Автор: Людмила Белогорская
Люба и Лена дружили с первого класса – с тех самых пор, как их, маленьких девчушек с пышными белыми бантами на голове и горящими от возбуждения глазами (они – школьницы!) посадили за одну парту. Дружбе этой не помешало даже разное социальное положение семей и разный уровень материального достатка.
Отец Лены возглавлял крупнейший в городе завод по производству сельскохозяйственного оборудования, мама была директором универмага. Надо ли говорить, что в эпоху тотального дефицита их семья совсем не бедствовала?
Любина мама работала уборщицей. Когда-то она выучилась на киномеханика, но по специальности поработать ей не удалось. Раннее замужество и появление детей заставили молодую женщину искать работу на неполный рабочий день, позволяющую уделять семье больше внимания. Подразумевалось, что это будет временная работа. Но, как говорят, нет ничего более постоянного, чем временное… Отец девочки трудился мастером в профтехучилище. Жили не слишком богато, однако и не бедствовали.
Надо отдать должное родителям Лены – они не препятствовали дружбе девочек, Люба нередко проводила вторую половину дня у подружки, у которой была отдельная комната – большая по тем временам роскошь. Девочки вместе готовили уроки, гуляли, смотрели телевизор. Мама Лены всегда оставляла обед для обеих девочек, не делая различия между своим и чужим ребёнком. Любе очень нравилась мама одноклассницы – она была добрая, весёлая и вела себя с девочками не как строгая родительница, а, скорее, как подружка.
В старших классах Люба стала замечать, что подруга порою ведёт себя высокомерно по отношению к девочкам из малообеспеченных семей. А таких, чьи семьи перебивались с копейки на копейку, в их классе было немало.
-Лена, разве девочки виноваты, что их родители мало зарабатывают? – не выдержала она однажды. – Конечно, они не могут себе позволить то, что имеешь ты…
-Я считаю, что если бы их родители в своё время как следует учились, то не прозябали бы сейчас на низкооплачиваемой работе! – самоуверенно заявила Лена.
-Между прочим, моя мама училась на «отлично», хотя по ряду причин ей пришлось устроиться на не слишком престижную работу, - сказала Люба тихо.
Тогда девчонки впервые поссорились. Несколько дней они не разговаривали друг с другом. Лена не выдержала первой. Извинившись перед подругой, она признала, что была неправа. В дальнейшем Лена таких высказываний себе не позволяла.
После окончания школы девушки отправились покорять столицу. Несмотря на аттестаты почти с одними «пятёрками», обе потерпели неудачу – не прошли по конкурсу. Возвращаться домой было стыдно – как же, гордость и надежда школы, и – провал? Поэтому Лена разработала целую легенду: якобы они, сдав на отлично первые три экзамена, умудрились перепутать день сдачи последнего, явившись на него с опозданием на сутки… Вся эта история была шита белыми нитками, да и не привыкла Люба лгать, но подруга со слезами на глазах умоляла никому не рассказывать о постигшей их неудаче. Скрепя сердце девушка согласилась…
Вернувшись в родной город, Люба устроилась на работу – нянечкой в детский сад. Лену отец пристроил к себе на завод секретарём-машинисткой.
Вторая попытка поступления оказалась успешной, обе девушки поступили в университет в областном центре. Лена стала студенткой модного, недавно открывшегося факультета психологии, Люба же выбрала филфак. Несмотря на плотный график занятий, они по-прежнему находили время для встреч, благо общежития их факультетов находились рядом.
Лена, миниатюрная блондинка с кукольным личиком и голубыми глазами, пользовалась огромным успехом у противоположного пола. На третьем курсе у неё появился постоянный друг – приятный парень, комсомольский вожак факультета. Отношения со школьной подругой почти прекратились, Лена всё больше времени проводила в обществе теперь уже жениха. Люба же с головой ушла в учёбу. Она не обижалась – всё меняется, значит, их отношения исчерпали себя. Тем удивительнее было увидеть Лену однажды вечером у себя в общежитии.
-Я пришла пригласить тебя на свою свадьбу! – гордо заявила Лена.
-Ты выходишь замуж? Вот здорово! – искренне обрадовалась за подругу Люба. – Передай Роману мои поздравления!
-При чём тут Роман? – поморщилась Лена. – Роман остался в прошлом! У меня сейчас роман с совершенно другим человеком!
Довольная каламбуром, она весело рассмеялась. Глядя на обескураженную подругу, Лена начала рассказывать о том, какой замечательный человек её избранник и как они будут счастливы вместе.
-Свадьба будет в лучшем ресторане города, - с гордостью сообщила Лена. – Знаешь, кто у моего Женьки родители?
Чрезвычайно довольная своим выбором, она поведала подруге о том, что её жених три года назад окончил МГУ и в настоящее время работает в облисполкоме, где его папа – второй по значимости человек. Мама жениха тоже не лыком шита, директор краеведческого музея.
Подруга ушла, оставив Любу в растерянности. С одной стороны, она рада была за Лену, с другой – что-то настораживало в нарисованной той картине безумной любви и бесконечного счастья. Проскальзывала во всём этом какая-то фальшивая нотка…
-Я решила, что моей подружкой на свадьбе будешь ты! – заявила Лена, в очередной раз забежав к Любе за несколько дней до свадьбы.
-Спасибо, - улыбнулась Люба. – Ты вовсе не обязана так поступать. Честное слово, я не в обиде буду, если выберешь кого-то из своих однокурсниц!
-Нет, всё уже решено! – отрезала Лена. – Только вот…
-Что? – с удивлением посмотрела на неё Люба.
-Хочу узнать, что ты планируешь одеть на мою свадьбу?
-Помнишь светло-зелёное платье? То, в котором я год назад в кафе была?
-Это?! – сморщила нос Лена. – Не-е-е-т, не стоит. Надень что-нибудь поприличнее…
-Знаешь, Лена, подумай всё же, кого ты возьмёшь в подружки вместо меня! – Люба произнесла это тихо, прилагая все силы, чтобы не расплакаться. – Скорее всего, я не смогу прийти на твою свадьбу…
На выходе из читального зала Люба неожиданно столкнулась с Романом.
-Здравствуй, Люба! – кивнул ей парень.
-Здравствуй, Рома!
Девушка не знала, как вести себя с парнем, который сейчас был мало похож на себя – под глазами залегли тени, взгляд был каким-то отсутствующим, рассеянным. Они вместе вышли на улицу, присели на скамейку в университетском сквере.
-Люба, ты её подруга. Скажи честно, за что она так со мной? – Роман с болью посмотрел на девушку, и она невольно опустила глаза.
-Прости, Рома, мне известно лишь, что вы расстались, и что у Лены новые отношения. Причины мне неизвестны. И я ни разу не видела её жениха, - честно ответила девушка.
Роман рассказал, что с Евгением Лена познакомилась на свадьбе у общих знакомых. Её внимание сразу привлёк одетый с иголочки коммуникабельный и уверенный в себе парень. Она, оставив Романа скучать в уголочке, несколько раз танцевала с новым знакомым. После этого вечера стала отказываться от встреч с Романом, придумывая различные оговорки. Длилось это до тех пор, пока однажды в воскресенье он не увидел их вместе, держащихся за руки и нежно улыбающихся друг другу…
На свадьбу Люба всё же пришла, хотя и не в качестве подруги невесты. Накануне Лена извинилась за своё поведение, объяснив его тем, что очень нервничала.
Сидя в уголке вместе с несколькими такими же «простыми» гостями, Люба с изумлением наблюдала за настоящей ярмаркой тщеславия. Гости, один важнее другого, щеголяли эксклюзивными нарядами и килограммами золотых украшений. Когда пришло время поздравления молодожёнов и вручения подарков, каждый старался продемонстрировать свою крутизну, кто-то, возможно, с расчётом на будущие преференции со стороны влиятельного папы. Надо отдать должное тамаде – бойкая и весёлая женщина никому не давала скучать, привлекая гостей к участию в весёлых конкурсах и шуточных постановках. Так что свадьба прошла хотя и по тщательно разработанному сценарию, но весело и интересно.
Молодожёны поселились в заранее подготовленной для них всемогущим папой жениха двухкомнатной квартире. Теперь Люба виделась с подругой совсем редко. У той появился новый круг знакомств, в котором скромной студентке-филологине просто не было места. Впрочем, изредка Лена по старой памяти обращалась к Любе, когда нужно было что-то привезти от родителей. Сама ездила к ним нечасто. Когда с мужем всё же навещали их, Ольга Ивановна, мама Лены, не знала, куда посадить и чем накормить дорогих гостей, готовила изысканные блюда, пекла пироги – в этом деле она была большая мастерица. Зять же, непревзойдённый мастер комплиментов, от души нахваливал тёщины яства:
-Ольга Ивановна, вы просто кудесница! Такого не подают даже в самых дорогих ресторанах областного центра!
Тёща от таких слов просто расцветала, ведь для супруга её изыски давным-давно стали обыденной вещью.
Перед Новым годом Лена родила сына. После выписки, оставшись с ребёнком наедине, она испытала настоящую панику. Ей страшно было прикоснуться к малышу, а ведь ребёнка нужно кормить, менять ему пелёнки, купать. Приехавшие родители предложили дочери на время перебраться к ним.
-А как же учёба? Ведь всего полгода осталось? – с изумлением взглянула на них дочь.
-Доченька, а как же вы с Женей планировали жить, приняв решение обзавестись ребёнком до окончания университета? – в свою очередь удивилась мама.
-Я думала… Мы надеялись, что вы поможете, - заявила с обидой дочь.
-Но мы с папой ещё не на пенсии, - заикнулась было Ольга Ивановна.
-Уволься! Папа прилично зарабатывает, денег вам хватит! – заявила Лена тоном, не допускающим возражений.
Ольге Ивановне пришлось всё же расстаться со своей работой: что поделаешь, единственная дочь, кто ей ещё поможет? Маленький Алёшка переехал к ним.
Жизнь Лены с рождением сына практически не изменилась. Она всё так же блистала на вечеринках, только теперь с гордостью демонстрировала знакомым фото маленького сынишки. Встретившись однажды с Леной в университете, Люба с удивлением узнала, что та практически перестала ездить к родителям.
-А как же малыш? – удивилась девушка. –Ему сейчас необходимо твоё внимание.
-О чём ты говоришь? Он ещё ничего не понимает! К тому же я не хочу, чтобы он привык ко мне и потом страдал. Когда окончу универ, заберём его к себе…
Однако и после получения диплома, и через год ребёнок всё ещё оставался у родителей. Лена находила всё новые и новые причины, чтобы не забирать малыша от родителей: нужно устроиться на работу, чтобы закрепить полученные в ВУЗе знания; нужно подождать до тех пор, пока не удастся поменять квартиру на другую, большей площади; прежде, чем привезти ребёнка, необходимо сделать хороший ремонт…
Виктор Андреевич, отец Лены, умер внезапно. Сердечный приступ на работе… Ольга Ивановна долгое время не могла прийти в себя, жила на успокоительных. Пришлось дочери забирать малыша к себе, благо к тому времени сын был уже вполне самостоятельным человечком. Место в лучшем в городе детском садике для него, само собою, нашлось.
Ольга Ивановна училась жить одна. Устроилась на работу, правда, не такую престижную, как прежде. Старалась не замыкаться в себе, общаться с соседями, сослуживцами и старыми знакомыми. Получалось плохо. Ничего не хотелось. Вернее, хотелось закрыться дома, никого не видеть и не слышать.
Приезду дочери с семьёй она обрадовалась. Суетилась, стараясь повкуснее накормить, восхищалась подросшим внуком. Вечером Лена завела разговор, ради которого они и приехали.
-Мама, у нас появилась замечательная возможность купить загородный дом. Дом великолепный, рядом озеро, лес. Знаешь, как Алёшке там здорово будет? Единственное, деньги нужно отдать все сразу. Женины родители дали половину суммы. Может быть, и ты поможешь нам?
-Я бы рада, но наших накоплений вряд ли будет достаточно, - растерянно ответила Ольга Ивановна. – Как-то не думали мы с папой о том, чтобы копить деньги. Просто жили в своё удовольствие. Разве что машину продать?..
-Я не о том, - перебила её Лена. – Ты одна живёшь в четырёхкомнатной квартире. Зачем она тебе? Давай продадим её, а тебе купим уютную «однушку».
-Хорошо бы недалеко от вас, - задумчиво улыбнулась мать.
-Ой, ну что ты! – замахала руками Лена. – У нас знаешь какие квартиры дорогие! К тому же здесь у тебя работа, друзья. А мы приезжать будем, и ты к нам тоже!
Все хлопоты по продаже дочь с зятем взяли на себя. Уже через месяц Ольга Ивановна из элитного кирпичного дома в центре переехала в небольшую квартирку в панельной пятиэтажке в спальном районе города.
На новоселье в купленный загородный дом её пригласить «забыли».
-Ой, мама, мы и не праздновали, не до этого! Сейчас столько хлопот – ремонт, ландшафтный дизайн. Потом как-нибудь приедешь, посмотришь.
Несколько раз Ольга Ивановна выбиралась в областной центр навестить дочь с семьёй. И каждый раз получалось, что она не вовремя: у Лены постоянно не было времени, чтобы просто поговорить, поддержать мать. Во время очередного своего визита Ольга Ивановна нечаянно услышала разговор дочери с зятем:
-Леночка, я надеюсь, твоя мама завтра уедет домой? Ты же знаешь, что на завтра к нам приглашены нужные люди, и мне бы не хотелось, чтобы в доме присутствовали посторонние…
«Вот как, - с горечью подумала женщина. – Оказывается, я здесь посторонняя. Впрочем, чему удивляться? Я давным-давно стала чужой не только для зятя, но и для родной дочери».
Дочь лишь с облегчением вздохнула, услышав от матери, что она уезжает домой на вечернем поезде. Больше Ольга Ивановна к Лене не ездила. Хотелось, конечно, увидеть, обнять внука, уже школьника, расспросить его о школе, друзьях, увлечениях. Но при воспоминании о том, что там её никто не ждёт, женщина лишь печально вздыхала…
…Люба с мужем и дочкой, возвращаясь из парка аттракционов, решили заглянуть в универмаг. На входе они столкнулись с Ольгой Ивановной. Люба не сразу узнала её: ещё недавно моложавая, ухоженная женщина превратилась в старуху. Люба помнила её всегда модно одетой, с аккуратной причёской и маникюром. Сейчас на женщине был старый плащ и нелепый берет, из-под которого выглядывали седые пряди. Но больше всего Любу поразил её взгляд, в котором было столько тоски, что молодой женщине стало не по себе.
-Тётя Оля, как вы? Как здоровье? Я думала, вы переехали к Лене. У Лены как дела? – начала расспрашивать Люба.
-Ничего. Живу… Уже на пенсии давно. У Лены всё хорошо… Надеюсь… Она давно не звонила и не приезжала…
-А почему вы поближе к ней не переедете? Всё-таки были бы рядом с родными людьми…
-Меня, Любушка, там никто не ждёт, - с грустью сказала пожилая женщина, и в её глазах блеснули слёзы.
Люба, рассердившись на себя за бестактность, перевела разговор на другую тему. Уже прощаясь, Ольга Ивановна тихо спросила:
-Как ты думаешь, Любушка, может, вспомнит Лена обо мне? Ведь она и Алёшка – это всё, что у меня осталось от прежней жизни.
-Конечно, вспомнит, тётя Оля, ведь она вас любит! – успокоила Люба пожилую женщину.
-Ты думаешь? – с надеждой посмотрела на неё та.
-Я уверена!
Люба проводила взглядом женщину, которая, понурившись, медленно брела к автобусной остановке, а потом грустно сказала мужу:
-Настолько я знаю Лену, та уже давно вычеркнула мать из своей жизни. А она до сих пор надеется, что это не так. Надежда умирает последней…