Найти в Дзене

О выставке "Легенда по имени МАЙЯ", до 18.01.26

В Музее Декоративного искусства в Москве проходит юбилейная выставка, посвященная 100-летию уникальной балерины Майи Плисецкой. Она при жизни стала легендой и источником вдохновения поэтов, композиторов, художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. З.К.Церетели. Майя Плисецкая. 2010 бронза. Экспозиция организована фондом "Дом Русского балета" до 18.01.26 г. На выставке "Легенда по имени Майя" можно увидеть живописные портреты; скульптуру в бронзе и фарфоре; в росписях шкатулок лаковой миниатюры; в художественных фотографиях. Не танцевать Майя не могла по определению. Она родилась в Москве, в творческой семье. Её дядя и тетя, Ассаф и Суламифь Мессерер, были артистами Большого театра, позднее - прославленными балетными педагогами. Младшие братья, Александр и Азарий, так же стали артистами балета и продолжали творческую деятельность, как балетмейстеры и педагоги. Н.А. Мылышева. Юная балерина. ДФЗ. 1964. Фарфор, роспись, золочение. ЧК Другие члены семьи были профессиональн

В Музее Декоративного искусства в Москве проходит юбилейная выставка, посвященная 100-летию уникальной балерины Майи Плисецкой. Она при жизни стала легендой и источником вдохновения поэтов, композиторов, художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.

З.К.Церетели. Майя Плисецкая. 2010 бронза.
З.К.Церетели. Майя Плисецкая. 2010 бронза.

Экспозиция организована фондом "Дом Русского балета" до 18.01.26 г.

На выставке "Легенда по имени Майя" можно увидеть живописные портреты; скульптуру в бронзе и фарфоре; в росписях шкатулок лаковой миниатюры; в художественных фотографиях.

-2

Не танцевать Майя не могла по определению. Она родилась в Москве, в творческой семье. Её дядя и тетя, Ассаф и Суламифь Мессерер, были артистами Большого театра, позднее - прославленными балетными педагогами. Младшие братья, Александр и Азарий, так же стали артистами балета и продолжали творческую деятельность, как балетмейстеры и педагоги.

Н.А. Мылышева. Юная балерина. ДФЗ. 1964. Фарфор, роспись, золочение. ЧК
Н.А. Мылышева. Юная балерина. ДФЗ. 1964. Фарфор, роспись, золочение. ЧК

Другие члены семьи были профессиональными актерами. Рахиль Мессерер-мать Майи, окончила ВГИК и была звездой немого кино. Отец-дипломат. Несмотря на трагедию, связанную с репрессиями родителей, Майя осталась в Москве на попечении тети и продолжила заниматься балетом.

С.Б. Велихова. Маленькая балерина в розовом венке. ЛФЗ. 1959-е. Фарфор, роспись.
С.Б. Велихова. Маленькая балерина в розовом венке. ЛФЗ. 1959-е. Фарфор, роспись.

С 8-ми лет она училась в хореографическое училище Большого театра. Уже тогда было ясно, что балет не просто увлечение - она им живет.

С.Б. Велихова. Машенька. Юная балерина. ЛФЗ. 1959-е. Фарфор, роспись.
С.Б. Велихова. Машенька. Юная балерина. ЛФЗ. 1959-е. Фарфор, роспись.
О.А. Ефимова. В балетном классе. 1960-е. Бумага, см. теника.
О.А. Ефимова. В балетном классе. 1960-е. Бумага, см. теника.

От природы Майя обладала гибкими длинными руками, уникальным сильным и широким прыжком, потрясающими вращениями. На сцене ее образы отличались выразительностью и актерской игрой. Каждое движение было отточено и графично.

А.Р. Левицкий. Майя Плисецкая в балете "Лебединое озеро".1982. Бумага, карандаш. чк.
А.Р. Левицкий. Майя Плисецкая в балете "Лебединое озеро".1982. Бумага, карандаш. чк.

Сцена Большого театра, знакомая с детства, стала естественным продолжением творческого взлета к вершинам балетного искусства.

А.Р. Левицкий. Майя Плисецкая в балете "Лебединое озеро".1980. Бумага, карандаш. чк.
А.Р. Левицкий. Майя Плисецкая в балете "Лебединое озеро".1980. Бумага, карандаш. чк.

В 1947 году, в 22 года, она впервые танцует партию Одетты-Одиллии в балете "Лебединое озеро" П.И. Чайковского. Эта роль становится одной из главных в жизни. Успех всегда был огромный: от первого выступления до последнего.

Н.А. Малышева. Майя Плисецкая. Одиллия. 2025 (модель 1965 г.) Фарфор, роспись, золочение.
Н.А. Малышева. Майя Плисецкая. Одиллия. 2025 (модель 1965 г.) Фарфор, роспись, золочение.

В загадочную девушку-лебедя она перевоплощалась на сцене более 800 раз. Лебединая партия в другом её знаковом танце «Умирающий лебедь», которую она начала танцевать ещё с 1943 года, по мотивам фокинской лирической миниатюры, наполняется совершенно другим смыслом. Поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова - "плисецкий стиль пошел по миру".

Г.Д.Чечулина Майя Плисецкая в партии Одетты, в балете Лебединое озеро. ДФЗ. 2003. фарфор, роспись, золочение
Г.Д.Чечулина Майя Плисецкая в партии Одетты, в балете Лебединое озеро. ДФЗ. 2003. фарфор, роспись, золочение

Плисецкая в роли "Умирающего лебедя" и Одетты-Одиллии в балете "Лебединое озеро" П.И. Чайковского становится легендой.

Г.Д.Чечулина Майя Плисецкая в партии Одетты, в балете Лебединое озеро. ДФЗ. 2003. фарфор, роспись, золочение
Г.Д.Чечулина Майя Плисецкая в партии Одетты, в балете Лебединое озеро. ДФЗ. 2003. фарфор, роспись, золочение

Майя любила импровизировать, каждый раз что-то неуловимо менялось: то она выходила из разных кулис, появлялась спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе.

Фото Л. Педенчук.
Фото Л. Педенчук.

Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.

ВН. Вырвич. Майя Плисецкая в балете "Лебединое озеро". 2025. Холст, масло.
ВН. Вырвич. Майя Плисецкая в балете "Лебединое озеро". 2025. Холст, масло.

Главы иностранных государств, наносившие официальные и дружественные визиты в СССР, непременно посещали балет «Лебединое озеро» в Большом театре. Одетта или Одиллия?

А. Вострецова. В Гримерной. 2025. Картон, пастель.
А. Вострецова. В Гримерной. 2025. Картон, пастель.

То она сбрасывает с себя колдовские чары, то вновь становится птицей...

Сумочка "Белый лебедь", перчатки "Грация". Никифоровская золотошвейная ф-ка. 2025.
Сумочка "Белый лебедь", перчатки "Грация". Никифоровская золотошвейная ф-ка. 2025.
Сумочка "Белый лебедь". Никифоровская золотошвейная ф-ка. 2025. Серебряная нить, итальянский бархат, натуральный жемчуг, стразы.
Сумочка "Белый лебедь". Никифоровская золотошвейная ф-ка. 2025. Серебряная нить, итальянский бархат, натуральный жемчуг, стразы.

Её движения - это рисунок. Четкий профиль, длинная шея, идеальные пропорции. Во всем угадывался яркий темперамент. Огонь и пламень - вот истинный образ Плисецкой в легендарной партии Китри в балете Минкуса "Дон Кихот".

Г.Д. Чечулина. Майя Плисецкая в партии Китри в балете "Дон Кихот". ДФЗ 2025 (модель 1970-е) Фарфор, роспись, золочение.
Г.Д. Чечулина. Майя Плисецкая в партии Китри в балете "Дон Кихот". ДФЗ 2025 (модель 1970-е) Фарфор, роспись, золочение.
Г.Д. Чечулина. Майя Плисецкая в партии Китри в балете "Дон Кихот". ДФЗ 2025 (модель 1970-е) Фарфор, роспись, золочение.
Г.Д. Чечулина. Майя Плисецкая в партии Китри в балете "Дон Кихот". ДФЗ 2025 (модель 1970-е) Фарфор, роспись, золочение.

1950 год. Ей 25, за плечами дебют в «Лебедином озере». Каждый спектакль Большого театра - событие. Здесь часто присутствуют первые лица государства.

А. Левченков. Портрет Майи Плисецкой. 2020. холст, масло
А. Левченков. Портрет Майи Плисецкой. 2020. холст, масло

Юный Рудольф Нуреев, увидевший Плисецкую в «Дон Кихоте», назвал ее «пожаром на сцене». Балетоманы на каждом спектакле устраивают овации и не могут успокоиться. Поклонники, цветы, восторги, слава!

Г.Д. Чечулина. Майя Плисецкая в партии Китри в балете "Дон Кихот". ДФЗ 2025 (модель 1970-е) Фарфор, роспись, золочение.
Г.Д. Чечулина. Майя Плисецкая в партии Китри в балете "Дон Кихот". ДФЗ 2025 (модель 1970-е) Фарфор, роспись, золочение.
Г.Д. Чечулина. Майя Плисецкая в партии Китри в балете "Дон Кихот". ДФЗ 2025 (модель 1970-е) Фарфор, роспись, золочение.
Г.Д. Чечулина. Майя Плисецкая в партии Китри в балете "Дон Кихот". ДФЗ 2025 (модель 1970-е) Фарфор, роспись, золочение.

Заглавную роль в балете "Раймонда" А.К. Глазунова, помимо балерины, увековечили художники и скульпторы.

Елена Янсон-Манизер. Скульптура «Балерина Майя Плисецкая в роли «Раймонды». 1951. ЛФЗ.
Елена Янсон-Манизер. Скульптура «Балерина Майя Плисецкая в роли «Раймонды». 1951. ЛФЗ.

Плисецкая сама говорила: "Талант пробьет дорогу себе всегда. Правда, если он имеет термоядерный заряд".

Вот она этим зарядом обладала. Желая обновления, устремилась к поискам новой хореографии.

В. Кириллов. Танцующая балерина. 2012. бронза
В. Кириллов. Танцующая балерина. 2012. бронза

Первой была "Кармен-сюита". Новый одноактный балет, поставленный кубинским хореографом Альберто Алонсо в 1967 году на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина специально для Майи Плисецкой, вызвал возмущение слишком откровенным воплощением на сцене. Запрет постановки министром Культуры СССР Екатерины Фурцевой удалось преодолеть с боем.

Л. Педенчук. Майя Плисецкая в балете "Кармен-сюита".
Л. Педенчук. Майя Плисецкая в балете "Кармен-сюита".
«Вы предательница классического балета! Ваша «Кармен-сюита» умрет!» — заявила министр; «Кармен умрет тогда, когда умру я», — отрезала балерина.
Г.Д. Чечулина. Майя Плисецкая в образе Кармен. ДФЗ. 1970
Г.Д. Чечулина. Майя Плисецкая в образе Кармен. ДФЗ. 1970

Помогло только то, что Альберто Алонсо был балетмейстером с братской Кубы. Настолько современная хореография казалась чуждой и революционной.

Ю. Мальцев Юбилейная коллекция "Кармен". 2025. Фарфор, роспись, золочение.
Ю. Мальцев Юбилейная коллекция "Кармен". 2025. Фарфор, роспись, золочение.

В «Кармен» она впервые

ступила на полную ступню.

Не на цыпочках пуантов,

а сильно, плотски, человечьи. /А. Вознесенский/

А.С. Бобровник. Шкатулка "Кармен-сюита". Федоскино.
А.С. Бобровник. Шкатулка "Кармен-сюита". Федоскино.

Майя Плисецкая как-то на досуге подсчитала, что станцевала «Кармен-сюиту» около трёхсот пятидесяти раз. Но больше всего её порадовал тёплый приём спектакля испанским зрителем. «Когда испанцы мне крикнули «Оле!», я поняла, что победила», — призналась она.

С. Бакин. Кармен. 2025.
С. Бакин. Кармен. 2025.
Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах — образ Кармен являлся первым.»
-29
С. Бакин. Майя Плисецкая. Кармен. 2025 холст, масло, пастель
С. Бакин. Майя Плисецкая. Кармен. 2025 холст, масло, пастель

В дальнейшем Майя Плисецкая сама занялась постановкой балетов, считая, что практически любое литературное произведение поддается переводу на язык хореографии. Великолепный раздел лаковой миниатюры на выставке показывает фантастически красочные сюжеты на темы постановок Большого театра, в т.ч. с её участием.

С композитором Родионом Щедриным, мужем и почитателем таланта балерины, они творили свой репертуар.

В.В. Фролов. Конек-Горбунок. Шкатулка. Федоскино. 2025
В.В. Фролов. Конек-Горбунок. Шкатулка. Федоскино. 2025

На титульном листе партитуры первого балета Родиона Щедрина - "Конек-Горбунок" - стоит посвящение: "Майе Плисецкой".

М.В. Андреева "Майя Плисецкая в балете "Конек-горбунок". 2020. Фарфор, роспись, золочение.
М.В. Андреева "Майя Плисецкая в балете "Конек-горбунок". 2020. Фарфор, роспись, золочение.

"Анна Каренина" - "Майе Плисецкой, неизменно";

М.В. Андреева "Майя Плисецкая в балете "Анна Каренина". 2020. Фарфор, роспись, золочение.
М.В. Андреева "Майя Плисецкая в балете "Анна Каренина". 2020. Фарфор, роспись, золочение.

"Чайка" - "Майе Плисецкой, всегда";

В. Педенчук. Балет "Чайка".
В. Педенчук. Балет "Чайка".

"Дама с собачкой" - "Майе Плисецкой, вечно".

Фото.В. Малышев. Композитор Р. Щедрин и его жена Майя Плисецая. 1968.
Фото.В. Малышев. Композитор Р. Щедрин и его жена Майя Плисецая. 1968.

4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль на сцене Большого театра - "Дама с собачкой".

В. Вырвич. Большой театр.
В. Вырвич. Большой театр.

Эпоха больших балетов в Большом театре для балерины закончилась.

Ирина Avetangi. Диптих "Майя. Ветер" 2025. Картон, темпера.
Ирина Avetangi. Диптих "Майя. Ветер" 2025. Картон, темпера.
Ив Сен Лоран. Сценическое платье для балета "Гибель розы".
Ив Сен Лоран. Сценическое платье для балета "Гибель розы".

Щедрин не только помогал Плисецкой создавать свой театр, но добился разрешения выезжать за рубеж. Они поселились в Мюнхене. Ездили по миру. Она танцевала, работала в Мадриде, Риме, Нью-Йорке, дебютировала на собственном 70-летнем юбилее с премьерой номера "Аве, Майя".

С. Бакин. Майя Плисецкая в балете "Раймонда". 2025
С. Бакин. Майя Плисецкая в балете "Раймонда". 2025

Возвращаясь с выставки, в прекрасном настроении, неожиданно увидела на Страстном бульваре фотовыставку А. Макарова, посвященную спектаклям и творческой жизни Майи Плисецкой.

Так что, советую пройтись по Страстному бульвару и ещё раз прикоснуться к "Легенде по имени МАЙЯ".