Найти в Дзене
МНЕНИЕ#

На сколько повысят ЕДВ ветеранам боевых действий в 2026 году?

На сколько повысят ЕДВ ветеранам боевых действий в 2026 году? По предварительным прогнозам, максимальный размер ЕДВ для ветеранов боевых действий с 1 февраля 2026 года может достигнуть 4 930 рублей. Минэкономразвития представило предварительный прогноз уровня инфляции по итогам 2025 года — 7,6%. Именно на этот показатель опирается Правительство при планировании социальных выплат. Традиционно повышение ожидается с 1 февраля 2026 года. Пока это предварительные данные. Точный процент индексации и окончательную сумму ЕДВ утвердят только в январе 2026 года, после получения официальных данных Росстата. Все вопросы военных пенсионеров, ветеранов военной службы и ВБД мы обсуждаем здесь: На сколько повысят ЕДВ ветеранам боевых действий в 2026 году? Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и Федеральный закон «О страховых пенсиях» в части установления дополнительных социальных гарантий ветеранам боевых действий, инвалидам в
Оглавление
На сколько повысят ЕДВ ветеранам боевых действий в 2026 году?
На сколько повысят ЕДВ ветеранам боевых действий в 2026 году?

По предварительным прогнозам, максимальный размер ЕДВ для ветеранов боевых действий с 1 февраля 2026 года может достигнуть 4 930 рублей.

Минэкономразвития представило предварительный прогноз уровня инфляции по итогам 2025 года — 7,6%.

Именно на этот показатель опирается Правительство при планировании социальных выплат.

Традиционно повышение ожидается с 1 февраля 2026 года.

Пока это предварительные данные.

Точный процент индексации и окончательную сумму ЕДВ утвердят только в январе 2026 года, после получения официальных данных Росстата.

Все вопросы военных пенсионеров, ветеранов военной службы и ВБД мы обсуждаем здесь:

На сколько повысят ЕДВ ветеранам боевых действий в 2026 году?

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и Федеральный закон «О страховых пенсиях» в части установления дополнительных социальных гарантий ветеранам боевых действий, инвалидам войны

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2000, N 2, ст. 161; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3609; 2009, N 26, ст. 3133; N 52, ст. 6403; 2012, N 43, ст. 5782; 2013, N 19, ст. 2331; N 48, ст. 6165; 2014, N 26, ст. 3406; 2016, N 52, ст. 7510; 2018, N 11, ст. 1582; N 31, ст. 4853, 4861; 2019, N 40, ст. 5488; N 49, ст. 6667) следующие изменения:

1) Подпункт 4 пункта 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения»;

2) В статье 16:

а) подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона;

б) подпункт 5 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«5) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом указанных лиц производится в первоочередном порядке.

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.»;

в) дополнить подпунктом 10.1 следующего содержания:

«10.1) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации»;

г) подпункт 8 пункта 2 изложить в следующей редакции:

«8) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.»;

3) Подпункт пункта 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;»;

4) Пункт 5 статьи 23.1 изложить в следующей редакции:

«5. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации с учётом необходимости доведения размера ежемесячной денежной выплаты в текущем году до уровня не ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения.»;

5) В статье 23.2:

а) в пункте 1 слова «и вставших на учет до 1 января 2005 года» исключить;

б) в пункт 3.2 слова «и вставших на учет до 1 января 2005 года» исключить;

в) в пункте 10 слова «и вставших на учет до 1 января 2005 года» исключить;

г) в пункте 10.2. слова «и вставших на учет до 1 января 2005 года» исключить;

д) в пункте 11.1. слова «и вставших на учет до 1 января 2005 года» исключить.

Статья 2

Изложить подпункт 3 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2015, N 27, ст. 3964; 2016, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7486; 2017, N 27, ст. 3931; 2018, N 1, ст. 4; N 11, ст. 1591; N 27, ст. 3947) в следующей редакции:

«3) ветеранам боевых действий, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с даты его официального опубликования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и Федеральный закон «О страховых пенсиях» в части установления дополнительных социальных гарантий ветеранам боевых действий, инвалидам войны»

В связи со складывающимися в последние годы изменениями социально-экономического уклада, возрастающей социальной роли государства, назрела необходимость пересмотра государственной политики в отношении различных категорий ветеранов, установления дополнительных правовых гарантий их социальной защиты в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе.

В настоящее время ветераны боевых действий получают набор социальных льгот и гарантий за свои заслуги перед Отечеством. Вместе с тем сегодня этот уровень социальной защиты не отвечает современным реалиям и вызовам, многие из предоставляемых льгот безнадёжно устарели и требуют пересмотра. С момента принятия Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», вносимые в него изменения и дополнения вели только к сокращению предоставляемых мер социальной поддержки и как следствие к ухудшению материального положения ветеранов боевых действий.

После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ процесс ослабления социальной защиты ветеранов боевых действий принял лавинообразный характер. Согласно этому закону и последующим поправкам большая часть льгот и преференций перешла с федерального уровня на региональный, а регионы, в свою очередь, сократили расходы на ветеранов боевых действий по максимуму, ссылаясь на ограниченность своих бюджетов. По этой же причине на протяжении многих лет остаётся нерешённым вопрос жилищного обеспечения ветеранов боевых действий.

Так, действующие положения Закона, касающиеся обеспечения нуждающихся в жилье ветеранов боевых действий, носят дискриминирующий характер, нарушая права тех ветеранов боевых, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 1 января 2005 года. При этом согласно Федеральному закону «О ветеранах» все инвалиды боевых действий и ветераны боевых действий имеют равный статус и обладают равными правами на обеспечение жилыми помещениями в качестве мер социальной поддержки.

Действующий механизм по реализации ветеранами разных категорий своих прав на обеспечение жильем существенно отличается и зависит от даты постановки ветерана на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета предусматриваются только в отношении тех ветеранов боевых действий, которые встали на учет до 1 января 2005 года. После указанного срока обеспечение последних осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Настоящим проектом федерального закона в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь ветеранам боевых действий и инвалидам войны, предлагается установить ряд мер и дополнительных социальных гарантий.

1.Так, предлагается устранить существующее разделение ветеранов на тех, кто встал на учет до 1 января 2005 года и после, тем самым гарантировать реализацию их прав по обеспечению жильем за счет федерального бюджета. Это позволит восстановить социальную справедливость, оказать поддержку в обеспечении жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, вне зависимости от даты постановки на жилищный учет.

2.В дополнение к существующим мерам социальной поддержки законопроектом предлагается предусмотреть право ветеранов боевых действий на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов (в настоящее время для ветеранов боевых действий предусматривается только компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов).

3.Законопроектом восстанавливается ранее действовавшая норма по бесплатному обеспечению лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

4.В целях повышения фактического уровня ежемесячной денежной выплаты ветеранам (ЕДВ), законопроектом предлагается устанавливать, что при индексации её размера Правительством Российской Федерации учитывается необходимость доведения размера ЕДВ в текущем году до уровня не ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения.

5. Настоящим законопроектом предлагается установить право ветеранов боевых действий на досрочное назначение страховой пенсии: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон «О страховых пенсиях».

Все вопросы военных пенсионеров, ветеранов военной службы и ВБД мы обсуждаем здесь:

На сколько повысят ЕДВ ветеранам боевых действий в 2026 году?