На днях побывали в театре Российской армии на спектакле "Роман". Постановке еще нет и года, о ней много писали, говорили, и нам тоже стало интересно.
Спектакль поставлен по одной из сюжетных линий романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". В центре повествования - Понтий Пилат. Именно про него писал Мастер свой роман, за который и пострадал. Но, читая книгу, большинство из нас, признавая Пилата как одного из ведущих персонажей, не так уж глубоко проникается в его личность, судьбу и переживания. "Роман" дает шанс исправить это.
Начинается спектакль со сцены "после бала". Воланд (Александр Домогаров), его свита, Маргарита, "никогда и ничего не просите", "разве я позволил бы себе налить даме водки"... И тут я - к ужасу своему! - понимаю, что мне скучно. Нет, на сцене великолепные актеры, и к их игре у меня нет не то что замечаний - ни малейшего недовольства! Но я читала книгу 5 раз. Я посмотрела все её кино- и телевизионные экранизации. И сейчас сижу и скучаю, потому что каждая фраза мне знакома, и я знаю, что будет в следующий момент, и действие идет так талантливо, так красиво, но... меня не вовлекает.
Тут я страшно расстроилась, конечно. Но утешила себя тем, что вот, передо мной гениальный Домогаров, которого я открыла для себя уже в достаточно зрелом возрасте (и его, и моем). Буду просто наслаждаться его игрой. Потому что в этой роли он очень хорош, и это чувствуется прямо с первых секунд.
Но вот сцена изменилась. На ней появился гигантский обломок скалы - несомненно удачная находка. Стражи. Огромное пространство - только в эту секунду ты понемногу начинаешь понимать, КАКОГО размера эта сцена. И центральная фигура, болезненно завернувшаяся в белый плащ.
Понтий Пилат (Александр Балуев) страдал от мигрени. У меня несколько раз в жизни случались эти приступы, поэтому я могу хотя бы приблизительно оценить, насколько тяжело в эти минуты не то, что разговаривать с кем-то - просто слышат звуки и открывать глаза. А к Пилату в этот момент привели на суд человека. Блаженного бродягу, как видит его сам прокуратор. И начинается бессмертный диалог, который знают все - даже те, наверное, кто "Мастера и Маргариту" не читал.
С каждой - не минутой даже! - секундой действие захватывало все больше. Способствовали этому не только прекрасная актерская игра, но и "раскрытие" сценического пространства. Если все начинается с небольшого уголка, где отдыхают после бала Воланд и компания, а остальная сцена скрывалась в темноте, то действие во дворце Пилата открывает нам её всю. На ней помещается и скала, и огромная массовка - отдельное спасибо вам, прекрасные артисты, за великолепные танцы!! - и еще остается много места.
Обладая такой сценой (самой большой в Европе), наверное, любой режиссер хочет использовать ее по максимуму. Александр Лазарев (главный режиссер театра Российской армии и режиссер-постановщик "Романа") исключением не стал. Задействовал по полной! В сцене распятия, когда "видишь, там, на горе возвышается крест", в огромную толпу не спеша въезжают четыре всадника. Эффект достигнут: по залу проносится дружное ах!
Так ли уж нужны были всадники для сюжета? Не уверена. Но кавалькада, пусть и небольшая, производит необыкновенное впечатление, зритель потрясен.
Признаться, когда я узнала, что Пилата играет Балуев, поначалу немного расстроилась. Очень хотелось увидеть в этой роли Максима Аверина. Мне и сейчас очень интересна его трактовка этой роли, может, через пару лет выберусь специально на него. Но и Балуев не подвел. Он раскрывался постепенно. Так же, как сцена постепенно показывала нам все свои возможности, так и Балуев входил в роль все сильнее на наших глазах, и под конец я лично уже не видела актера - только прокуратора древней Иудеи, совершившего страшную ошибку, о которой сожалел потом 2000 лет.
Было ли что-то в спектакле, что мне не понравилось? Пожалуй, смутили лишь два момента. В роли главы Синедриона Каифы мы увидели Андрея Кайкова. Сначала он стоял спиной к зрительному залу, но когда мы с мужем услышали его голос... В наших головах пролетело одно и то же: "Шесть кадров!".
Вот так бывает. В течение 10 лет актер снимается в популярнейшей передаче, которую и сейчас часто показывают. Его лицо и голос стали моментально узнаваемы и любимы публикой. И хотя после проекта, принесшего его популярность, он снялся во множестве фильмов, играет в театре серьезные роли - всё! Люди слышат "шесть кадров". Мне лично это мешало, честно скажу. На сцене серьезное дело разворачивается, а я сижу глупо улыбаюсь. Это не к Кайкову претензия, не к режиссеру, не спектаклю. Это вообще не претензия. Это скорее повод для размышления молодым актерам - готовы ли они быть заложниками одной роли.
И второй смутивший меня момент. В самом конце, когда Пилата прощают (это же не спойлер, надеюсь?), скала разваливается на куски. И делает с таким откровенно резиновым стуком, что кроме улыбки это ничего не вызывает. Нет, я не предлагаю швырять настоящие камни, разумеется, но может, можно было сделать какой-то звуковой эффект в этот момент, чтобы заглушить эти забавные шлепки и создать правильную картину? И да, из таких мелочей в том числе складывается мнение обо всем спектакле.
Но, к счастью, все это не повлияло на общее впечатление. Мощнейший финал накрывает с головой, и зритель даже хлопает поначалу как-то через силу, потому что разумом и душой еще там, в спектакле. А потом, конечно, овация, крики браво и долгое осмысление и обсуждение.
Мне кажется, это удачная постановка, которая показывает всем известный роман с не самого привычного ракурса и тем самым дает новые впечатления и эмоции.