Летом 2025 года в издании INDEPENDENT под знаком сенсационности прошла статья «Тайны средневековых королей раскрыты благодаря ДНК 900-летних скелетов». Тут у каждого поляка гулко забилось сердце. Еще бы! Им представили новую версию происхождения основателей польской нации, заявив в подзаголовке статьи, что «Новые данные ДНК ставят под сомнение миф об основании нации».
Речь о первом польском королевском доме династии Пястов, которые правили с X по XIV век. Споры ученых относительно того, это выходцы из местных или моравских славян, или это скандинавские воины, велись в Польше на протяжении двух столетий. И вот, наконец, якобы, получены некие генетические данные, которые позволили генетикам забросить корни Пястов далеко на Британские острова. Более того, оказывается, так следует из заявления ученых, Пясты, это, вообще – пикты.
То, что в Польше шли дискуссии, подобные российским, о принадлежности Пястов к скандинавам, не удивительно. Видимо, такова линия у западных историков – всё, что славянское, не может существовать без скандинавского руководства. Россию триста лет дурманили норманизмом, так и Польшу не обошел сей удел.
Но вот ученые родили новое чудо – пикты во главе королевской династии Пястов! Ну, да ладно, пикты, так пикты! Только те, в принципе, это – доисторическое население Британских островов. И происхождение их самих – вопрос спорный. Что-то в этом плане прояснилось только при исследовании ископаемых геномов жителей
Заявлять же, что те же пикты к тому же умудрились закинуть в Польшу и королевскую династию – это надо обладать немалым оптимизмом. Пиктам самим бы на своей британской родине было выстоять.
Об их происхождении можно судить по запискам Юлия Цезаря, который полагал, что пикты по происхождению были близки коренным жителям Иберии. И являлись остатками доиндоевропейского населения Европы.
Они населяли территории центральной и северной Шотландии, к северу от залива Ферт-оф-Форт, постоянно совершали набеги на юг Британии и в 360-х годах дошли до Лондона. Расцвет их государства отмечается в VIII веке, когда они остановили продвижение англов на север. Это был период расцвета англосаксонского завоевания Британии, племенами англов, саксов, ютов, которые являлись уже носителями индоевропейских языков, освоенных ими во время проживания на территориях лужицкой культуры.
В валлийской литературе пикты называются Prydyn, а сама Великобритания – Prydain. И название «Британия», «бритты» вполне могло относиться к пиктам, а затем перейти на весь остров и его жителей.
К слову, отношение к доиндоевропейскому населению могли иметь неолитические строители мегалитов, коридорных пирамид Ирландии, Y-хромосомной гаплогруппы I2 которые обитали как на островах Британии, так и в Ирландии уже 5-6 тысячелетий назад, ископаемые останки которых найдены в немалом количестве там.
Последующим населением Британских островов, начиная со 2 тысячелетия до н.э., выступали носители культуры колоколовидных кубков (ККК), гаплогруппы R1b-P312. Они смогли добраться, видимо, вплавь до самой северной окраины Британских островов, где в будущем обосновалась Шотландия. Ископаемые останки образцов в захоронениях в шотландском округе Мори выявили два образца гаплогруппы R1b-P312- DF13-S5488 и -FGC11134 с датировками примерно 3956 и 2810 лет назад, соответственно.
Впрочем, часть носителей ККК гаплогруппы R1b-P312 ранее заселила и территории южных графств Британии – Западного Суссекса и Англии – захоронения с датировками 4250 и 4043 лет назад.
Эти эрбины постепенно замещали автохтонное мужское население островов, оставляя при этом нетронутым женское население автохтонов. В последующем часть их могла выступать в качестве пресловутых пиктов. И пока их потомки не перешли на ИЕ языки они являлись по сути носителями неиндоевропейских языков, свойственных населению эрбинов бронзового века гаплогруппы R1b. Но ККК – это более широкое явление, чем какая-то отдельная этническая группа. О широте их распространения в Западной Европе свидетельствуют многочисленные потомки ее носителей во Франции, Испании, Германии и малых западноевропейских государствах. Некоторые из них достаточно быстро достигли и Польши, Чехии и других – западного оплота праславянского мира
Почему же польские ученые решили, что их поздние короли, Пясты 10 века, того же пиктского рода?
Как выяснилось, учёные из Познани, после вскрытия более десятка склепов эпохи Пястов, большинство в Плоцком соборе на территории современной центральной Польши, выделили читаемую ДНК у 33 человек (30 мужчин и трёх женщин), которые, как считается, принадлежали к династии Пястов на протяжении всего времени её существования. Датировка эксгумированных костей также соответствовала письменным источникам в период с 1100 по 1495 год.
В статье они пишут:
«Почти все мужские скелеты несут в себе одну и ту же редкую группу генетических вариантов Y-хромосомы (которая есть только у мужчин и передаётся по наследству только по мужской линии). Сегодня эта группа встречается в основном в Великобритании. Наиболее близкое известное совпадение принадлежит пиктскому воину, похороненному в восточной Шотландии в V или VI веке.
Эти результаты свидетельствуют о том, что династия по отцовской линии пришла из Северной Атлантики, а не из близлежащих регионов».
Так вот, откуда эта пиктское наследие! Авторы статьи, полагаясь на доверчивость читателя, саму гаплогруппу не приводят, но делают глубокомысленные выводы о близком соответствии. И попробуй, узнай, на основании чего это.
Оказывается, польские исследователи выяснили, что ранние представители династии Пястов принадлежат к той же, что и пиктский воин (Шотландия, V-VI вв.), Y-хромосомной гаплогруппе R1b-DF13. Проблема только в том, что субклад DF13 гаплогруппы R1b образовался примерно 4500 лет назад (YFull), когда носители ККК заселяли как Западную, так и Центральную Европу. Не удивительно, что они оказались не только на Британских островах, но и на территории будущей Польши.
«Поэтому наличие одного и того же субклада на Островах и в Польше вовсе не означает наследственность одного от другого.
Это означает, что у них был общий предок по прямой мужской линии, живший за много столетий (вероятно, в бронзовом веке или раннем железном веке)»[1].
К слову, обнаруженный в пиктском центре в монастыре Портмаксомак на Оркнейских островах (Шотландия) образец субклада R-Y23823, периода 412–536 гг. н.э., в базе данных YFull имеет обозначение: Pict Orkney 1600 ybp (лет назад). Точнее: R1b-DF13-Y23823.
Этот короткий "пиктский" субклад, плюс три дополнительных современных английских образца, Англией и закончился, и далее не пошел. Так что, общего у поляков может быть только предковый R1b-DF13, который, между прочим, с момента своего образования 4500 лет назад широко разошелся по Европе.
Причем, наибольшее распространение получил на Британских островах, где сегодня совокупно проживают 74% носителей нижестоящих снипов субклада R1b-DF13. Оставшиеся 24% перебрались в свое время в Северную Америку. По десятым долям процента их сегодня в Западной Европе и в Польше, в которой между прочим 12 процентов других носителей R1b.
Так что, никакой миграции из Шотландии в Польшу не было. У них, вероятно, в бронзовом веке или раннем железном веке, был общий предок по прямой мужской линии.
Также неизвестно, кто такие пикты по гаплогруппам. Можно только предполагать. С высокой долей вероятности это изначально могли быть автохтоны Британских островов гаплогруппы I2 со своим неиндоевропейским языком, древние же носители R1b являлись пришельцами. Сомнительно поэтому, что последние, которые значительно сегодня размножились как на островах, так и в Западной Европе, можно относить к пиктам.
В заключение примечание А. А. Клёсова относительно этого «сенсационного» сообщения поляков.
«Действительно, материал поляков относится к хайпу, не проработан в должной мере. Как водится в таких случаях, есть большое количество степеней свободы в интерпретациях, а поляками выбрана одна. Предложу предварительно свою. Никакого отношения тот поляк к пиктам не имеет, как и тот, которого нашли на островах. Там и там - гаплогруппа R1b, которой у поляков 12%, то есть много. Все гаплогруппы R1b на островах – пришлые, начиная с времен 4500 лет назад, и продолжая римскими легионерами Юлия Цезаря конца прошлой эры и далее. Такие же R1b разошлись по всей Европе с тех же 4500 лет назад, и их много в Польше. Иначе говоря, совпадения могут быть у поляков и прочих, с одной стороны, и у древних островитян, с другой, называть их «пиктами» или просто эрбинами»[2].
С точки зрения же заселения Британии, обращение к Y-ДНК гаплогруппам позволяет увидеть ясную картину, которая вполне вписывается в ее исторические письменные зарисовки. По крайней мере, нельзя упускать из виду автохтонов Островов гаплогруппы I2. Кто-то из них пикты, кто-то бритты, белги и прочие скотты и кельты. Но во всем этом уже можно разбираться. Тем более зная, что 2500-2000 лет до н.э. на Острова прибыли эрбины, R1b, культуры колоколовидных кубков. И приняли непосредственное участие в формирование там как нового населения, так и языка образующейся этнической общности с привнесением собственного неиндоевропейского языка. Часть из них могла войти в состав как тех, так и других, и третьих. Римское завоевание Британии, от начал эры до 4 века, также являлось пришествием группы латинян также эрбинского происхождения, но уже ранее на Апеннинах освоивших ИЕ язык.
В Европе эрбины дотянулись и до западных границ славянского мира. Они смогли навязать западнославянским странам, населения которых в основном являлись носителями гаплогруппы R1a, католицизм. Особенно в этом плане отличилась Польша. Естественно, что эту задачу, без внедрения в ее верховную власть наиболее заинтересованных в этом лиц, не удалось бы выполнить. Кто-то из них, кому в будущем удалось войти в самую высокую королевскую власть, вполне мог быть таким римским посланником эрбинского происхождения. Почти тридцать польских королей династии Пястов правили там с 9 века до 1370 г. У кого-то из них взяли образец ДНК, который оказался R1b.
«Чтобы назвать тех островитян R1b пиктами, должны быть особые основания. Но даже если они выполнены, совпадение снипа и/или гаплогруппы на острове и в Польше указывает на общего предка, в том числе далекого, а не на прямую наследственность. Если там и там есть 17-маркерные гаплотипы, надо смотреть на число мутаций, их разделяющее. Слова «они одинаковые» мало что значат, это просто фигура речи, означающая «они похожие», а там каждая мутация - эти сотни и тысячелетия разницы»[3].
И пикты тут не при чем.
Борис Б. Новицкий
[1] Вестник Академии ДНК-генеалогии, т.18, №11. с. 1667
[2] Там же. с. 1673
[3] Там же