Воплотившийся Бог освободил человека от страха
И сказал им Ангел: не бойтесь... (Лк. 2:10).
Как только ангел Господень явился пастухам, и их осияла слава Господня, то мучительный страх объял их. С давних пор человек боялся Бога, поэтому, когда Бог прислал Своих слуг с радостной вестью, люди так испугались, словно им явился ангел смерти с поднятым мечом. Молчание ночи и ее страшный мрак не вызывали испуга у пастухов, но радостные небесные глашатаи, облаченные в одежды мягчайших тонов благодати, вселили в их сердце жуткий страх.
Мы не должны осуждать пастухов за это, любой на их месте испытал бы то же. Страх появился не из-за того, что пастухи были простыми и необразованными людьми, даже пророками овладели те же чувства. В Писании содержится немало примеров того, как даже выдающиеся люди трепетали и испытывали ужас, когда удостаивались особого явления Бога. Люди говорили о Боге Израиля, затаив дыхание, приглушенным и взволнованным голосом. Они не были научены говорить: "Отче наш, сущий на небесах".
В основании всего этого страха лежал грех. Адам не боялся Бога, когда был в Эдеме послушным созданием. Но, как только он вкусил запретный плод, он обнаружил, что наг, и спрятался. Грех всех нас делает жалкими трусами. Смотрите, вот человек, который мог наслаждаться разговором со своим Творцом, а теперь он страшится услышать Его голос и прячется, как преступник, который знает о своей вине и боится.
Возлюбленные, наш Господь Иисус Христос пришел во плоти для того, чтобы освободить людей от кошмара рабского страха, который подавляет своим ужасным воздействием все благородные порывы души. Он пришел изгнать сатану. Ангелы провозгласили добрую весть о приходе воплотившегося Бога, и первая же нота их песни обещала удивительные благословения для всех, кто примет Христа. Ангел сказал: "Не бойтесь", словно времена страха прошли и наступили дни надежды и радости. "Не бойтесь".
Эти слова были сказаны не только для трепетавших пастухов, они были предназначены и для вас, и для меня, для всех народов, которых достигнет Благая весть. "Не бойтесь". Пусть Бог не будет для вас источником рабского страха! Не стойте больше вдалеке от Него! Слово стало плотью. Бог спустился, чтобы быть среди людей, чтобы больше не было огненной преграды, зияющей пропасти между Богом и человеком.
На эту тему я хотел бы сегодня говорить с вами. Я осознаю важность этой темы и понимаю, что не могу до конца раскрыть ее. Я горячо прошу Бога Святого Духа, чтобы Он напоил вас из золотой чаши воплощения Христа таким напитком, каким я наслаждался, размышляя в уединении. Я желаю, чтобы мои дорогие друзья пережили такой же восторг, какой испытал я. Нет лучшего противодействия страху, чем слова из этой полночной песни, которая с первой до последней ноты звенит радостью послания, начинающегося словами: "Не бойтесь".
Дорогие друзья, вначале я поведу речь о страхе, о котором я уже говорил; потом я попрошу вас обратить особое внимание на лекарство, способ исцеления, о котором ангелы были посланы провозгласить; и, наконец, мы постараемся найти применение этому лекарству в разных ситуациях.
I. Размышления о страхе.
Следует заметить, что страх страху рознь. Существует такой страх перед Богом, от которого мы не должны стремиться избавиться. Это обоснованный, необходимый, достойный страх, который должен быть у каждого творения перед своим Творцом. Надо взращивать тот святой, сыновний страх перед Богом, который заставляет нас бояться греха и вынуждает подчиняться заповедям Божьим. "Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?" (Евр. 12:9). Это такой страх Господень, который является началом мудрости. Благочестивый страх – это не тот страх, в котором есть мучение; совершенная любовь не изгоняет его, а живет с ним в полной гармонии.
Ангелы любят Бога совершенной любовью и все же, приближаясь к Нему, они со святым страхом покрывают свои лица. И когда мы в славе увидим лик Божий, мы не прекратим смиренно и благоговейно восхищаться Его величием. Святой страх – это работа Святого Духа, и горе тем людям, у которых его нет.
Надо освободиться от рабского страха, страха, который совершенная любовь изгоняет. Не место в нашем сердце тому трепету, который держит нас вдали от Бога, который заставляет нас думать, что Бог есть Дух, с Которым мы не можем общаться, который принуждает смотреть на Бога как на существо, интересующееся нами только как объектами наказания, и Которым мы интересуемся только для того, чтобы вовремя убежать от Него.
Такой страх возникает в человеке иногда из-за того, что он думает исключительно о безграничном величии Бога. Можно ли долго вглядываться в бездну бесконечности и не бояться? Кто я такой? Тля, ползущая по лепестку розы, – более заметное существо по сравнению со Вселенной, чем я по сравнению с Богом. В лучшем случае мы ничто, мы суета. Но мы еще ничтожнее! Мы имели дерзость ослушаться Великого!
Чем еще может казаться нам Бог вне Христа, как не громадной скалой, угрожающей раздавить нас, или бездонным морем, стремящимся поглотить нас? Размышления о величии Бога могут сами собой наполнить человека ужасом и ввергнуть в невыразимое отчаяние! Подольше размышляйте об этом, и, подобно Иову, вы будете трепетать перед Иеговой, Который сдвигает землю с места так, что столбы ее дрожат.
Подобный страх могут вызвать также и царственные качества Бога. Подумайте о Его силе, которой Он выводит звезды, и положите руку свою на уста свои. Подумайте о Его мудрости, которой Он ведет счет облакам и устанавливает законы Неба. Размышляйте над этими качествами, но особенно подумайте о справедливости и о пожирающем огне, который постоянно горит, наказывая грех. Я не удивлюсь, если ваша душа наполнится страхом!
Но подобный страх становится опасным. Ибо всегда рабский страх перед Божеством отчуждает человека от его Бога. По своей злой природе мы враги Бога, и представление о Боге как о жестоком, грубом и суровом существе только подливает масло в огонь нашей вражды с Ним. В этом сатанинская выдумка: обмануть человека, подсовывая ему отвратительный, страшный образ Бога. Сатана прекрасно знает, что человек не может любить то, что наводит на него ужас, поэтому изображает Бога благодати безжалостным, черствым существом, которое ни за что не простит раскаивающегося грешника и не сжалится над тем, кто в беде.
Но мы-то знаем, что Бог есть любовь! Когда Святой Дух дает разуму возможность постичь характер Бога, тогда сердце не может не полюбить Его. Сердца подлых, падших, испорченных людей тают под мягкими лучами божественной любви, когда свет свыше дает им способность правильно судить о Боге. Они начинают любить Бога, потому что Он первый возлюбил их.
Некоторых людей страх перед Богом заставляет оставить все мысли о спасении. Они держатся подальше от Бога, Который представляется им немилосердным чудовищем. Человек угнетен больше всего тем, что он не может убежать от Бога, ибо он думает, что если бы ему удалось сбежать, то тогда бы для него наступили блаженные дни. Но поскольку он обречен всегда быть там, где есть Бог, то такой человек воображает, что его ждут лишь горе и несчастья.
Боязнь Бога нередко заставляет людей опускаться на дно греха. Человек говорит: "Для меня нет надежды: совершив одну фатальную ошибку, я стал врагом Бога и теперь безвозвратно погиб. Если я не могу примириться с Небом, стану тогда добрым служителем ада". И человек совершает один поступок за другим, изобретая все новые способы бунта против Бога, и никак не может остановиться, словно находит удовлетворение в растущем списке преступлений против Бога, Которого в душе он боится сатанинским страхом, смешанным с ненавистью.
Зло, которое человек совершает против Бога, оборачивается против него самого, ибо в страхе есть мучение. Нет в мире большего мучения, чем думать, что Бог – непримиримый враг человека. Если бы вы действительно знали, что Его можно не бояться, вы бы пришли к Нему так, как и сын ваш приходит к вам, и сказали бы: "Отец мой, я мучаюсь от своего греха и сожалею о нем – прости меня, помоги мне Своей могущественной благодатью, чтобы отныне я жил по Твоим заповедям и был послушен Твоей воле".
Для Своих избранных Бог желает, чтобы они были как маленькие дети. Именно к этому ведет избранных Его Дух; именно этого мы должны достичь, если хотим быть достойными участниками наследия святых во свете. Твердая уверенность в благости Бога изгоняет страх и укрепляет в нас все детские качества. И как прекрасно, что я бедный, слабый, немощный ребенок, осознающий, что я именно такой, и понимающий свою неразумность и слабость, могу верить в моего доброго, Великого Бога Иисуса Христа. Я могу доверить себя Ему и позволить Ему делать со мной все, что Он захочет, веря, что Он не будет злым и не может таким быть. Это значит, что Дух Святой завершил во мне Свою работу и я готов к Небесам. Возлюбленные, именно потому, что страх мешает всему этому, я повторяю вместе с ангелом: "Не бойтесь".
II. Лекарство от страха.
Вот оно: "...ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь...". Вот панацея: Бог с нами, Бог стал плотью. Давайте убедимся, что именно об этом пели ангелы.
Это хорошая новость для человека: родился Христос, Бог сошел и объединил Себя с человечеством. Истинно Благая весть! Сотворивший Небеса спит в пещере. Не существует постоянной вражды между двумя природами, ибо иначе божественная природа не могла бы объединиться с человеческой. Разве это не повод веселиться? Бедный, заблуждающийся, слабый человек боится Господа из-за того, что якобы между Богом и людьми существует вражда. Но нет совершенно никаких оснований для такой вражды, ибо Творец объединил Себя с человечеством.
Мы никогда не слышали о том, чтобы Бог воспринял природу ангелов. Но вот Господь принял человеческую плоть, поэтому между Ним и нами нет такой пропасти. Наоборот, существует удивительное единение: Божество вступило в брачный союз с человечеством. Тот, через Которого было сотворено все, что было сотворено, есть то же самое Слово, Которое обитало среди нас и стало плотью, стало плотью в такой мере, что было искушаемо во всем, что и мы сами, но осталось без греха. О, человечество, когда еще ты слышало такие новости, как эти!
Ничтожный человек, червь земной, который настолько ниже ангелов, подними голову и не бойся! Ничтожный человек, рожденный в нищете, живущий в тяжком труде, покрытый потом и умирающий, чтобы наконец быть съеденным червями, не смущайся теперь в присутствии серафимов, ибо человек ближе всех к Богу, и даже архангел не может стать между ними. Итак, это первое слово утешения, которое изгоняет страх.
Следующая мысль, которая, по моему мнению, должна рассеять страх, заключается в том, что этот Человек, Который был также Богом, по-настоящему родился. Обратите внимание на слова ангела: "...вам родился...".
Наш Господь Иисус Христос, в каком-то смысле, больше Человек, чем наш отец Адам. Адам не был рожден и не смог бы понять меня, если бы я был ребенком. Но как человечен Иисус! Его убаюкивали по вечерам так же, как и нас; Он был с нами во всех сложностях, переживаниях и несовершенствах детства, и Он с нами до самой могилы. Возлюбленные, это сладостное утешение! Сегодня Он Бог, но однажды Он был Младенцем, поэтому с моими маленькими, банальными и где-то даже детскими заботами я могу прийти к Нему, ибо и Он был когда-то Ребенком. Теперь я не боюсь Бога. Это блаженное звено между мной и Богом – Святой Младенец Иисус удалил всякий страх.
Он родился именно ради того, чтобы спасти нас от греха. Что вызывало у нас страх? Не потому ли мы боялись Бога, что чувствовали обреченность из-за своих грехов? Но подумайте о том, что Иисус Христос пришел взыскать и спасти погибшее. Он был рожден спасать. Потерянные! Если бы вы услышали, что ангел пришел спасти вас, возможно, даже и этим вы бы утешились. Но вот новости еще лучше: пришел Бог! Бесконечный, Всемогущий снизошел с высот Небес, чтобы вознести тебя, жалкого, гибнущего.
Обратите также внимание, ангел не забыл описать Личность этого Спасителя: "...Спаситель, Который есть Христос Господь...". В этом Его человечность. Как Человек Он был помазан: "Господь". В этом Его божественность, и на этой истине мы стоим как на непоколебимом основании. Иисус из Назарета – Бог; Тот, Кто был зачат во чреве девы и рожден в вифлеемской пещере, теперь и всегда был Бог Благословенный, Бог над всем миром. Без Бога нет Евангелия. Скажите мне, что Сам Бог воспринял нашу природу и объединил ее с Собой, тогда колокола моего сердца отзовутся радостным перезвоном, ибо коль скоро Бог пришел ко мне, то и я могу прийти к Богу.
Подчеркну еще раз, что ангел сказал людям: "...родился вам". Вы никогда не отыщите истинного утешения в воплотившемся Спасителе, пока у вас не появится личная заинтересованность в Нем. Христос, будучи Человеком, стал Представителем людей. По-настоящему все человечество представляли только двое. Первый – Адам. "В Адаме все умирают" (1 Кор. 15:22). Человек Иисус стал вторым Великим Представителем людей. Он представляет избранных. Все, что сделал Христос, если вы из тех, кто принадлежит Ему, Он сделал для вас. И поэтому обрезан Христос или Он распят, умер Он или жив, погребен или воскрес, вы участвуете во всем, что Он делал, и вы являетесь всем, кем Он был, ибо вы одно с Ним.
Итак, познайте радость и утешение воплощения Христа. Взял ли Иисус как Человек человечность на Небеса? Он взял и меня с Собой. Когда Иисус Христос был пригвожден ко кресту, все избранные были распяты вместе Ним, и они страдали и умерли в Нем. И когда Он воскрес, то и они воскресли и вкусили свое собственное будущее воскресение, ибо Он живет и они тоже будут жить. И теперь, когда Он вознесся, чтобы воссесть на престоле, Он воссел на престоле для каждой души, которая в Нем. О, это подлинная радость! Как я могу бояться Бога, когда я, бедный и ничтожный грешник, доверившийся Иисусу, могу сказать, что я воссел с Ним на престоле Бога!
III. И, наконец, несколько слов о применении лекарства от страха в различных ситуациях.
Дитя Божье, ты говоришь: "Я не решаюсь обратиться сегодня к Богу, я чувствую себя таким слабым". Не бойся, ибо Тот, Кто родился в Вифлееме, сказал: "Трости надломленной не переломлю, и льна курящегося не угашу" (Ис. 42:3). "Я никогда не попаду на Небеса, – говорит иной из вас. – Я никогда не увижу благосклонного лица Божьего; меня так одолевают искушения". Не бойся, ибо твой Первосвященник не тот, кто не может посочувствовать тебе в твоих слабостях, Он понимает тебя, потому что был искушаем во всем, как и мы. "Но я так одинок в этом мире, – говорит еще один. – Никто не заботится обо мне". Есть по крайней мере один Человек, Который заботится о тебе, такой же настоящий Человек, как и ты. Он твой Брат и не забывает одиноких духом.
И еще я слышу голос грешника, говорящего: "Я боюсь прийти к Богу этим утром и признать, что я грешник". Хорошо, иди ко Христу. Его ты можешь не бояться. Если бы вы знали Иисуса, вы бы сразу пришли к Нему, вы бы не боялись сказать Ему о своих грехах, потому что вы бы знали, что услышите от Него: "Иди и впредь не греши". "Я не могу молиться, – говорит другой. – Я боюсь молиться". Неужели вы боитесь молиться, когда Человек слушает вас? Вы могли бы страшиться лика Божьего, но, когда вы видите Бога в образе Человека, к чему пугаться?
Ступай, несчастный грешник, ступай к Иисусу! "Я чувствую себя недостойным прийти к Нему", – слышу в ответ. Вы не можете быть недостойными, чтобы прийти к Иисусу. Приходите такие, какие вы есть, – виновные, потерянные, гибнущие. Приходите, и Он примет вас. "Но, – сомневается еще кто-то, – я не могу довериться". Но разве вы не можете довериться умирающему, истекающему кровью Сыну Человеческому, Который также и Сын Божий? "Но я не могу надеяться, – говорит еще один, – что Он хотя бы посмотрит на меня". Он принимал мытарей и грешников и делил с ними пищу, и даже блудниц Он не прогонял от Себя. О, коль Бог так объединил Себя с человечеством, то нет оснований бояться!
И пусть Дух Божий откроет твои глаза, чтобы ты смог увидеть, что нет других настоящих причин, которые могут держать тебя вдали от Бога, кроме твоих неправильных представлений о Нем! Да уверует каждый, что Бог силен и готов спасти до конца! И да познает каждый Его добрый и милостивый характер, Его готовность простить преступления, беззакония и грех! Да поможет Бог, чтобы Христос изобразился в вас, и тогда вы действительно сможете спеть: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в людях благоволение".
Аминь. Утро, 23 декабря, 1866 г. Чарльз Сперджен.