Найти в Дзене
KapToMaHT

Этнические карты Грузинской ССР, часть 6: курды, лезги, тюрки-османы, ингуши, эсты, белорусы

Ссылка на все ресурсы. Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы. Сегодня у нас последняя часть по этносам Грузинской ССР. Мы просмотрели почти все этносы, у которых было где-либо большинство, остались лишь немногие, которые просто значительно присутствовали в некоторых местах. Первые из таких у нас курды. Курдов на момент переписи 1926 года в Грузинской ССР было 8 тыс. человек или 0,3% от всего населения. Расселены они, как уже видно, в двух зонах. Хотя почти 5 сотен курдов жили ещё и в центре республики Тифлисе. В целом, курды на юге Грузии присутствовали давно, первые появились как считается ещё в 12 веке. Но основная часть курдов переселилась в основном на рубеже 19-20 веков из Османской Империи, которые исповедовали езидизм и по религиозным мотивам бежавшие в Российскую Империю. При советской власти на данных местах они задержались ненадолго и большая часть в 1944 году была депортирована в Среднюю А

Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Сегодня у нас последняя часть по этносам Грузинской ССР. Мы просмотрели почти все этносы, у которых было где-либо большинство, остались лишь немногие, которые просто значительно присутствовали в некоторых местах.

Первые из таких у нас курды. Курдов на момент переписи 1926 года в Грузинской ССР было 8 тыс. человек или 0,3% от всего населения. Расселены они, как уже видно, в двух зонах. Хотя почти 5 сотен курдов жили ещё и в центре республики Тифлисе. В целом, курды на юге Грузии присутствовали давно, первые появились как считается ещё в 12 веке. Но основная часть курдов переселилась в основном на рубеже 19-20 веков из Османской Империи, которые исповедовали езидизм и по религиозным мотивам бежавшие в Российскую Империю. При советской власти на данных местах они задержались ненадолго и большая часть в 1944 году была депортирована в Среднюю Азию.

Вернёмся к переписи. Понятно, что курды - этнос в основном сельский. Но уже по населению в Тифлисе понятно, что не так превалирующе, как многие другие этносы - 86,4% курдов жили в сельской местности. Помимо Тифлиса, это Батум и другие города Аджарской АССР, но заметную долю они составляли в Кобулетах Кобулетского уезда, небольшом поселении до 2 тыс. человек - 7,6%.

По уездам, у нас есть курды Ахалцихского уезда, т. е. Месхетии, где они жили в основном на юге, немного переходя и в Ахалкалакский уезд. В Ахалцихском уезде их было 3 тыс. человек или 3,2% от всего населения уезда. Аджарских курдов также было чуть более 3 тыс. человек, большая часть жила в Батумском уезде и составила там 4% населения, остальные жили в Кобулетском уезде, составив там 3,3% населения. В общем по Аджарской АССР, курдов было 2,5%.

Что касается теми, самую большую долю курды составляли по одному в каждой зоне расселения. В Аджарской АССР это теми Кахабери Батумского уезда, доля в котором была 30,9%. Второе место - теми Уравели Ахалцихского уезда, где у них была доля 34,5%.

-2

Следующими шли лезги. Это несколько сложно воспринимаемый этнос в общей картине. Несмотря на то, что в Дагестанской АССР по переписи лезгами называли сегодняшних лезгин, в Грузинской ССР в обозначенных местах жили в основном аварцы. Но и язык у данного этноса указан родным кюринский, что соответствует сегодня лезгинскому языку. Всё это говорит о некоторой ошибке в учёте местного населения. Учитывая это, пойдём дальше отметив, что таковых здесь было 3 тыс. человек или 0,1% от всего населения.

Почти 2 сотни лезгов жили в Тифлисе, что и отодвинуло сельскую долю до показателей 93,6%. Всё остальное население компактно жило в сёлах Телавского уезда, небольшая группа жила и работала вдоль Алазанского канала Сигнахского уезда, расположенного рядом. Присутствие в Телавском уезде составляло 2,7% от всего населения. Единственное теми со значительным присутствием - теми Дзвели-Гавази Телавского уезда, в нём лезги составили 32,1%. Там они жили компактно, в дальнейшем некоторых переселяли в опустевшие от депортации чеченские селения, затем они возвращались обратно, переживали давление местных властей, до сегодняшнего дня осталось несколько селений с их присутствием.

-3

Далее по переписи шли тюрки-османы. По идее, это турки в сегодняшнем понимании, которых называли именно так, чтобы обособить при учёте от собственно тюрок, коими тогда называли современных азербайджанцев. Тюрок-османов в республике на 1926 год было 3 тыс. человек или 0,1% от всего населения. Они нигде не превысили долю в 10% и присутствуют здесь потому, что распространение их языка куда шире и для сравнения в следующий раз, мы посмотрим сначала на их этническое присутствие. А оно, как видно, разбросано небольшими долями по западным точкам республики, в т ч. и в ССР Абхазии.

Тюрки-османы не такой уж сильно превалирующий сельский этнос, в сельской местности жили 63,5%, т. е. более трети жили в городах. Где? Везде понемногу. В Тифлисе, Батуме и Ахалцихе они заметны не сильно, но там жило более сотни таковых, мало но с процентным присутствием они также были в центре Кодорского уезда Очемчири и Гудаутского уезда Гудауте, в последней у них была самая большая доля в 2,6%.

В сельской местности выделяется в первую очередь сельсовет Джгерди Кодорского уезда ССР Абхазии, где тюрок османов было почти две сотни и они составили 9,3% населения, в самом уезде доля была 1,6%. Другое место значительного присутствия - теми Кведа-Марадиди Батумского уезда Аджарской АССР, где их было более 5 сотен с долей 6,5%.

-4

Следующими у нас шли ингуши - ещё один переписной казус на сегодня. Речь здесь в реальности идёт о чеченцах-кистинцах. Учёт их как ингушей мог бы быть мотивирован тем, что язык местного населения был сформирован из промежуточных диалектов между чеченским и ингушским языками, однако в языковом учёте у данного населения родным языком является именно чеченский язык. Так или иначе, далее мы будем следовать переписным данным. А по ним, ингушей в ГССР было до 2 тыс. человек или менее 0,1% от всего населения.

Этнос в городах практически не присутствовал, два десятка человек, живших в Тифлисе, сдвинули процент сельского населения до показателей 98,6%. По уездам, всего сотня человек проживала в Душетском уезде, остальные же проживали в Телавском уезде, составив там 1,7% от всего населения уезда.

Теми мы видим здесь ровно два, основное - теми Джоколо Телавского уезда, где они составили относительное большинство в 44,1%. Раннее, доля была гораздо ниже, поскольку высокогорье жили большие общины грузин-тушинов, которые к тому времени активно переселялись на равнину. Второе теми - теми Шатили Душетского уезда, где сотня ингушей составила 8,7% от всего населения.

-5

Довольно внезапным здесь может показаться присутствие значительных общин эстов. Они переселились сюда после массовой миграции абхазов-мусульман после присоединения к Российской Империи, в основном в их бывшие селения. Эстов во всей республике было менее тысячи человек.

Практически все они жили в Сухумском уезде ССР Абхазии в местах компактного проживания. Доля сельского населения - 84,1%, остальные проживали несколькими десятками в Сухуме и Тифлисе. Ни в одном уезде они не составили заметной доли, только почти 1% их был в Сухумском уезде. Жили они там вместе с русскими и греками в сельсоветах Владимировском, Екатериновском и Константиновском, где составили 29,3%, 5,8% и 7,1% соответственно. Со временем некоторые эстонцы были ассимилированы, некоторые вернулись на историческую родину.

-6

Последние у нас белорусы. На самом деле, было их крайне мало - всего 4 сотни человек на всю республику. Попали они на рассмотрение, поскольку преодолели 10%-ый порог.

Половина белорусов жила в городах, доля сельского населения - 50,6%. Остальные же проживали небольшими группами, также как и эсты, это был Сухумский уезд ССР Абхазии. Наибольшая доля была в сельсовете Псху, где белорусов было всего пару десятков человек, но они составили 12,5% населения, проживая там вместе с русскими и украинцами.

Кого в ГССР было много, но они не попали ни в одну из частей из-за незначительного присутствия где-либо? Ну, например айсоры (ныне ассирийцы) и поляки жившие в основном в Тифлисе, а также персы, жившие в Тифлисе и Батуме - их было по несколько тысяч человек в республике. В сельской местности на юго-западе жили лазы, которые в основном проживали уже на территории Турции, в ГССР их было столько же, сколько и белорусов.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Выражаю особую благодарность Михаилу Балабану, kakomizli, Дмитрию Щербакову, Максиму Поротикову, Billy Bonce и Антону Сапогову за поддержку на Бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо