Итак, ранним февральским утром 1357 года москвичи, спешащие к заутрене, увидят лежащего в снегу человека. Подойдя ближе, кто-то разглядит дорогую шубу и несколько серебряных перстней на окоченевших пальцах. Рядом – богатая меховаая шапка. Убитого даже не ограбят – все оставят при нем! Под телом, уже замерзшая, розовая лужа крови. Убитого опознали практически сразу – это известный всем тысяцкий «хозяин Москвы» боярин Алексей Босоволков по прозвищу Хвост.
Через много лет летописец опишет это событие так: ««Той же зимой, месяца февраля в 3 день, в Москве ночью, когда заутреню благовестили, был убит московский тысяцкий Алексей Петрович. Убит был страшно, неведомо кем, неведомо как, только нашли его убитым на площади, когда заутреню благовестят. И некоторые говорили, что это сделано или по совету больших бояр или кем иным, тайком. Убит он был так же как великий князь Андрей Боголюбский Кучковичами. И был мятеж великий на Москве из-за того убийства». По всей Руси уже несколько дней в тот год шла Сплошная седмица, последняя неделя в преддверии Великого поста. Скорее всего, Хвост говел у кого-то в гостях до поздней ночи. Несмотря на свой высокий статус, он передвигался без охраны. Убийцы могли, как подкараулить его на площади и зарезать, так и убить его хмельного у кого-то дома, а тело подбросить на безлюдную ночную площадь.
«Площадь», на которой нашли мертвого Хвоста удается локализовать с помощью еще одного источника, «Ермолинской летописи». Тысяцкий был убит на территории Кремля, где у него был свой собственный двор. Воскресенский летописный свод точно определяет, что это была за площадь: труп нашли на Соборной площади около колокольни Иоанна Лествичника. Именно эта площадь и силуэты знакомых церквей показаны на знаменитой миниатюре Лицевого летописного свода XVI века. То есть убийство было совершено в самом центре Москвы.
С этого политического убийства в московском княжестве, да и на всей территории Руси, многое изменится. При живом князе Иване Красном, который, кстати, в день убийства отсутствовал в Москве, власть начнет переходить к людям, которым будет суждено принимать главные политические решения почти 20 лет. Но, кто же был этот Хвост? И, кому была выгодна его смерть?
В поисках убийц
Несмотря на то, что князь Иван Красный много недель был в Орде, убийцы точно рассчитали дату. Нож в живот Алексей Хвоста душегубцы вонзили, согласно Рогожскому летописцу, 3 февраля, аккурат на память Симеона Богоприимца. Дело в том, что Алексей Хвост был доверенным лицом почившего князя Симеона Гордого. Может быть через совпадение имен убийцы намекали на месть союзникам брата Ивана Красного, Симеона? В этом случае подозрение должно было пасть на князя Ивана. Однако у самого Ивана Красного было железное алиби: он уже много недель находился в Орде.
Как только московскому князю сообщили о гибели тысяцкого, он засобирался в Москву. К концу марта он совершил быстрый суд. В истории не остались подробности дела. Неизвестно, кто был обвиняемым, кто организатором и заказчиком. Но летописи скудно сообщают, что некие бояре «торжественно выехали из Москвы в Рязань» «по последнему пути». Кем были эти бояре? Были ли они причастны к убийству? И, если были, то почему «торжественно» покинули Москву и избежали наказания? Имена бояр этих мы не знаем определенно. Летописцы имен не оставили.
Тверской летописец указывает еще одну подробность: бояре отъехали вместе с женами и детьми. Однако, через полтора года они, прощенные, вернулись в Москву. Вообще сегодня почти невозможно установить по летописям, кем были эти люди и в чем была их вина? Но с уверенностью можно проследить «боевой путь» убиенного Алексея Хвоста. Этот путь может помочь выйти на след, если не убийц, то тех, кому было выгодно устранение политического конкурента. И, сопоставив факты, можно будет предположить имена «вернувшихся» в Москву после опалы.
История Хвоста: от Рюрика до тамплиеров
Итак, что мы знаем об убиенном? Алексей Петрович Хвост по фамилии Босоволков. Фамилия странная, отсылающая нас к тексту «Слова о полку Игореве». Именно там упоминается фраза «босый волк». «Босый» с тюркского означало «серый». Возможно, что боярин носил на своей шапке в качестве украшения или символа высокого статуса серый волчий хвост.
Если верить летописям, то Хвост пришел из ниоткуда: просто взял и появился в качестве тысяцкого во времена Симеона. Но вот Гербовник дворянских родов Российской империи дает нам интересные данные и открывает тайну прозвища «Босоволков». В 1267 году некий «дивный муж Аманд Бассавод, честию Маркграф, названный по крещению Василием» приехал из Священной Римской империи прямиком ко двору Даниила Александровича Московского, становится его политическим опекуном и наместником.
Интересно, что поздний герб Хвостовых сохранил уникальные детали. Например, красный крест тамплиеров образца 1118 годе и рука в латах, которая держит саблю. Одним из дальних родственников, чье происхождение устанавливается точно, был некий Роберт II Бассавил. Он-то как раз и был зачинателем визуального «тамлиеровского» ряда герба в Пруссии. Но как же его потомок (скорее всего сын) Аманд попал на Русь?
Когда в 1157 году умирает Юрий Долгорукий, его сын Андрей Боголюбский "выдавливает" в Византию своих братьев и свою мать (гречанку, византийскую принцессы из рода Комнинов). Среди уехавших в изгнание был брат Боголюбского Всеоволод. Именно там, в Византии, современник этих событий, секретарь императора Мануила Комнина по имени Иоанн Киннам фиксирует пребывание Роберта II Бассавила. Так что вполне возможно, что, когда придет время, Всеволод вернется на Русь вместе с внуком Роберта Амандом.
Его дети и внуки станут наместниками. Правнук Аманда Петр будет служить уже Ивану Калите наместником в Муроме. У этого Петра родится сын – Алексей, он же Алексей Хвост Босоволков. Кстати, тот самый Аманд выгодно женится на одной из дочерей братьев Александра Невского, тем самым роднится с Рюриковичами. Позже вокруг Алексея Босоволкова будет ходить слух о том, что он, де не просто породнился со светлейшим родом, но и сам частично к нему принадлежит по праву происхождения. Недавно было проведено ДНК-исследование образца, взятого у потомка рода Хвостовых, нашего современника. Тест провели в двух независимых компаниях: «Медикал Геномикс» и «Family Tree DNA». Результаты были интересными: общие генетические совпадения с образцами династии Рюриковичей-Мономашичей. Их общий предок «оценивается во времени 1230 года». Так что для москвичей Алексей Хвост был тоже Рюриковичем.
Вскоре Алексей появляется на страницах летописей как приближенный князя Симеона Гордого в середине XIV века. В первом же упоминании на страницах источников (в «Докончании Великого князя Симеона Ивановича») говориться, что «Олексий Петрович вошел в кромоло великому князю, нам, князю Ивану и князю Андрею к собе аго не принимати… до Олексеева живота» (Смерти-КК). В опалу попадает и вся его семья с детьми.
Какую же должность занимал Хвост? Известно, что на момент убийства он был тысяцким. Насколько эта должность была весомой в те времена? Роль тысяцкого в Москве была огромна. Он руководил городским ополчением (в его ведении находилось все оружие и военный фураж города). Тысяцкий мог выдвигать обвинения на городском суде. Вообще диалог между горожанами и князем поддерживал и модерировал именно тысяцкий. Говоря современным языком, тысяцкий был почти как глава или мэр города.
Как уже известно, Алексей Хвост был назначен тысяцким еще Симеоном Гордым. Но вскоре попал «в опалу». Причины ее очень мутные и непонятные до конца. Одна версия говорит, о том, что Хвост вел какие-то переговоры с Литвой без ведома князя, другая – что Хвост-Босоволков вошел в конфликт с кем-то очень влиятельным в Москве. Может быть по старой семейной традиции Хвост имел какие-то связи с католическим миром, как его далекие предки? Может быть Хвост вел какую-то свою политическую игру?
В поисках врагов
Попробуем обнаружить врага Хвоста, использовав факт того, что должность тысяцкого в Москве была чаще всего наследственной. До того, как Симеон назначил Алексея Хвоста тысяцким, в городе эту должность занимал некий Протасий из рода Вельяминовых, назначенный еще Иваном Калитой. После Протасия тысяцким будет его сын, Василий Вельяминов, который умирет от чумы в 1353 году вместе с Симеоном Гордым. Затем наследование важнейшей должности прерывается и тысяцким становится Алексей Хвост Босоволков. После его убийства через полтора года должность занимает сын Василия – Василий Васильевич Вельяминов.
Важный акцент добавляют свидетельства источников, в которых говориться, что в ту самую «опалу», случившуюся после убийства Хвоста, среди прочих бояр, из Москвы уехали и Вельяминовы. Забегая вперед, нужно сказать о том, что именно представители этого рода будут обладать огромной властью в Москве после смерти Ивана Красного, и станут первыми опекунами малолетнего наследника – князя Дмитрия Ивановича, прозванного потомками Донским.
Может быть, в поисках убийц или заказчиков стоит внимательнее присмотреться к официальным правителям Москвы на протяжении почти ста лет – роду Вельяминовых?
Бяконты и Вельяминовы – хозяева Москвы
Откуда же вообще появился род Вельяминовых? Может быть предки тысяцкого Василия Вельяминова тоже имеют древнее происхождение или где-то когда-то пересекались в прошлом? Если это так, то Босоволковы и Веляминовы – соперники. Могла ли их вражда начаться намного раньше убийства Алексея Хвоста?
Интересные данные сообщает нам академик Михаил Тихомиров. Оказывается, при все том же Данииле Московском из Чернигова в Москву прибывает некто Федор Бяконт. Проходит несколько лет и у Федора рождается сын Елевферий. Родители предлагают самому Ивану Калите стать крестным отцом мальчика. Князь соглашается. Еще через несколько десятков лет Елевферий примет монашество и станет одним из опекунов Дмитирия Донского, всесильным митрополитом Алекссем. Таким образом, Федор Бяконт станет кумом Московского князя! Ну, и, конечно Иван Калита назначит Бяконта тысяцким. Федор умрет около 1330 года. Тогда опустевшую высокую должность «начальника Москвы» и займет первый представитель еще одного рода – Вельяминовых – Протасий.
Протасий Вельяминов прибывает в Москву из Владимира, с князем Даниилом Московским. Протасий делает отличную карьеру и становится тысяцким при сыне Даниила Московского Иване Калите. Но, самое интересное то, что именно Протасий будет доверенным лицом митрополита Петра, и даже завизирует его духовное завещание. Именно Протасий, назначенный тысяцким после смерти Бяконта, руководил грандиозным строительством соборов Московского кремля. Он – настоящий хозяин города!
Сын Протасия Василий по наследству будет назначен Симеоном Гордым так же тысяцким. Именно его сменит на этой должности Алексей Хвост. Через несколько лет после убийства Хвоста и той самой «опалы», уже внук Протасия Василий Васильевич Вельяминов вновь станет тысяцким в Москве. На этой должности он будет очень долго, до 1374 года. Именно Василий Вельяминов станет одним из опекунов малолетнего Дмитрия Донского.
Таким образом, неизвестные, убившие Алексея Хвоста, лишь привели к возвращению во власть бояр Вельяминовых и Бяконтов. Именно они олицетворяли союз мирской и духовной власти Москвы (князя, боярства и митрополитов). Прямых доказательств того, что люди Бяконтов или Вельяминовых убили Алексея Хвоста в источниках нет. Но им, безусловно, была выгодна его смерть.
Богоявленский монастырь как точка отчета политического единства.
Вельяминовы и Бяконты будут связаны между собой не только прочной политической, но и духовной традицией. Они – по сути – основоположники важнейшей политической технологии – «Симфонии властей» - тесного непобедимого союза церкви и московской общегосударственной власти. И своеобразной географической точкой отсчета при детях Ивана Калиты будет Московский Богоявленский монастырь. В него будут вкладывать серьезные деньги Вельяминовы. Именно в нем примет монашеский постриг сын Федора Бяконта –правитель Руси и опекун Дмитрия Донского, будущий митрополит Алексей. Игуменом именно этого монастыря будет брат Сергия Радонежского Стефан. В этом монастыре Василий Васильевич Вельяминов умрет в 1374 году, приняв монашество.
Итак, после возвращения из недолгой опалы по случаю загадочного убийство Хвоста, в последние годы жизни Ивана Красного власть получает группа Вельяминовых - Бяконтов. К моменту смерти в 1359 году Ивана Красного, тысяцкий Василий Веляминов, митрополит Киевский и Всея Руси Алексий и Сергий Радонежский войдут в ближний круг опекунов и воспитателей сына Ивана Красного Дмитрия, прозванного потомками Донским. Эти люди будут держать в руках не только духовную, но и огромную светскую власть, укрепляя Московское княжество и осуществляя специальную операцию по объединению осколков феодальной Руси в единое государство.
Митрополит Алексей. Начало.
Первым из будущих опекунов проявил себя митрополит Алексей. Крестник Ивана Калиты сделал неплохую карьеру при жизни Симеона Гордого и тогдашнего митрополита Феогноста. Симеон позаботился о преемственности митрополичьей кафедры и вместе с Феогностом написал письмо в Константинополь, в котором заявляет о желании возведения Алексея на митрополичий престол. Большие надежды на Алексея возлагала и Орда. Хан рассчитывал, что «московский» кандидат лишь расшатает единство церкви, возмутит другие княжества своей авторитарной духовной политикой.
Когда земной путь Феогноста и Симеона Гордого окончился в один чумной год, Алексей поедет в Константинополь, добиваться официального документа о поставлении в сан митрополита. Там, в Византии, Алексей совершает свой первый политический поступок: он добивается канонизации трех литовцев-христиан, которых казнил Ольгерд. Отныне Литва – еще и канонический враг. Вручив заветную грамоту, патриарх передает благословение некоему «дивному старцу», который жил в подмосковных лесах и даже основал там монастырь. Старца звали Сергий. Так главный святой русской земли при жизни будет связан с великой Византийской традицией. Но и это еще не все! На обратном пути корабль Алексея попадает в шторм. Новый русский митрополит дает клятву: если выживет и доплывет, то построит монастырь в тот церковный праздник, в день которого сойдет на русский берег. Так в Москве появился второй Спасский монастырь.
Однако в Москве Алексею пришлось быть не долго. Человек из Константинополя принес ему дурные вести: патриарх назначил на Русь еще одного митрополита – ставленника литовского князя Ольгерда Романа. Роман был родом из Твери и считал своей задачей убрать Алексея из Киева. Так Византия стала фактором раскола Руси, а Алексей единственным, кто боролся за единство митрополии. Посетив Константинополь, Алексей направляется в Киев, чтобы каким-то способом умерить амбиции конкурента Романа. Киев тогда уже контролировался Литвой. В городе люди Ольгерда схватили Алексея, изрядно его избив, на целых два года бросили его в тюрьму.
Пока Алексей находился в тюрьме, Новгород и Тверь активно ведут переговоры со вторым митрополитом Романом, продвигавшим литовские интересы. В орде начался раскол – ханы, соперничая друг с другом, начали на постоянной основе друг друга уничтожать. Орда слабела на глазах. Одновременно с этим нарастала опасность Литовских походов. Правивший в эти годы Иван Красный, практически не удерживал Москву от многочисленных угроз. В этот самый кризисный момент и будет убит при таинственных обстоятельствах неизвестными людьми тысяцкий Алексей Хвост. Через полтора года скончается и сам Иван Красный, оставив наследника - девятилетнего сына Дмитрия.
Усобицы продолжаются
Боярские кланы тут же начинают войну: тверские, ростовские, московские, рязанские, проордынские, пролитовские, новгородские… В этих условиях нужно было срочно укреплять авторитет Москвы и хрупкое единство. Неизвестные люди помогают Алексею бежать из Киевской тюрьмы. Прибыв в Москву, митрополит начинает действовать уже как опекун Дмитрия и политик всероссийского масштаба. Алексей сразу же столкнулся с княжескими усобицами.
Пользуясь малолетством Дмитрия, в 1360 году очередной сменившийся хан по имени Науруз отдает ярлык на Великое Владимирское княжение суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Через полтора года Алексей благословляет других опекунов из бояр отправиться в Орду и просить ярлык для Дмитрия Ивановича. Возвращаются бояре в раздумьях: хан не изменил своего решения. Вскоре неожиданно в Кремль прибывает посол следующего хана Мюрида с ответом: новый хан назначает Дмитрия Ивановича Великим князем Владимирским.
В ответ на это суздальский князь отказывается уходить с должности и выводить свои отряды из занятых им городов. Московские опекуны принимают решение о начале военной спецоперации по выдавливанию контингентов суздальского князя из Переяславля и Владимира. Операция прошла успешно. Князь Дмитрий Константинович с остатками своих дружин убежал в Суздаль.
Однако, по законам феодальных распрей события меняются быстро. В деле Суздальского князя вдруг появился еще один игрок – его младший брат Борис. Борис, пользуясь ослаблением брата, захватил Нижний Новгород – часть русско-ордынского волжского хаба, товары с которого исправно поступали во всю Северо-Восточную Русь. В дело снова вмешался митрополит Алексей. Люди митрополита передали Борису, что того в Москве ждут на княжий суд. Когда Борис отказался, московские послы (среди которых был доверенное лицо Алексея архимандрит) от лица митрополита запретили церковные службы во всем городе. Борис становится сговорчивым и начинает переговоры с Москвой. Когда в Москве понимают, что князь просто тянет время, то от боярского совета опекунов в Нижний Новгород отправляется Сергий Радонежский. Сергий ставит ультиматум Борису: либо тот убирается восвояси в захолустный свой удел в Городце, либо он сейчас же запрещает церковные службы и принятие Святого Причастия во всем городе. Борис отбывает в Городец. Алексей впервые использовал верный способ политического усмирения непокорных Москве княжеств – угрозу или применение епитимьи.
В этом эпизоде и бояре-опекуны под руководством тысяцкого Василия Вельяминова и опекуны митрополит Алексей и игумен лесного монастыря Сергий предстают перед нами жесткими и решительными политиками. Они силой дипломатии и церковных запретов устраняют мощных политических конкурентов Москвы.
А что же Дмитрий Константинович Суздальский? Переговорив с митрополитом Алексеем, Суздальский князь добровольно отказывается от ярлыка на Великое Владимирское княжение, идет на сближение с Москвой и выдает свою любимую дочь за Дмитрия Ивановича, прозванного потомками Донским.
С этих событий начнется твердое и масштабное правление московской группы Опекунов. Несмотря на то, что опекаемый к 1364 году становится взрослым семейным человеком, Опекуны и дальше будут помогать Дмитрию Ивановичу, расчищая перед ним огромное политическое поле, приближая далекую еще победу на поле другом – Куликовом.
(Продолжение следует)