Найти в Дзене

МАвР. Забытые имена в живописи. Франс Флорис Старший (Франс Флорис Де Вриндт). (17.04.1519-01.10.1570 гг.). Трилогия. Часть 1.

Франс Флорис. Автопортрет. (1560-1565 гг). Музей истории искусств в Вене. Музей истории искусств в Вене. Франс Флорис, яркий представитель нидерландского маньеризма, родился в Антверпене в 1516 году. 1516 год. город Антверпен. Его творчество, охватывающее живопись и графику, отражает сложные переплетения ренессансных идеалов и новых, зарождающихся тенденций в искусстве. Флорис, получивший образование в мастерской Ламберта Ломбарда в Льеже, Ламберт Ломбард. Автопортрет. Ламберт Ломбард. Аббатство Херкенроде. испытал сильное влияние итальянского искусства, особенно Микеланджело и Рафаэля, чьи произведения изучал во время своего путешествия в Италию. Вернувшись в Антверпен, Антверпен Флорис открыл собственную мастерскую, которая быстро стала одним из крупнейших художественных центров в Нидерландах. за работой в мастерской Его мастерская выпускала огромное количество работ, от масштабных алтарных картин до портретов и мифологических сцен. Характерными чертами стиля Флориса являются динам
Оглавление
Франс Флорис. Автопортрет. (1560-1565 гг).  Музей истории искусств в Вене.
Франс Флорис. Автопортрет. (1560-1565 гг). Музей истории искусств в Вене.
Музей истории искусств в Вене.
Музей истории искусств в Вене.

Франс Флорис, яркий представитель нидерландского маньеризма, родился в Антверпене в 1516 году.

1516 год. город Антверпен.
1516 год. город Антверпен.

Его творчество, охватывающее живопись и графику, отражает сложные переплетения ренессансных идеалов и новых, зарождающихся тенденций в искусстве. Флорис, получивший образование в мастерской Ламберта Ломбарда в Льеже,

Ламберт Ломбард. Автопортрет.
Ламберт Ломбард. Автопортрет.
Ламберт Ломбард. Аббатство Херкенроде.
Ламберт Ломбард. Аббатство Херкенроде.

испытал сильное влияние итальянского искусства, особенно Микеланджело и Рафаэля, чьи произведения изучал во время своего путешествия в Италию. Вернувшись в Антверпен,

Антверпен
Антверпен

Флорис открыл собственную мастерскую, которая быстро стала одним из крупнейших художественных центров в Нидерландах.

за работой в мастерской
за работой в мастерской

Его мастерская выпускала огромное количество работ, от масштабных алтарных картин до портретов и мифологических сцен. Характерными чертами стиля Флориса являются динамичные композиции, богатая колористическая палитра, мускулистые фигуры и драматизм в передаче эмоций.

1527 год. Три читающие девушки.
1527 год. Три читающие девушки.
Этюд головы римского императора. (между 1530 и 1570 гг.)  Королевский музей изящных искусств в Антверпене.
Этюд головы римского императора. (между 1530 и 1570 гг.) Королевский музей изящных искусств в Антверпене.
Королевский музей изящных искусств в Антверпене.
Королевский музей изящных искусств в Антверпене.

Антверпен задыхался от амбиций и специй. 1550 год. Молодой Франс Флорис, с углем в крови и мелом на пальцах, стоял на пороге мастерской, где рождались боги и герои. Он жаждал большего, чем просто копировать Рубенса, большего, чем натюрморты с битой дичью. В его голове гремели истории, ждали кисти и мольберта.

в мастерской
в мастерской

Ночь. Франс украдкой пробирается в монастырский скрипторий. Свет луны скользит по пергаменту, освещая древние манускрипты.

в монастырском скриптории
в монастырском скриптории

Он ищет вдохновение, тайные знания, способные поднять его искусство на новую высоту. И находит. Легенды о титанах, о битвах богов, о страстях, кипящих под маской благочестия. Мастерская Флориса превращается в алхимическую лабораторию. Краски смешиваются с отварами трав, полотна пропитываются запахом ладана и грезами.

мастерская превращается в алхимлабораторию
мастерская превращается в алхимлабораторию

Он пишет яростно, не щадя себя, выплескивая на холст все безумие Ренессанса. "Падение мятежных ангелов" в 1554 году становится сенсацией, проклятием, откровением. Его обвиняют в ереси, восхваляют за гений.

Падение мятежных (восставших) ангелов. 1554 год. Королевский музей изящных искусств в Антверпене.
Падение мятежных (восставших) ангелов. 1554 год. Королевский музей изящных искусств в Антверпене.

Флорис становится самым востребованным художником Нидерландов. Он пишет портреты богачей, алтари для церквей, мифологические сцены для дворцов. Но в глубине души он чувствует пустоту.

Портрет 35-летней женщины. 1555 год, 72×56 см.  Музей Прадо.
Портрет 35-летней женщины. 1555 год, 72×56 см. Музей Прадо.
Музей Прадо. Мадрид.
Музей Прадо. Мадрид.
Портрет 48-летнего мужчины. 1555 год,  71×55 см.  Музей Прадо.
Портрет 48-летнего мужчины. 1555 год, 71×55 см. Музей Прадо.
Этюд головы молодой женщины в белом. 1555 год
Этюд головы молодой женщины в белом. 1555 год
Этюд женской головы. 1555 год, 41×32 см
Этюд женской головы. 1555 год, 41×32 см
Женщина в профиль с диадемой. 1555 год. 41,5x32,6 см
Женщина в профиль с диадемой. 1555 год. 41,5x32,6 см
Allegorie des Gesichtes. 1555 год.
Allegorie des Gesichtes. 1555 год.
Аллегория мира и правосудия. 1555 год, 103×134 см.  Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина А.С. в Москве.
Аллегория мира и правосудия. 1555 год, 103×134 см. Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина А.С. в Москве.
Каин и Авель. 1555 год, 109×142 см.                                  Национальная галерея Дании, Копенгаген
Каин и Авель. 1555 год, 109×142 см. Национальная галерея Дании, Копенгаген
Национальная галерея Дании, Копенгаген
Национальная галерея Дании, Копенгаген

Инквизиция дышит в спину, война с Испанией надвигается, а в его картинах все чаще проглядывает предчувствие грядущего хаоса.

Инвизиция дышит в спину (авторский коллаж)
Инвизиция дышит в спину (авторский коллаж)
Инквизиция
Инквизиция
Карл V (авторский коллаж)
Карл V (авторский коллаж)

Франс Флорис, мастер кисти и мольберта, предчувствует закат эпохи. Он пишет, чтобы остановить время, но знает, что тщетно.

Святой Лука-евангелист. 1556 год, 214×197 см
Святой Лука-евангелист. 1556 год, 214×197 см
Пробуждение искусств. 1556 год
Пробуждение искусств. 1556 год
Аллегория арифметики. 1557 год. Частное собрание.
Аллегория арифметики. 1557 год. Частное собрание.

В мастерской, пропахшей скипидаром и тревогой, Франс пишет "Страшный Суд". Гигантское полотно, где грешники корчатся в агонии, а ангелы трубят о конце света. В лицах обреченных он узнает своих заказчиков, в ликах ангелов - черты своих учеников. Он пишет исповедь, пророчество, предостережение. Каждый мазок - это крик души, попытка искупить грехи своей эпохи.

Страшный суд. XVI век
Страшный суд. XVI век

Но хаос уже не остановить. Антверпен пылает в огне испанской ярости. Иконоборцы крушат алтари, солдаты грабят дворцы. Картины Флориса превращаются в мишени для пуль, в топливо для костров. Мастерская разрушена, ученики разбежались, заказчики погибли или бежали. Франс, сломленный и разочарованный, скитается по разорённому городу, как тень самого себя. Он находит приют в глухой деревушке, вдали от войны и славы. Там, в тишине и забвении, он пишет маленькие, скромные картины. Пейзажи, натюрморты, портреты простых крестьян. В этих работах нет былого безумия, нет амбиций и страстей. Только тихая печаль и смирение перед неизбежным.

Аллегория грамматики. 1557 год, 149×179 см
Аллегория грамматики. 1557 год, 149×179 см
Семь гуманитарных дисциплин: геометрия. 1557 год
Семь гуманитарных дисциплин: геометрия. 1557 год
Семь гуманитарных наук. Астрономия. 1557 год.
Семь гуманитарных наук. Астрономия. 1557 год.
Аллегория музыки. 1558 год.
Аллегория музыки. 1558 год.
Портрет сокольничего. 1558 год.                            Музей герцога Антона Ульриха в Брауншвейге.
Портрет сокольничего. 1558 год. Музей герцога Антона Ульриха в Брауншвейге.
 Музей герцога Антона Ульриха в Брауншвейге (Германия).
Музей герцога Антона Ульриха в Брауншвейге (Германия).
Портрет пожилой дамы, жены сокольничего. 1558 год
Портрет пожилой дамы, жены сокольничего. 1558 год

Поздние работы Флориса, созданные в условиях политической нестабильности и религиозных конфликтов, отличаются большей сдержанностью и мрачностью.

Голова женщины. 1559 год, 42×31 см
Голова женщины. 1559 год, 42×31 см
Музей изобразительных искусств в Кемпере, Бретань, Франция
Музей изобразительных искусств в Кемпере, Бретань, Франция
Первородный грех, 1560 год.                                                                                                         Галерея Палатина. Флоренция. Италия.
Первородный грех, 1560 год. Галерея Палатина. Флоренция. Италия.
Италия. Флоренция. Дворец Питти.                                                                                                Галерея Палатина.
Италия. Флоренция. Дворец Питти. Галерея Палатина.
Портрет джентльмена-1560 год. 61х49 см.                                                                                      Музей Walters
Портрет джентльмена-1560 год. 61х49 см. Музей Walters
Художественный музей Уолтерса. Балтимор. США.
Художественный музей Уолтерса. Балтимор. США.
Аллегория молодости и старости. 1560 год
Аллегория молодости и старости. 1560 год
Афина и музы. 1560-е , 173×224 см                                Отель де Виль в Конде-сюр-лЭско, Франция
Афина и музы. 1560-е , 173×224 см Отель де Виль в Конде-сюр-лЭско, Франция
Грехопадение. 1560 год.                                    Художественный музей Мальмё. Швеция
Грехопадение. 1560 год. Художественный музей Мальмё. Швеция
Мудрые и глупые девственницы. 1560 год
Мудрые и глупые девственницы. 1560 год
Портрет бородатого мужчины в чёрном с платком. 1560 год. 85х73 см
Портрет бородатого мужчины в чёрном с платком. 1560 год. 85х73 см
Сусанна и старцы. 1560 год, 67×96 см
Сусанна и старцы. 1560 год, 67×96 см
Фамарь и Иуда. XVI век
Фамарь и Иуда. XVI век
Художник с женщиной, склоняющейся через плечо. 1560 год
Художник с женщиной, склоняющейся через плечо. 1560 год
Смерть детей Ниобеи. XVI век. 149х200 см
Смерть детей Ниобеи. XVI век. 149х200 см
Морской бог. 1561 год
Морской бог. 1561 год
Портрет семейства ван Берхем. 1561 год, 225×130 см.  Музей города Льер, Бельгия
Портрет семейства ван Берхем. 1561 год, 225×130 см. Музей города Льер, Бельгия
Жертва Иисуса Христа, Сына Божия, спасающего человечество.1562 год
Жертва Иисуса Христа, Сына Божия, спасающего человечество.1562 год
Портрет 82-х летнего старого мужчины. 1562 год. 89х69 см  The Weiss Gallery, Лондон
Портрет 82-х летнего старого мужчины. 1562 год. 89х69 см The Weiss Gallery, Лондон
Венера и Амур в кузнице Вулкана. 1564 год.
Венера и Амур в кузнице Вулкана. 1564 год.
Аллегория мира и справедливости. 1564 год, 79×112 см
Аллегория мира и справедливости. 1564 год, 79×112 см
Портрет бородатого мужчины в шубе и чёрной шляпе. 1564 год, 73×54 см
Портрет бородатого мужчины в шубе и чёрной шляпе. 1564 год, 73×54 см
1564 год. Сусанна и старцы.
1564 год. Сусанна и старцы.
1565 год. Этюд головы бородатого мужчины
1565 год. Этюд головы бородатого мужчины

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....