В Музее Декоративного искусства в Москве проходит юбилейная выставка, посвященная 100-летию уникальной балерины Майи Плисецкой. Она при жизни стала легендой и источником вдохновения поэтов, композиторов, художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.
Экспозиция организована фондом "Дом Русского балета" до 18.01.26 г.
На выставке "Легенда по имени Майя" можно увидеть живописные портреты; скульптуру в бронзе и фарфоре; в росписях шкатулок лаковой миниатюры; в художественных фотографиях.
Не танцевать Майя не могла по определению. Она родилась в Москве, в творческой семье. Её дядя и тетя, Ассаф и Суламифь Мессерер, были артистами Большого театра, позднее - прославленными балетными педагогами. Младшие братья, Александр и Азарий, так же стали артистами балета и продолжали творческую деятельность, как балетмейстеры и педагоги.
Другие члены семьи были профессиональными актерами. Рахиль Мессерер-мать Майи, окончила ВГИК и была звездой немого кино. Отец-дипломат. Несмотря на трагедию, связанную с репрессиями родителей, Майя осталась в Москве на попечении тети и продолжила заниматься балетом.
С 8-ми лет она училась в хореографическое училище Большого театра. Уже тогда было ясно, что балет не просто увлечение - она им живет.
От природы Майя обладала гибкими длинными руками, уникальным сильным и широким прыжком, потрясающими вращениями. На сцене ее образы отличались выразительностью и актерской игрой. Каждое движение было отточено и графично.
Сцена Большого театра, знакомая с детства, стала естественным продолжением творческого взлета к вершинам балетного искусства.
В 1947 году, в 22 года, она впервые танцует партию Одетты-Одиллии в балете "Лебединое озеро" П.И. Чайковского. Эта роль становится одной из главных в жизни. Успех всегда был огромный: от первого выступления до последнего.
В загадочную девушку-лебедя она перевоплощалась на сцене более 800 раз. Лебединая партия в другом её знаковом танце «Умирающий лебедь», которую она начала танцевать ещё с 1943 года, по мотивам фокинской лирической миниатюры, наполняется совершенно другим смыслом. Поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова - "плисецкий стиль пошел по миру".
Плисецкая в роли "Умирающего лебедя" и Одетты-Одиллии в балете "Лебединое озеро" П.И. Чайковского становится легендой.
Майя любила импровизировать, каждый раз что-то неуловимо менялось: то она выходила из разных кулис, появлялась спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе.
Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.
Главы иностранных государств, наносившие официальные и дружественные визиты в СССР, непременно посещали балет «Лебединое озеро» в Большом театре. Одетта или Одиллия?
То она сбрасывает с себя колдовские чары, то вновь становится птицей...
Её движения - это рисунок. Четкий профиль, длинная шея, идеальные пропорции. Во всем угадывался яркий темперамент. Огонь и пламень - вот истинный образ Плисецкой в легендарной партии Китри в балете Минкуса "Дон Кихот".
1950 год. Ей 25, за плечами дебют в «Лебедином озере». Каждый спектакль Большого театра - событие. Здесь часто присутствуют первые лица государства.
Юный Рудольф Нуреев, увидевший Плисецкую в «Дон Кихоте», назвал ее «пожаром на сцене». Балетоманы на каждом спектакле устраивают овации и не могут успокоиться. Поклонники, цветы, восторги, слава!
Заглавную роль в балете "Раймонда" А.К. Глазунова, помимо балерины, увековечили художники и скульпторы.
Плисецкая сама говорила: "Талант пробьет дорогу себе всегда. Правда, если он имеет термоядерный заряд".
Вот она этим зарядом обладала. Желая обновления, устремилась к поискам новой хореографии.
Первой была "Кармен-сюита". Новый одноактный балет, поставленный кубинским хореографом Альберто Алонсо в 1967 году на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина специально для Майи Плисецкой, вызвал возмущение слишком откровенным воплощением на сцене. Запрет постановки министром Культуры СССР Екатерины Фурцевой удалось преодолеть с боем.
«Вы предательница классического балета! Ваша «Кармен-сюита» умрет!» — заявила министр; «Кармен умрет тогда, когда умру я», — отрезала балерина.
Помогло только то, что Альберто Алонсо был балетмейстером с братской Кубы. Настолько современная хореография казалась чуждой и революционной.
В «Кармен» она впервые
ступила на полную ступню.
Не на цыпочках пуантов,
а сильно, плотски, человечьи. /А. Вознесенский/
Майя Плисецкая как-то на досуге подсчитала, что станцевала «Кармен-сюиту» около трёхсот пятидесяти раз. Но больше всего её порадовал тёплый приём спектакля испанским зрителем. «Когда испанцы мне крикнули «Оле!», я поняла, что победила», — призналась она.
Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах — образ Кармен являлся первым.»
В дальнейшем Майя Плисецкая сама занялась постановкой балетов, считая, что практически любое литературное произведение поддается переводу на язык хореографии. Великолепный раздел лаковой миниатюры на выставке показывает фантастически красочные сюжеты на темы постановок Большого театра, в т.ч. с её участием.
С композитором Родионом Щедриным, мужем и почитателем таланта балерины, они творили свой репертуар.
На титульном листе партитуры первого балета Родиона Щедрина - "Конек-Горбунок" - стоит посвящение: "Майе Плисецкой".
"Анна Каренина" - "Майе Плисецкой, неизменно";
"Чайка" - "Майе Плисецкой, всегда";
"Дама с собачкой" - "Майе Плисецкой, вечно".
4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль на сцене Большого театра - "Дама с собачкой".
Эпоха больших балетов в Большом театре для балерины закончилась.
Щедрин не только помогал Плисецкой создавать свой театр, но добился разрешения выезжать за рубеж. Они поселились в Мюнхене. Ездили по миру. Она танцевала, работала в Мадриде, Риме, Нью-Йорке, дебютировала на собственном 70-летнем юбилее с премьерой номера "Аве, Майя".
Возвращаясь с выставки, в прекрасном настроении, неожиданно увидела на Страстном бульваре фотовыставку А. Макарова, посвященную спектаклям и творческой жизни Майи Плисецкой.
Так что, советую пройтись по Страстному бульвару и ещё раз прикоснуться к "Легенде по имени МАЙЯ".