Не так давно в моём родном Санкт-Петербурге произошло выборочное резкое повышение цен на парковку в центре города - теперь цена в разных местах стала разной, причём изначально вообще речь шла чуть ли не о том, чтобы эту цену сделать динамической (паркуешься - и только после этого узнаёшь, почём здесь парковка в текущий момент). Сделали иначе - но местами в одной точке сходятся три совершенно разные зоны - и понять замысел автора становится ещё сложнее, чем на школьном уроке литературы:
А самое весёлое - то, что порой прямо рядом с платной парковкой (даже за 280 или 360 рублей в час) сохранились и редкие бесплатные места. До повышения о них не так много знали, видимо, и парковались кто за деньги, кто за штраф (в том числе - в неположенном месте), а теперь платные места пустуют, а вот на тех же самых оставшихся бесплатными бывает проблемой приткнуться.
Наиболее частое явление бесплатной парковки - это дворы и прилегающие территории, которые (вероятно, пока) не закрыты шлагбаумом для живущих в ближайших домах. Особенно распространено это явление в западной части Васильевского острова и на острове Декабристов - я вообще не понял, почему там изначально ввели платную парковку (не сказать, чтобы места вокруг метро "Приморская" когда-либо были дефицитными), а уж то, что на некоторых улицах вблизи "Приморской" она сейчас подорожала - для меня вообще за пределом разумного понимания. К западу от Наличной улицы всё бесплатно, сама Наличная - за 100 рублей, а вот улица Одоевского, проспект КИМа и Уральская улица обойдутся уже в 200 рублей за час. При том, что достаточно просторные дворы с невысокой этажностью зданий, позволяют парковаться бесплатно, как и Железноводская улица (по многим косвенным признакам выполняющая роль внутриквартального проезда). А в переулке Каховского просто перл - одна сторона платная, другая - бесплатная (полагаю, ненадолго).
Я лично с момента введения платной парковки на "Приморской" был раза два и парковался во дворах совершенно свободно. Аналогично находились места и в районе 20 линии. Вот у "Севкабеля" - увы, там есть небольшое пространство вдоль морского вокзала, но обычно там не протолкнуться.
Вблизи метро "Василеостровская" имеются прекрасные открытые дворы, хотя и не очень-то вместительные - но иногда и там вполне удаётся встать. Особенно в свете того, что на 4-5 линии час парковки нынче стоит 360 рублей. Кстати, меня это ценообразование немного удивляет. Но мы сейчас не об этом.
На Петроградской стороне тоже хватает незакрытых дворов и прилегающих территорий: скажем, рядом с метро "Чкаловская" есть несколько достаточно просторных территорий, но я там пока не бывал с момента повышения цен - подозреваю, что в будние дни там всё забивается с утра пораньше. Забавный момент на юго-восточном углу Петроградской стороны - на Троицкой площади и у домика Петра парковка стоит 360 рублей, вдоль Петровской набережной - 100 рублей, на соседней Мичуринской улице - 280, а в "кармане" вдоль той же Петровской набережной - всё ещё бесплатно. Плюс - часть окрестных дворов не закрыта для посторонних.
Отдельного упоминания заслуживает и огромная территория между Вяземским переулком (на котором парковка стоит 280 рублей в час) и Каменноостровским проспектом (где парковка вообще запрещена) - там места достаточно много, а шлагбаумов (по-видимому, пока) достаточно мало.
Переходим к центральной части города. В Коломне недавно сделали платной ранее остававшуюся бесплатной парковку в Рабочем переулке - правда, дворы пока остались частично открытыми, да и пятачок у судового завода и психбольницы на Матисовом острове (пока?) почему-то оставлен бесплатным, хотя все остальные улицы острова, где строится парочка жилых комплексов, уже требуют по 100 рублей за час парковки.
Аналогичная судьба постигла прямо сейчас и зону вдоль набережной канала Грибоедова у Мало-Калинкина моста - судя по Яндекс.Картам, здесь запрещена любая остановка, а на местности уже стоит знак "Зона платной парковки". При этом дефицита парковочных мест в Коломне не наблюдалось даже до введения платы - сейчас в разгар рабочего дня пустует примерно половина (а то и более) платных мест, даже самых дешёвых. Подозреваю, что при этом все окрестные открытые дворы запаркованы по максимуму...
Совсем рядом с метро "Технологический институт" в "кармане" вдоль чётной стороны Загородного проспекта можно стоять слева по ходу движения - и на картах Яндекса этого не видно, он только сообщает, что справа там остановка запрещена:
Огромная бесплатная парковка есть у Витебского вокзала - как перед самим его зданием, так и по бокам от него (вдоль Введенского канала и Винокурцевского проезда). Правда, эти места, как правило, забиты весь день.
Прекрасная бесплатная парковка сохранилась и в Банном переулке - хотя и там тоже не всегда остаются свободные места - также перед домом на Загородном проспекте 21-23 и во дворах со стороны переулка Джамбула. Эти места мне знакомы лучше всего, потому что там я паркуюсь, если на работе закрыт въезд.
На Литейном проспекте в самой первой "пилотной" зоне платной парковки всё ещё сохранился открытый двор - за сквером Дружбы в створе Кирочной улицы. За Московским вокзалом у ЖК "Царская столица" (это Военная улица, Товарный переулок и дворовые проезды) тоже довольного много мест (хотя и желающих на них припарковаться хватает).
И даже в самом сердце города, у Смольного, есть кусочек бесплатной парковки вдоль Лафонской улицы от Шпалерной до Тверской улицы:
Вот так оказывается, что при должной сноровке и подобающей удаче в центре Санкт-Петербурга бесплатно припарковаться вполне возможно. Так что платная парковка - это только одна из сторон медали. Пока у водителя сохраняется хотя бы призрачный шанс "обмануть систему" и припарковаться бесплатно, любое повышение тарифов на платных местах (особенно такое кривое, как сейчас, когда в одной точке сходятся три разные по стоимости зоны) не будет иметь смысла.
Но всё-таки платная парковка на загруженных улицах - это правильно. И если ещё и, наконец, нам сделают возможность отложенной оплаты за фактически проведённое на парковке время - скажем, счёт будет приходить на Госуслуги владельцу машины, которая стоит в зоне платной парковки - это будет реально удобно. Может быть, я даже перестану парковаться за километр от работы: раз в две недели, когда закрыт въезд на территорию, можно и потратить деньги за собственный комфорт.
Хотя я и сейчас иногда пользуюсь платными местами - когда нет свободных бесплатных или нет времени на их поиск и прогулку от них. Потому что, как ни крути, это только деньги. Когда твой собственный час стоит дороже - то вполне можно и заплатить за парковку.