойной уверенности: «Народу у нас столько, что мы разберемся с любыми проблемами». Сама Индия себя периодически называет «самой большой демократией в мире»: это «привет» Западу. В Индии многопартийная система: кого только нет - много политических партий, которые яростно дерутся друг с другом на выборах, иногда с человеческими жертвами. Там и местные, и общие выборы, в каждом штате свои выборы, существует реальная политическая борьба, поэтому индусы говорят, что «не учите нас демократии». Вот «самая большая демократия в мире» встречает президента Владимира Путина и демонстрирует свое благожелательное отношение и горячее стремление продолжать развивать отношения с Россией.

В индийской культуре гостеприимства тайных знаков не меньше, чем в китайской. Путин получил от Нарендры Моди необычный подарок: копию на русском языке древнеиндийского эпоса «Бхагавадгита». Я прочитал краткое содержание: суть в том, что великий индийский воин не хочет начинать сражение, потому что на стороне противника его родственники и учителя. Но его возницей становится сам Кришна, который объясняет про воинский долг, призывает ни в коем случае не отступать от него. Украинский народ мы тоже называли родственным народом и тоже до конца терпели его выходки.

Сергей Михеев: Не знаю, имел ли это в виду Моди, но интересно то, что Индия тоже обращается к своей традиции. К вопросу о модели жизни: посмотрите, кто добивается успехов в этом мире? Те, кто сочетает традицию и техническую модернизацию. С точки зрения техники мы признаем и готовы двигаться вперед, но с точки зрения смыслов мы не просто уважаем свои корни, а бережем их и оттуда питаем свою систему ценностей, смыслов и т.д. Мне кажется, что это очень важно и для России, потому что один из бичей нашей истории заключается в том, что русский народ периодически впадает в полную «несознанку», не хочет признавать своих корней и всё ищет, как бы покривляться, чтобы быть максимально похожим на Запад. Тут есть на что посмотреть и чему поучиться.

У них одна из самых растущих экономик в этом году: рост больше 8%.

Сергей Михеев: Да, при том, что у них масса социальных проблем. Чиновники из нашей делегации говорили: «Давайте развивать экспорт в Индию не только сырья и военной продукции, но и другой продукции». Не знаю, что конкретно имелось в виду, но думаю, что у нас есть то, что могло бы на индийском рынке быть востребовано и может даже частично заменить западных поставщиков. Это может быть стимулом и для нашей экономики - взаимное инвестирование в разные отрасли экономики.

Говорят, что с индийским автопромом хотят договариваться. Президент сказал, что у нас товарооборот растет, но есть некий перекос: мы уже торгуем в национальных валютах, у нас много индийских рупий, но нечего купить в Индии. Почему? Вроде бы огромная страна, много чего производит, но есть затыки - логистические или еще какие-то. Знаю, что у них неплохая фармацевтика.

Сергей Михеев: У нас индийские дженерики продавались в огромном количестве, а сейчас их стало меньше. Конечно, для нас важно налаживать свои отрасли экономики, но есть о чём подумать. Мне еще понравилось, когда я смотрел вырезки из индийских СМИ, то, о чем я в последнее время говорю: хватит обсуждать, что сказала та или иная европейская или американская «помойка»! Мы сами говорим: «Запад претендует на глобальное доминирование. Он хочет, чтобы все считали, что весь мир – это он», и сами не замечаем всего остального мира. Где китайцы, индийцы, бразильцы, африканцы -мы не знаем. Мы полностью сконцентрированы на том, что «льется из грязных рупоров западной пропаганды», и частично сами им помогаем.

А здесь мы увидели совершенно другой взгляд на Россию. Приезжали представители центральных индийских СМИ, изданий, и все подхватывают. Нам надо уделять этому больше внимания. В Индии живет народу больше, чем во всей Европе, во всем Евросоюзе. Есть над чем подумать с точки зрения развития контактов и составления своего представления о том, что такое Индия. Давайте скажем честно, что мы про Китай, Индию, Иран, в основном, узнаём из западных СМИ.