Евгения Ширикова давно знают как актёра. Но сегодня он еще и активно развивается как продюсер и сценарист «кинокомпания 8 студия», которая включает в себя: сериал «Панчер», «Дыхание мертвого леса», «Позывной Аскет». Мы поговорили с Евгением о том, с чего начинается фильм, зачем нужна дисциплина, что он ценит в команде и почему считает важным «гореть» своим делом.
________________________________________________________________________
«Меня подтолкнуло желание сыграть роли, которых просто не существовало»
- Тебя давно знают как актёра, но сегодня ты активно развиваешься как продюсер и сценарист. Что стало толчком?
- Меня подтолкнуло желание сыграть роли, которых просто не существовало в предложениях.
В 2013 году фонд «Северная корона» предложил мне сделать короткую историю для фестиваля им. Тарковского «Зеркало». Я был знаком с фондом, проводил мастер-классы, поэтому сразу согласился. Мы сняли притчу в доме-музее Тарковского, и она стала моей первой работой как сценариста и сорежиссёра. Фильм показали на фестивале, а дальше всё на время ушло «в стол»: я писал рассказы, идеи, накапливал материал.
Спустя 6 лет, в 2019 году я познакомился с режиссёром Евгением Татаровым, снимался у него в фильме «Капитан Голливуд». К тому моменту у меня уже было много сценарных набросков. Я показал Жене одну историю — она ему понравилась. Параллельно я давно вынашивал роль боксёра, так появился будущий «Панчер», сначала под названием «Сталь».
У меня накопилось много нереализованных персонажей, и в пандемию я наконец занялся ими всерьёз. За неделю написал полный метр, около 70 страниц, к «Панчер», с главным героем-боксёром, образ которого долго вынашивал.
Женя подключился к работе над сценарием «Панчера». В тот же период он показал мне свою историю «Сын», над которой работал как сценарист. Я предложил изменить название и усилить триллерную линию, так история получила новое драматургическое звучание и стала «Дыханием мёртвого леса».
Тогда я и сказал: «Давай снимать. Я готов вложиться». Так я начал вникать в продюсирование — сметы, организация, управление процессами, постоянное самообразование. Так мы с Евгением создали "кинокомпания 8 студия". После того, как фильм "Дыхание мертвого леса" был снят, мы со сценарием «Панчера» обратились к Сарику и Гевонду Андреасян. Им понравилась история, и они предложили сделать не полный метр, а сериал.
Мы переписали историю, превратили из полного метра в десять серий. Сегодня «Панчер» можно увидеть на платформе PREMIER, а «Дыхание мёртвого леса» представлен не только на российских платформах, но и вышел на международную арену - Англия,Израиль, Северная Америка, Канада.
Так и начался мой путь продюсера и сценариста.
________________________________________________________________________
Работа продюсера
- Расскажи о вашей работе с режиссёром и продюсером Евгением Татаровым.
- У нас отличные рабочие отношения. Дискуссии бывают, но в них рождается истина. Задача продюсера и режиссера - собрать оркестр так, чтобы всё играло в нужной тональности.
Я считаю, что давить на режиссёра нельзя. Нельзя зажимать творческую энергию, от этого страдает история. Поэтому я направляю, корректирую, но не ломаю.
Монтаж и постпродакшн – это отдельная магия. Там фильм по-настоящему собирается. Я участвую в процессе, но аккуратно: важно не нарушить внутреннюю механику.
Дальше - выпуск, сезон, реклама. Всё это тоже на продюсере. Мы с Евгением работаем в тандеме.
________________________________________________________________________
Ответственность продюсера и старт фильма
- С чего начинается работа продюсера над кинопроектом?
- С идеи. Ты понимаешь, что она актуальна и может заинтересовать зрителя. Потом сценарий свой или найденный. Дальше - финансирование. Это критически важно.
Когда деньги найдены, собираешь команду. Иногда приходится расставаться даже с важными людьми, если понимаешь, что они тянут процесс назад.
Если ты одновременно продюсер, сценарист и главный актёр — это особый опыт. В таком случае важно заранее продумать весь процесс и приходить на площадку максимально собранным.
________________________________________________________________________
«Продюсер должен считать шахматную партию заранее»
- Бывали ситуации, когда приходилось принимать быстрые решения и от них зависит многое?
- Это происходит постоянно. Продюсер - человек, который должен реагировать быстро и правильно. Это аналитическая профессия. Ещё до съёмок нужно просчитать всё, как шахматную партию: сценарий, риски, локации, смету.
Не бывает идеально гладких проектов. Но когда ты всё заранее просчитал - многое, что могло пойти не так, действительно происходит. И ты готов. Важно только одно: спокойно, без суеты, принимать решения и разруливать ситуацию.
________________________________________________________________________
О коллегах и актёрском опыте
- Какие качества ты больше всего ценишь в коллегах?
- Профессионализм, ответственность и дисциплину. Человек может быть новичком - это нормально. Если он честный, горит делом и держит слово - я всегда помогу. Но если человек работает только из-за денег - это не мой случай.
- Помогает ли актёрский опыт в продюсировании?
- Очень. Ты смотришь на процесс в 3D: и как актёр, и как продюсер. Раньше меня раздражало, что я вижу все ошибки, все недочёты. Потом научился отключать продюсера, если я в кадре. Но дисциплина и понимание тайминга всегда со мной — это огромный плюс.
________________________________________________________________________
«Ты не высыпаешься, работаешь 24/7, но продолжаешь гореть»
- Что сегодня особенно ценно в команде?
- Энтузиазм и внутренняя мотивация. Правда в том, что в кино надо быть немного «больным на голову». Ты не высыпаешься, работаешь 24/7, но продолжаешь гореть. Это и есть смысл. Потому что даже идеально просчитанный проект может выстрелить, а может нет. Единственное, что точно имеет значение - твоё внутреннее горение.
- А в людях что ценишь больше всего?
- Порядочность. Порядочность, ответственность, дисциплина.
Если человек честный и старается, даже если он новичок, я готов вкладываться в него. Если он делает свою работу только ради денег - это не ко мне.
________________________________________________________________________
Талант или дисциплина?
- Что важнее: талант или дисциплина?
- И то, и другое. Талант - это 1% одарённости и 99% труда.
Дисциплина - фундамент любой профессии. Через неё ты растёшь, работаешь над ошибками, становишься сильнее. Без дисциплины талант не работает.
________________________________________________________________________
Собранность и жизненный опыт
- Что помогает оставаться собранным?
- Жизненный опыт. Он учит, что все проблемы решаемы. Нужно остановиться, выдохнуть, спокойно разобраться и всё станет ясно.
________________________________________________________________________
Самое ценное после завершения проекта
- Что самое важное после премьеры?
- Эмоция зрителей.
Понимание, что история откликнулась. Что ты сделал что-то значимое. Ради этого всё и затевается.
________________________________________________________________________
Источники вдохновения
- Где ты ищешь вдохновение?
- Часто в ролях, которые хочу сыграть. Если таких предложений нет - пишу их сам.
Я отталкиваюсь и от себя, и от зрителя. Думаю: что сейчас важно? Что хочется людям? Где нужен мотивирующий проект, а где исторический - это постоянный баланс и поиск.
________________________________________________________________________
Российская киноиндустрия сегодня
- Какие изменения последних лет ты считаешь важными?
- Развитие платформ, развитие новых технологий, искусственного интеллекта
У нас очень сильный стриминг: Okko, PREMIER и другие платформы. Российский контент сильно вырос, это видно по проектам, которые стали конкурентными на международном уровне. Важно развиваться дальше.
________________________________________________________________________
Что будет востребовано?
- На твой взгляд какие проекты будут интересны зрителю в ближайшие годы?
- Всегда- шекспировские драмы. Эмоции, любовь, конфликт поколений -это вечные темы.
Семейный контент важен, но его нужно дозировать: зритель может «наесться». Исторические проекты всегда актуальны.
И кинотеатр жив. Пандемия ничего не изменила: людям нужна живая эмоция, её не заменит графика.
________________________________________________________________________
«Хочется снять свою классику»
- Что бы ты хотел привнести в кино?
- Хочу снять свою классику, своего «Крёстного отца» или свои «Летят журавли».
Но при этом мне интересно делать разное: сериалы, полные метры, документальные истории, социальные проекты.
________________________________________________________________________
Зачем нужны кинофестивали
- За время интервью ты несколько раз упоминал, что участвуешь со своими работами в кинофестивалях. Расскажи, на твой взгляд какие плюсы от участия в них?
- Кинофестивали раскрывают таланты. Это площадка, где можно высказаться, быть увиденным, заявить о себе. Не у всех есть возможность выйти на платформы или в кинотеатры, но фестиваль даёт шанс.
________________________________________________________________________
Совет начинающим
- Что бы ты сказал тем, кто хочет стать продюсером или сценаристом?
- Не бояться и дерзать. Начните писать. Хоть короткий синопсис. Хоть идею. Если сами не можете - найдите того, кто поможет её оформить.
Если нет денег - начните с малого. Короткий метр, авторское кино. Я вкладывал свои средства, не зная, вернутся они или нет.
Стив Джобс тоже не знал, чем всё закончится.
Важно идти вперёд и не бояться.