«Тайные послания». Переиздание «двойного» альбома «Secret Messages» 2018 года группы Electric Light Orchestra к тридцатипятилетнему юбилею. Часть первая.
Во время активной гастрольной деятельности в рамках концертного тура «Time Tour» 1981 – 1982 годов музыканты группы Electric Light Orchestra исполняли «посвящение Джону Леннону» («The John Lennon Tribute Medley»), погибшему от рук убийцы на улицах Нью-Йорка, США, годом ранее.
Концертное попурри состояло из сольной композиции Джона Леннона (John Lennon) «Imagine» и песен группы The Beatles разного периода: «Nowhere Man», «Across the Universe» и «A Day in the Life». Выступление ELO сопровождалось зажжёнными спичками и зажигалками аудиторией зрителей и являлось кульминацией центральной части шоу коллектива.
Лидер группы Electric Light Orchestra Джефф Линн (Jeff Lynne) всегда трепетно относился к творчеству и наследию музыкантов The Beatles, черпая вдохновение и идеи для собственных музыкальных проектов. Совмещая несколько произведений «ливерпульской четвёрки», он изначально планировал запись трибьюта Джону Леннону в студии во время работы над будущей пластинкой. Он стал комбинировать строчки известных песен группы, которые постепенно оформлялись в совершенно новое музыкальное произведение в тональности «до мажор».
К началу 1982 года задумка Джеффа Линна воплотилась в песню «Beatles Forever», которая содержала прямые отсылки и скрытые «тайные послания» к произведениям и мифологии группы The Beatles. В песне подчёркивается вечное качество музыки «ливерпульской четвёрки», её способность находить отклик у слушателей разных поколений. В тексте упоминаются такие известные произведения музыкального коллектива, как «Hey Jude», «Revolution № 9», «She Came in Through The Bathroom Window», «Strawberry Fields Forever», «All You Need Is Love», «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» и множество других.
Также в песне говорится о влиянии The Beatles на музыку ELO. Текст выражает чувство благоговения и восхищения мастерством группы в создании самых запоминающихся мелодий XX века. Номер служит напоминанием о радости и вдохновении, которые The Beatles продолжают дарить почитателям отличной музыки по всему миру.
Легендарная композиция «Beatles Forever» (Unreleased Song) стала одной из первых новых произведений для альбома «Secret Messages», первые попытки записи которой датируются ещё февралём 1982 года.
В сентябре-октябре 1982 года Electric Light Orchestra в составе: Джефф Линн – вокал, электрогитара, фортепиано, синтезатор; Ричард Тэнди (Richard Tandy) - рояль, синтезатор, электронное пианино; Бив Бивэн (Bev Bevan) - ударные инструменты и перкуссия; Келли Гроукат (Kelly Groucutt) - вокал и бас-гитара; Дэвид Морган (Dave Morgan) - вокал и гитары, завершают запись «основной дорожки» («backing track») «Beatles Forever» в студийных помещениях «Wisseloord Studios» общины Хилверсюм, Нидерланды.
Во время исполнения вокальной партии Джефф Линн просит Дэвида Моргана стилизовать голос под манеру произношения и пения Джона Леннона, что последнему явно удаётся. Его порыв и подача части реплик песни «Beatles Forever» местами сложно отличимы от записей «битла».
Группа ещё несколько недель дорабатывает и доводит звучание до совершенства за счёт многослойных вокальных гармоний автора песни и Келли Гроуката.
В начале 1983 года на «основную дорожку» и мелодию «Beatles Forever» в местах упоминания битловских произведений записываются соответствующие мотивы, сыгранные Джеффом Линном на гитаре и Ричардом Тэнди на нескольких синтезаторах.
На финальных рекорд-сессиях игра Бива Бивэна на ударных инструментах была дополнена и усилена за счёт активного применения драм-машины марки «Oberheim DMX». Джефф Линн также записал дополнительные элементы перкуссии.
В аранжировке композиции отсутствуют наложения оркестровых струнных. Хотя изначально лидер ELO поручал дирижёру Луису Кларку (Louis Clark) подготовить соответствующие партитуры. В итоге возможности голландского «Филармонического оркестра Нидерландского радио» («The Hilversum Radio Orchestra and Chorus») для работы над произведением не пригодились. По всей видимости, у автора песни уже тогда присутствовали сомнения в отношении официального выпуска «Beatles Forever».
В конце трека раздаются аплодисменты публики, а припев затихает. Данное звуковое оформление номера - явное цитирование приёмов из альбома «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» (дата выпуска – 26 мая 1967 года, номер по каталогу Parlophone – PMC 7027) группы The Beatles.
Накануне выхода альбома «Secret Messages», в марте 1983 года, в интервью американскому журналу «Hit Parader» Келли Гроукат поделился мнением о композиции «Beatles Forever»: «Песня станет суперхитом. Это одна из тех вещей, о которых знаешь, что они будут хитами, ещё когда работаешь над ними. Не терпится закончить её, чтобы люди её услышали».
После решения руководства лейбла «Jet Records» и компании «CBS Records» о сокращении количества песен «двойного» альбома «Secret Messages» до «одинарной» пластинки, лидер ELO первым делом удаляет из трек-листа композицию «Beatles Forever».
Меломаны и поклонники творчества The Beatles и Electric Light Orchestra все последующие годы ожидали официального выпуска номера «Beatles Forever» на различных компиляциях, таких как массивные бокс-сеты «Afterglow» и «Flashback», или же в составе переизданий альбома «Secret Messages», но это не случилось.
В момент работы над композицией «Beatles Forever» Джефф Линн не был лично знаком с оставшимися участниками «ливерпульской четвёрки». Через несколько лет ситуация изменилась. Наиболее продуктивные и рабочие отношения у него сложились с Джорджем Харрисоном (George Harrison), и, возможно, ему было неловко перед ним за своё произведение, так как там упоминались лишь песни авторского тандема «Джона Леннона и Пола МакКартни».
Спустя год Джефф Линн позаимствовал фрагменты припева и последовательности аккордов песни «Beatles Forever» для своей сольной композиции «Video!» из звуковой дорожки (саундтрека) к фильму «Электрические грёзы» («Electric Dreams», дата премьеры – 20 июля 1984 года) режиссёра Стива Бэррона (Steve Barron). Трек также был издан на альбоме «Electric Dreams» (дата выхода – 10 июля 1984 года, номер по каталогу Virgin – V 2318) и на сингле «Video!» / «Sooner Or Later» (выпущен летом 1984 года, номер по каталогу Virgin – VS 695).
Трек «Beatles Forever» (Unreleased Song), о котором много говорили в среде меломанов, но мало кто его когда-либо слышал, так как песня до сих пор остаётся неизданной официально, и что вряд ли когда-либо случится в скором будущем из-за позиции Джеффа Линна, так и не был помещён в переиздание «двойного» альбома «Secret Messages» 2018 года. Ремастированный вариант отсутствует. Песня была оцифрована с оригинальной копии ацетатных пластинок, подготовленных техником Брайаном Гарднером (Brian Gardner) на оборудовании студии «Allen Zentz Mastering» Лос-Анджелеса, США, 11 марта 1983 года.
Слушаем только на канале «ЭКИРА» единственную композицию «Beatles Forever» (Unreleased Song) с «двойного» альбома «Secret Messages» группы Electric Light Orchestra, которая официально отсутствует во всех вариантах переизданий диска:
Лидер Electric Light Orchestra Джефф Линн черпал вдохновение для своих песен не только в музыке прошлого или в творчестве коллег, как было в случаях появления композиций «No Way Out» и «Beatles Forever». Зачастую он вдохновлялся литературными произведениями и кинематографическими лентами для создания яркой мелодии и необычного текста.
Лиричный, томный и меланхоличный номер «Letter From Spain», которая выделяется среди прочих треков альбома «Secret Messages» своей спокойной и почти медитативной атмосферой, появился летом 1982 года. Первоначальное название «Letter From France» автор отверг по причине сленговой игры слов, и он решил поменять страну в названии песни на нейтральную Испанию, вдохновляясь стихотворением американского поэта, прозаика и драматурга Лэнгстона Хьюза (Langston Hughes) «Letter From Spain» 1937 года, которое стилизовано под письма американского солдата с фронтов Гражданской войны в Испании 1936 – 1939 годов.
Для написания текста песни «Letter From Spain», полного «тайных посланий», ребусов, шарад и аллюзий, Джефф Линн вдохновлялся художественными кинолентами испанского и мексиканского режиссёра Луиса Бунюэля (Luis Buñuel), в частности его фильмом «Иллюзия разъезжает в трамвае» («La ilusion viaja en tranvía», дата премьеры – 10 марта 1954 года). В период 1982 – 1983 годов мастер постановок находился в болезненном состоянии, и об ухудшении его здоровья постоянно сообщала европейская пресса, включая печатные издания Великобритании. Луис Бунюэль скончается 29 июля 1983 года в Мехико, Мексика, через месяц после выхода альбома «Secret Messages» ELO.
Таким образом, сюжет песни «Letter From Spain» выстроен вокруг чувств главного героя, который ожидает получения заветного письма с плохими новостями от человека, когда-то его знавшего. Ранним утром одного из дней он получает свежий выпуск газеты, из статьи которой узнает о судьбе своего старого знакомого. Увидев его фотографию в специальном разделе, герой понимает, что произошло («I read the papers this morning / I saw your photograph / You look good in the movie / It must be so much fun»).
Тематика ностальгии, расстояния и скоротечности течения времени пронизывает основной нитью всю поэзию песни «Letter From Spain». Повторяющаяся фраза «письмо из Испании» подчёркивает географическую и эмоциональную дистанцию между рассказчиком и отправителем. Испания в этом контексте символизирует далёкое место, которое представляет разрыв, выросший между ними с течением времени.
Композиция «Letter From Spain» фактически стала сольным номером Джеффа Линна, так как он записывал её длительное время практически в одиночестве. Лишь на финальных сессиях звукозаписи были добавлены некоторые наложения других участников Electric Light Orchestra. Он закрывался в одной из комнат студии «Wisseloord Studios» и при помощи инженера Билл Боттрелл (Bill Bottrell) поочерёдно фиксировал на плёнку инструментальные дорожки с фортепиано, синтезатором, перкуссией, акустической и электрогитарами. Основную вокальную партию и гармонии автор песни исполнил сам.
Лишь в январе 1983 года Ричард Тэнди добавил инструментальные вставки на рояле и электрическом пианино, а Бив Бивэн записал перкуссию и бубны. Минималистические клавишные инструменты перемежаются с вокальным рефреном припева «letter», повторяющимся с регулярными интервалами, на который накладывается печальная история об авторе письма из Испании.
Композиция «Letter From Spain» была включена в окончательную редакцию альбома «Secret Messages», изданного летом 1983 года, а также помещена на сторону «B» сингла «Four Little Diamonds» / «Letter From Spain» / «The Bouncer» (дата выпуска – 4 ноября 1983 года, номер по каталогу Jet Records – TA 3869). Интересно, что трек для выпуска на виниловом сингле был отредактирован в финальной части: убрана инструментальная заставка, предваряющая в альбомной версии песню «Danger Ahead».
Хоть песня не обрела столь огромной популярности, как ряд других номеров группы ELO начала 1980-х годов, но была востребована у слушателей. Особо приятным моментом стал факт использования фрагментов «Letter From Spain» в качестве музыкального сопровождения в рекламных роликах Летних игр «XXV Олимпиады», проходивших в 1992 году в Барселоне, Испания.
Ремастированная версия 2018 года композиции «Letter From Spain», подготовленная американским инженером Марком Уайлдером (Mark Wilder) на оборудовании студии «Battery Studios, New York», концентрирует звук на инструментальном сопровождении вокальной дорожки, которая содержала колебания и некоторые искажения в оригинальной версии 1983 года. Здесь проблема решена, но присутствует другой момент. Высокие частоты из-за сильного увеличения общего фона громкости трека несколько размыты, особенно заметно по партиям перкуссии и синтезатора.
В итоге слушатели получают две уникальные версии одной композиции, каждая из которых содержит шероховатости и огрехи мастеринга, разницей в тридцать пять лет.
Пока ждём писем от старых друзей, слушаем «Letter From Spain» (Remastered 2018):
Как и большинство песен альбома «Secret Messages», Джефф Линн написал композицию «Danger Ahead» летом 1982 года. Тогда родилась интересная мелодия без слов. Лидер ELO на постоянной основе следил за новостными событиями не только в области культуры и спорта (футбола), но и за политическими новостями.
В 1982 году группа американских учёных, получившая известность под акронимом TTAPS, в статье «Ядерная зима: глобальные последствия множественных ядерных взрывов» в журнале «Science» впервые ввела в научный оборот термин «ядерная зима».
Позже один из пятерых учёных TTAPS, американский астроном, астрофизик и популяризатор науки Карл Эдвард Саган (Carl Edward Sagan), в интервью научно-популярному журналу «Parade» пояснил терминологию «ядерной зимы», её последствий для человечества. Его трактовку и объяснения СМИ многих стран использовали для открытого обсуждения. Общество было напугано не только угрозами Холодной войны и Афганским конфликтом, но получило новую пугающую реальность, которая может наступить в будущем.
В ноябре 1982 года Джефф Линн активно следил за полемикой в печатных изданиях, решив использовать данную тему для написания стихов к незаконченной мелодии, появившейся ещё летом того же года. Так родился образный текст о ядерной угрозе. Причём данное послание завуалировано в виде облика молодой, красивой и привлекательной женщины, вызывающей подозрения у детей, которые убегают каждый раз, когда она проходит мимо. Женщина обладает исключительными манерами, у неё обширные деловые связи среди мужчин, властителей мира, но за ней всюду следует хаос, разруха и драма личных судеб.
В образе этой загадочной фигуры узнаётся лик Смерти, а все связи мифического существа – Мрачные Жнецы, собиратели душ умерших, сопровождающие в загробную жизнь. Из «холодной зимы» они перемещают людей в «жаркие места». Автор предупреждает: если человечество не одумается, то всех ждёт «опасность впереди» («danger ahead»).
В период с декабря 1982 года по февраль 1983 года группа Electric Light Orchestra работает над записью «Danger Ahead» в студии «Wisseloord Studios». Песня фиксируется на плёнку инженером Биллом Боттреллом одной из последних и включается в состав альбома «Secret Messages» практически на этапе согласования. Лидер ELO хотел добавить нотку агрессии и прагматичной реальности в концепцию будущего релиза.
В рекорд-сессии принимают участие: Джефф Линн – вокал, электрогитара, синтезатор; Ричард Тэнди – рояль, синтезатор, электропианино; Бив Бивэн – ударные инструменты и Келли Гроукат – бас-гитара. Во время работы музыканты впервые на записях группы используют динамически настраиваемую, полностью автоматизированную цифровую консоль компании «Advanced Music Systems» (AMS), эмулирующую звук барабана в закрытом помещении. Из-за этого часть «живых» барабанных партий Бива Бивэна были скорректированы и «погружены» в тыловое сопровождение микса песни «Danger Ahead», что вызвало его крайнее негодование и раздражение.
В феврале 1983 года аранжировщик Луис Кларк подготовил и записал специальную оркестровую часть трека «Danger Ahead», преимущественно состоявшую из струнной и медной секции. Работа проходила в радио-студии «Dutch VARA Radio Studio».
Во время финального микширования композиции Джеффом Линном и Биллом Боттреллом учитывается особая музыкальная структура произведения. Гитарные партии, исполняемые в гудящем аккордовом стиле (арпеджио), снабжаются гулом и эффектом «дребезжания» («jingle-jangle») при атмосфере открытого верха. Такое оформление делает песню «Danger Ahead» звонкой, зажигательной и легко запоминающейся. Благодаря данному обстоятельству, она была добавлена и в «двойной» альбом «Secret Messages», а после редакционных правок и сокращений оставлена для «одинарной» пластинки.
В номере присутствует несколько «тайных посланий» в реверсивном (воспроизведенных задом наперёд) виде: одно очевидное, второе – только для глубокого погружения в творчество ELO. Во вступлении песни искажённый голос в левом канале произносит фразу: «Посади дерево!» («Plant a Tree!»). Второе, более очевидное, - Джефф Линн поёт строчку из припева, которая при микшировании вставлена в обратном направлении.
В ремастированном варианте 2018 года, оформленном на современном оборудовании «Battery Studios, New York», композиция «Danger Ahead» только выигрывает от сбалансированного оформления. Убранные артефакты и плёночные дефекты, присутствующие на оригинальном мастеринге 1983 года, снабжают номер камерным и холодно-проникновенным саундом, больше подходящий смыслу песни. Назидательное повествование Джеффа Линна способно проникнуть в умы слушателей и предостеречь о «надвигающейся опасности».
Избегаем опасности с помощью песни «Danger Ahead» (Remastered 2018):
Композиция «Four Little Diamonds», повествующая истории любви, предательства и неустанных поисках возлюбленной, сочинённая Джеффом Линном специально для альбома «Secret Messages», стала еще одним свидетельством безмерного вдохновения и почтения музыкальным группам и коллективам 1960-х годов. С одной, более явной, стороны ретро-номер и её текст о «четырёх маленьких бриллиантах» служит прямым указанием на участников «ливерпульской четверки» The Beatles, с другой - содержит автобиографичный намёк на «классический состав» 1966 – 1970 годов британского рок-квартета The Idle Race из Бирмингема, графства Уэст-Мидлендс, Англия, при участии самого Джеффа Линна.
В начале 2000-х годов автор произведения «Four Little Diamonds» в буклете к компиляции «Flashback» вспоминал, что песня «именно дань уважения группам начала 1960-х годов, которые я любил». Стилистически текст номера также построен на заимствованных образцах рок-энд-ролльной тематики. Сюжет рассказывает, как о мужчине, который встретил девушку, и они поклялись быть вместе. Он одарял её роскошными подарками и драгоценными вещами, включая бриллиантовое кольцо. Однажды ночью она исчезает, унеся с собой не только его сердце, но и «четыре драгоценных бриллианта», и больше никогда не возвращалась. Герой пытается найти её, но возвращается с пустыми руками. Песня отсылает к тщетным поискам певцом своей возлюбленной, которая эмоционально обманула его из-за кольца, в которое были вделаны «четыре маленьких бриллианта». Упоминание «четырёх маленьких бриллиантов» служит метафорой лжи и обмана, которые оставила героиня, символизируя её манипулятивную натуру.
Трек «Four Little Diamonds» наравне с песней «Rock 'n' Roll Is King» стал наиболее значимым рок-номером альбома «Secret Messages». «Основная дорожка» («backing track») песни «Four Little Diamonds» была зафиксирована на плёнку инженером Биллом Боттреллом в ноябре 1982 года в студии «Wisseloord Studios». Состав ELO на записи трека был следующим: Джефф Линн – вокал, синтезатор, перкуссия, акустическая и электрогитара; Ричард Тэнди – рояль, синтезатор, электропианино, драм-машина; Бив Бивэн – ударные инструменты, перкуссия; Келли Гроукат – вспомогательный вокал, бас-гитара.
В это же время записывается вступительная часть трека: отредактированный студийный диалог между Келли Гроукатом и Джеффом Линном, обсуждающий вступление и дающий отсчёт началу песни.
В феврале 1983 года все записанные звуковые дорожки микшируются Биллом Боттреллом в единое музыкальное полотно. Изначально для «двойного» альбома «Secret Messages» подготовлен стандартный микс со вступлением продолжительностью четыре минуты 12 секунд. Данное сведение содержит дополнительную фразу «how’s it go?».
После политики руководства лейблов «Jet Records» и «CBS Records» о необходимости редакции оригинального замысла музыкантов ELO, сокращается не только количество треков, но и сами композиции. Билл Боттрелл на основе «финального» микса «двойного» альбома формирует ещё две версии композиции: первая – предназначается для «одинарной» пластинки «Secret Messages», содержит «Four Little Diamonds» с сокращенным диалогом продолжительностью четыре минуты 05 секунд; второй – для американского тиража одноименного сингла, где «фальшивое» вступление вырезано полностью и песня стартует с мощной партии электрогитары.
Указанная версия продолжительности три минуты 57 секунд была издана на отдельном сингле «Four Little Diamonds» / «Letter From Spain» / «The Bouncer» (дата выпуска – 4 ноября 1983 года, номер по каталогу Jet Records – TA 3869), но пластинка не смогла добиться весомого коммерческого успеха, достигнув строчки № 84 хит-парада Великобритании и № 86 – «US Billboard Hot 100» США. Несмотря на скромные позиции в чартах, песня стала популярна у слушателей. Благодаря указанному обстоятельству, позже она вошла в состав многочисленных альбомов-сборников и антологий лучших хитов ELO, например, «Strange Magic: The Best of Electric Light Orchestra» (дата выпуска – 11 апреля 1995 года, номер по каталогу Legacy / Epic Associated – Z2K 64157, Legacy / Epic Associated – 64157), «Light Years, The Very Best of Electric Light Orchestra» (дата выпуска – 12 ноября 1997 года, номер по каталогу Epic – EPC 489039 2 / 489039 2), «Ticket to the Moon: The Very Best of Electric Light Orchestra Volume 2» (дата выпуска – 15 октября 2007 года, номер по каталогу Epic / Legacy – 88697 17993 2, Sony BMG Music Entertainment – 88697 17993 2) и многих других.
Песня получила неожиданный всплеск популярности в начале 2000-х годов, когда была включена в видеоигру «Grand Theft Auto: Vice City», где звучала на вымышленной радиостанции «Flash FM».
В начале 2018 года инженер Марк Уайлдер готовит обновлённый ремастеринг песни «Four Little Diamonds», который направлен на улучшение оригинального микса 1983 года с «двойной» версии альбома «Secret Messages». Посекундный процесс восстановления звучания впервые позволил слушателям ознакомиться с первоначальным авторским замыслом, так как даже на альбоме «Afterglow» 1990 года представлен измененный вариант трека.
Особенности мастеринга 2018 года прежде всего сказываются на улучшении детальности, заметно усиление громкости ритм-секции, снижении лишних шумов и корректировке вокальных дорожек. Благодаря новому инструментальному балансу «Four Little Diamonds» звучит ярко, дерзко, игриво и искрит всеми гранями огранки настоящего бриллианта.
Погружаемся в атмосферу музыки 1960-х годов с песней «Four Little Diamonds» (Remastered 2018):
В марте 2014 года Джефф Линн был увековечен администрацией родного города Бирмингема, Великобритания, специальной наградой на «Аллее звёзд» в качестве музыканта, достигшего феноменального успеха в творческой деятельности и сделавшего огромный вклад в культурное развитие страны.
За период многолетней работы лидер ELO посвятил несколько песен родному городу, но наиболее знаменитой стала композиция под названием «Birmingham Blues» со студийного альбома «Out of the Blue» (дата выпуска – 28 октября 1977 года, номер по каталогу Jet Records – JETDP 400), который моментально разошёлся по всему миру тиражом, превышающим 10 миллионов копий.
Однако наиболее личностной, интимной и ностальгической песней коллектива о городе Бирмингеме, знакомых местах, семейном очаге и отношениях с супругой Сэнди Линн (Sandi Lynne) стало произведение «Train of Gold», которое родилось после знакомства автора с главным тренером футбольного клуба «Бирмингем Сити» («Birmingham City Football Club»), футболистом Рональдом Сондерсом (Ronald «Ron» Saunders) летом 1982 года.
Несмотря на основную тему композиции «Train of Gold», связанную с паранойей и недоверием к женщине, в образе которой угадываются черты Сэнди Линн, мелькают образы Бирмингема и родных мест музыканта. Для понимания скрытых смыслов необходимо расшифровать ряд «тайных посланий».
Согласно анализу литературного сайта «Songtell.com» текста песни «Train of Gold», сюжетная линия в произведении рассказывает о влечении героя к таинственной женщине, которая кажется привлекательной, но ненадёжной.
Повторяющаяся фраза «поезд из золота» служит метафорой, обозначающей что-то ценное, но неуловимое. Это может быть как очарование женщины, которое в конечном итоге приводит к разочарованию, так и грусть по ушедшему детству, желанию вернуться в родные места, ностальгия по прошлому. В итоге герой понимает, что находится в иллюзиях, а необходимо жить будущим.
Основные рекорд-сессии «Train of Gold» проходят в студийных условиях «Wisseloord Studios» в сентябре – ноябре 1982 года. Помимо Джеффа Линна, исполнившего ведущую вокальную партию, сыгравшего на электрогитарах и синтезаторах, в работе также задействовались Ричард Тэнди на клавишных инструментах, Келли Гроукат – на бас-гитаре, Бив Бивэн – на барабанах и Дэвид Морган – вспомогательный вокал и акустическая гитара.
За аранжировку песни «Train of Gold» отвечал Ричард Тэнди, уделяя особое внимание звучанию клавишных инструментов, синтезатора и студийных эффектов. Музыкально композиция представляет собой плавное сочетание синтезаторов, струнных и характерных для Electric Light Orchestra вокальных гармоний. Клавишник ELO привлёк дирижёра Луиса Кларка, который в феврале 1983 года добавил звучание электрооргана, а позже оркестровую часть голландского «Филармонического оркестра Нидерландского радио».
В конце февраля – начале марта 1983 года инженер Билл Боттрелл подготовил для трека «Train of Gold» весьма странные и необычные звуковые эффекты. Наиболее ярким стал скрипящий звук в припеве песни, который на самом деле фраза Джеффа Линна «train of gold», обработанная при помощи ручки регулятора скорости. Скорость воспроизведения заметно ускорена.
Композиция была включена в «одинарную» версию диска «Secret Messages», а также издана исключительно на семидюймовой пластинке «Stranger» / «Train of Gold» (дата выпуска – 28 ноября 1983 года, номер по каталогу Jet Records – JETA 4070, Jet Records – A 4070) в странах Европы, США и Канаде.
В редакции песни «Train of Gold» для издания на американском сингле удален вступительный четырнадцатисекундный кусок с обрывками вокала «чип, чип», имитирующими ход паровоза, а звук плавно нарастает и переходит в гитарные партии.
После выхода альбома «Secret Messages», содержащего на виниле в качестве девятой звуковой дорожки «Train of Gold», большинство слушателей и музыкальных критиков оценили песню весьма прохладно. Поклонники творчества группы обвинили музыкантов ELO в самоцитировании, собственном плагиате и вторичности идей, так как номер напоминал композицию «Showdown» с американской версии третьего студийного альбома «On the Third Day» (дата выпуска – 30 ноября 1973 года, United Artists Records – UA-LA188-F), за аранжировку которой также отвечал Ричард Тэнди.
Обновленный вариант песни «Train of Gold», подготовленный инженером Марком Уайлдером в 2018 году с помощью современных технологий звуковой индустрии, содержит расширенный частотный спектр, делая высокий порог ярким, а низкий – более насыщенным. Это особенно заметно в инструментальных партиях, таких как струнная секция и синтезаторы, характерны для саунда ELO начала 1980-х годов.
Благодаря вокальным партиям, имитирующим звук движения поезда, стала заметна обработка голосов музыкантов, улучшающая разборчивость текста, устраняющая шумы и артефакты, присущие старой записи (советуем сравнить фрагменты на отметке с двух минут 50 секунд до трёх минут 10 секунд). Такая подача материала делает оформление и общий фон песни современным, актуальным и живым.
Отправляемся путешествовать с «Train of Gold» (Remastered 2018):
Помимо The Beatles, ещё одним героем и кумиром Джеффа Линна и других участников Electric Light Orchestra являлся американский музыкант и пионер рок-энд-ролла Рой Орбисон (Roy Orbison). На раннем этапе своего творчества будущий лидер ELO старался подражать манере исполнения американской звезды, стилизуя вокальную подачу под характерный баритон с меланхоличным стилем, который оказал значительное влияние на мировую рок- и поп-культуру. Рой Орбисон получил известность именно благодаря особенному тембру голоса, позволяющему ему создавать эмоционально напряжённые баллады, как его шедевр «Oh, Pretty Woman», выпущенный на сингле в августе 1964 года (номер по каталогу Monument – 45-851).
В конце 1977 года, сразу после выхода седьмого студийного альбома «Out of the Blue» группы Electric Light Orchestra, Джефф Линн взял небольшой отпуск. Свободные вечера он проводил, прослушивая записи любимых исполнителей начала 1960-х годов, включая пластинки Роя Орбисона. У него появился мотив, который эволюционировал в полноценную песню, получившую название «Endless Lies», которая стала данью уважения и почитания наследию американского исполнителя.
Лирика произведения «Endless Lies» затрагивает темы безразличия и постоянного обмана в отношениях со стороны близких людей. Трек начинается со строчек «прощай, красавица, прощай» («bye bye, pretty woman»), отсылкой на известный хит «Oh, Pretty Woman» Роя Орбисона.
Герой песни понимает, что возлюбленная его не ценит, её безразличие неисправимо. Она говорит, что готова меняться, но всякий раз исход один — это «карусель» («merry-go-round», английский эквивалент устойчивому выражению в русском языке «крутить динамо»), где «бесконечный обман» («endless lies»).
Несмотря на поведение возлюбленной, герой всё же выражает надежду, что отношения наладятся. Он призывает возлюбленную успокоиться, но подчёркивает, что «трагедия отношений в том, что ты никак не поймёшь: это неправильно, так быть не должно» («the heartbreak is, if you could only see / that's not the way it's supposed to be»).
Упоминание в тексте песни «Endless Lies» «каруселей» - явная аллюзия к композиции «The Skeleton and The Roundabout» группы The Idle Race, сочиненной Джеффом Линном, которая была издана на сингле в марте 1968 года (номер по каталогу Liberty – LBF.15054), а также позже вошла в состав альбома «The Birthday Party» (дата выпуска – 16 октября 1968 года, номер по каталогу Liberty – LBS 83132, Liberty – LBS 83132E).
Первая часть рекорд-сессии песни «Endless Lies» состоялась в ноябре – декабре 1982 года в студийном помещении «Wisseloord Studios». Сам автор исполнил партии фортепиано и гитары. Ричард Тэнди добавил к записи рояль и электронное пианино. Бив Бивэн – ударные, а Келли Гроукат – бас. Во время сессий Джефф Линн сознательно имитировал вокальную манеру Роя Орбисона, стараясь придать голосу нужный «бархатный» тембр. Он работал на износ, делая вокал мощным и объемным.
В феврале 1983 года дирижёр Луис Кларк готовит оркестровые наложения для «Endless Lies», которые при финальном микшировании трека инженером Биллом Боттреллом используются лишь частично. Окончательный микс песни готов в первых числах марта 1983 года, но после решения лейбла «Jet Records» о сокращении количества записанного материала композиция удаляется из трек-листа. Данная версия «Endless Lies» остается неизданной.
В начале 1985 года трио ELO (Джефф Линн, Ричард Тэнди и Бив Бивэн) перезаписывают песню «Endless Lies», заимствуя некоторые элементы из сессий 1982 года, для альбома «Balance of Power» (дата выпуска – 03 марта 1986 года, номер по каталогу Jet Records – JET 26467).
Летом 1986 года, уже после выхода альбома «Balance of Power» с обновленной композицией «Endless Lies», Джефф Линн приехал в Нэшвилл, штат Теннесси, США, погостить и проведать Роя Орбисона, с которым лидер ELO познакомился еще в 1970 году во времена участия в группе The Move. После праздничного ужина музыканты переместились в домашнюю звукозаписывающую студию помузицировать и попробовать сочинить совместную песню. Рекорд-сессия не задалась, тогда Джефф Линн включил Рою Орбисону «Endless Lies». Когда пионер рок-энд-ролла услышал песню, его реакция была следующей: «Это, в общем-то, неплохо» («That’s actually pretty good»).
Версия песни «Endless Lies» 1983 года впервые издаётся на ремастированном варианте альбома «Secret Messages» 2001 года (номер по каталогу Epic – 502496 2, Legacy – 5024962000).
В начале 2018 года инженером Марком Уайлдером воссоздаётся оригинальная запись «Endless Lies» для «двойного» альбома «Secret Messages», используя мастер-ленты марта 1983 года. Из-за этого данный вариант песни уникален. Он содержит эффекты синтезированного шума ветра и «тайное послание»: «продвигаемся вперед» («moving right along»), помещенное в финал микса.
За счёт современного мастеринга расширена стереофоническая панорама, которая создаёт ощущение большого пространства вокруг слушателя. Обновлённый саунд «архивной записи» прежде всего отразился на балансе и равномерном разделении инструментов и голосов в стереополе. Итог впечатляет, так как композиция стала обладать лучшим звучанием, чем поздний перезаписанный вариант 1986 года альбома «Balance of Power» и ремастеринг 2001 года.
Катаемся на карусели с «Endless Lies» (1983 Version, Remastered 2018):
Еще одной стилизацией альбома «Secret Messages» на творчество представителей периода зарождения рок-музыки стала композиция «Buildings Have Eyes», которую Джефф Линн написал летом 1982 года. В этот раз источником вдохновения послужило наследие американского певца Дела Шеннона (Del Shannon) и его легендарного творения «Runaway», дебютировавшего на одноименном сингле (дата выпуска - 18 февраля 1961 года, номер по каталогу Bigtop – 45-3067) и альбоме «Runaway with Del Shannon» (выпущен в июле 1961 года, номер по каталогу Bigtop – 12-1303), ставшего глобальным международным хитом.
Впервые Джефф Линн, будучи подростком, увидел своего кумира на сцене концертного зала «Бирмингемский тайн-холл» («Birmingham Town Hall»), Англия, во время выступления 27 сентября 1962 года. Шоу полностью изменило мировоззрение молодого человека. Он захотел стать профессиональным музыкантом и исполнять собственные композиции.
Несмотря на аранжировку и стилистику «Runaway» Дела Шеннона, текст песни «Buildings Have Eyes» группы Electric Light Orchestra намного серьезнее и злободневнее. Лирика описывает чувства человека, который живет в условиях личностной изоляции в городской среде, а за ним на постоянной основе ведется наблюдение. В этом плане поэзия музыканта близка к событиям романа-антиутопии «1984» («Nineteen Eighty-Four», дата первой публикации – 08 июня 1949 года) английского писателя и публициста Джорджа Оруэлла (George Orwell).
Метафора «у зданий есть глаза» («buildings have eyes») символизирует, что в шумном городе человек одновременно находится под невидимым наблюдением и чувствует себя одиноким. Окружающая обстановка следит за ним, оценивает его, добавляя тревожности в городскую среду. Ощущение постоянного контроля и наблюдения формирует у героя произведения клаустрофобию. Борьба за освобождение от общественных ограничений результатов не приносит, его анонимность исчезает.
В композиции «Buildings Have Eyes» также описывается неустанная погоня за деньгами и успехом. Герой пытается добиться признания жителей городской среды, но все его усилия тщетны.
В ноябре – декабре 1982 года Джефф Линн, Ричард Тэнди, Келли Гроукат и Бив Бивэн записывают инструментальную дорожку песни «Buildings Have Eyes» в студии «Wisseloord Studios». Особое внимание в работе уделяется партиям клавишных инструментов, которые составили основу звучания трека. В январе 1983 года Луис Кларк готовит дополнительные наложения фортепиано и синтезатора, а в феврале того же года – оформляет мелодию струнной и медной секциями «Филармонического оркестра Нидерландского радио».
Так как композиция, после решения продюсерской группы «CBS Records», была исключена и не пригодилась для «одинарного» варианта будущего релиза, то инженер Билл Боттрелл готовит в июне 1983 года новую редакцию трека для выпуска на стороне «B» сингла «Secret Messages» / «Buildings Have Eyes» (дата выпуска – 26 августа 1983 года, номер по каталогу Jet Records – A 3720), который достиг строчку № 48 в хит-параде Великобритании. Для композиционного сочетания со стороной «А» в микс добавляется секретное послание в виде фразы: «забавные деньги» («funny money»), которое «вмонтировано» в низкий тон синтезатора.
В альбомной версии «Buildings Have Eyes», которая впервые представлена на переиздании «двойного» набора пластинок 2018 года, вместо фразы «забавные деньги» используется ремарка «Посади дерево!» («Plant a Tree!»). Такое «тайное послание» связывает данную песню с треком «Danger Ahead».
Ремастеринг песни «Buildings Have Eyes» 2018 года, подготовленный специалистами «Battery Studios, New York», содержит значительное улучшение качества звука, включая повышение четкости вокала Джеффа Линна, расширение динамического диапазона («dynamic range»), устранение шумов и искажений, унаследованных с аналоговых лент 1983 года. У композиции выравнен частотный спектр, который позволяет насладиться полноценным саундом группы ELO начала 1980-х годов. Все звучит энергично, насыщеннее и звонче. При этом усталости восприятия от звука нет, что говорит в пользу удачного мастеринга.
«Большой брат следит за тобой», пока слушаешь «Buildings Have Eyes» (Remastered 2018):
Следующим треком, закрывающим третью сторону «двойного» альбома «Secret Messages», стала композиция «Motor Factory» / «Rock 'n' Roll Is King», детальный разбор и особенности выпуска которой подробно изложены в отдельной статье «ЭКИРА»: «Короли Рок-н-Ролла». История и обзор сингла «Rock 'n' Roll Is King» 1983 года группы Electric Light Orchestra.
Такое сдвоенное название звуковой дорожки было обозначено на ряде релизов 2018 года впервые, так как в данной редакции были добавлены в начало трека «Rock 'n' Roll Is King» вставки из оригинальной композиции «Motor Factory», за счёт чего продолжительность трека увеличилась до трёх минут 10 секунд.
Ремастеринг скомпилированного трека «Motor Factory» / «Rock 'n' Roll Is King» 2018 года, осуществлённый инженером Марком Уайлдером на оборудовании студии «Battery Studios, New York», в основном сконцентрирован на технических аспектах записи, не меняя её содержание.
В таком виде рок-номер обладает большей чёткостью и громкостью звучания, чем оригинальный виниловый релиз 1983 года. За счёт коррекции скорости воспроизведения подача трека стала заметно динамичнее, несколько грубой, обладающей перегруженным саундом. Такие изменения явно пошли на пользу песне «Rock 'n' Roll Is King», так как полностью соответствуют её замыслу и стилистике.
Работаем на «Motor Factory» под звуки «Rock 'n' Roll Is King» (Remastered 2018):
На создание композиции «Mandalay» Джеффа Линна вдохновили темы таинственной экзотики и чужеземной красоты природы, описанных в знаменитой поэме английского писателя, поэта и путешественника Редьярда Киплинга (Rudyard Kipling) «Мандалай» («Mandalay», дата первой публикации – 1890 год), которую американский композитор и автор песен Олей Спикс (Oley Speaks) в 1907 году положил на музыку, написав песню «Дорога в Мандалай» («On the Road to Mandalay»).
В этом классическом произведении описываются приключения британского солдата на территории государства Юго-Восточной Азии - Бирмы (современная Республика Союз Мьянма), расположенного в западной части полуострова Индокитай. События происходят в XIX веке. Военнослужащий Вооружённых сил Великобритании предается воспоминаниям о романе с местной «бирманской девушкой» и испытывает сильное желание вернуться на родину. Слова «дорога в Мандалай» стали повторяющимся рефреном песни. С тех пор данная фраза в англоязычной культуре стала крылатым выражением, метафорически обозначающим ускользающую красоту мира и мимолётное счастье.
Джефф Линн написал собственную песенную поэму «Mandalay» в начале 1980-х годов, но текст обрёл окончательную форму лишь весной 1982 года. Литературная структура произведения обладает различными загадками, сюрреалистическими образами и имеет экзотический, почти кинематографический оттенок повествования. Благодаря указанным моментам, песня вызывает ощущение напряженности, интриги и неуловимости мироздания.
В тексте композиции «Mandalay» упоминаются сны, научная фантастика, возмездие, утрата иллюзий и другая тематика. Главный герой прогуливается по разноцветным аллеям, которые ведут к морю, в сопровождении экзотических птиц, летящих под тёмным небом. Они - посланцы снов и грёз. Вечером герой погружается в чтение редких книг и древних манускриптов. Их страницы наполнены описанием различных, порой фантастических, механизмов и миров, расположенных в дальних уголках космического пространства.
С учётом того, что композиция «Mandalay» встроена в концепцию «двойного» альбома «Secret Messages», включающего скрытые сообщения, то сама песня также наполнена «тайными посланиями». Согласно одной из теорий поклонников творчества группы ELO, песня завершает повествование о молодой девушке, главном действующем лице всего студийного альбома, которая приняла культ космоса, став путешественницей сквозь города, планеты и пространства. Каждая её остановка - это песня пластинок «Secret Messages», где она наблюдает и смотрит за героями других произведений альбома, оставаясь безучастной и беспристрастной.
Лишь в песенной поэме «Mandalay», главный герой, изучив «тайные послания» экзотических книг, замечает «путешественницу» сквозь пространство и время. Он находит её, понимая суть происходящего. Неожиданно для девушки, герой обращается к ней со словами: «Мандалай, теперь я знаю, кем ты пыталась стать» («Mandalay, now i know what you try to be»). Злые чары разрушены.
В конечном счете, источником вдохновения автора стала смесь экзотических образов, ассоциирующихся с названием альбома «Secret Messages», и мрачного, атмосферного звучания аранжировки песни «Mandalay», которую музыканты ELO так тщательно создавали.
Из-за многочисленных эффектов и инструментальных наложений Electric Light Orchestra работают над записью песни «Mandalay» в студии «Wisseloord Studios» весьма продолжительное время. С октября по декабрь 1982 года музыканты записывают вокальную и инструментальную дорожки композиции. Джефф Линн использует целый модельный гитарный ряд, среди которых «Gibson Les Paul Goldtop P90», «Gibson Hummingbird», «Gibson L5-S», «Ovation 1615 Pacemaker 12 String», а для получения необычного (космического) звучания – специальную марку «Gibson ES-335». Ричард Тэнди исполнил партии на рояле, фортепиано и синтезаторах. Бив Бивэн – ударных инструментах и перкуссии. Келли Гроукат – бас-гитаре.
В январе и феврале 1983 года Джефф Линн и Ричард Тэнди при участии инженера Билла Боттрелла формируют окончательную аранжировку песенной поэмы, которая обрела плотный саунд синтезаторов и медленных тяжёлых гитар. Завершают последние штрихи активное применение электронной драм-машины марки «Oberheim DMX», благодаря которой создается мрачный бит ударных, завершая оформление ритмических рисунков мелодии.
После окончательного сведения (микширования) всех записей Биллом Боттреллом в единое произведение «Mandalay», Джефф Линн отбирает наиболее изобретательные, экспериментальные, структурно сложные композиции рекорд-сессии 1982 – 1983 годов для четвертой стороны «двойного» альбома «Secret Messages».
Фактически вся сторона «D» готовится техническими специалистами в марте 1983 года как одна продолжительная композиция около 19 минут, с плавными и ровными переходами из одной звуковой дорожки в другую.
По указанной причине все треки четвёртой стороны «Secret Messages», имеющие маркировку звукозаписывающих лейблов: «некоммерческое звучание», были исключены из «одинарного» винилового релиза. Жаль.
Песенная поэма «Mandalay» впервые была издана на альбоме «Afterglow» в 1990 году. Трек был отредактирован. Официально в состав альбома «Secret Messages» композиция вернулась лишь в августе 2018 года, когда вышло переиздание, приуроченное к тридцатипятилетнему юбилею оригинальной пластинки. В целом, версия мрачного номера «Mandalay» «двойного» альбома соответствует релизу 1990 года, но содержит изменённую стереопанораму и финальную редакцию. Мелодия не затухает в конце дорожки, а удерживает нотное звучание в течение нескольких секунд и резко переходит в следующую песню «Time After Time».
Кроме того, ремастеринг 2018 года инженера Марка Уайлдера представляет собой обновленную версию оригинального трека «Mandalay», обладающую улучшенным качеством звука, расширенным частотным спектром и динамическим диапазоном, а также эквализированным («Equalization», EQ) вокалом и пространственным восприятием. Данное обновление лишь пошло на пользу космическому повествованию песенной поэмы.
Погружаемся в суть «тайных посланий» «Mandalay» (Remastered 2018):
Истории появления и работы музыкантов ELO по записи в студии «Wisseloord Studios» композиций «Time After Time» и «After All» подробно описаны в самостоятельной статье «ЭКИРА»: «Короли Рок-н-Ролла». История и обзор сингла «Rock 'n' Roll Is King» 1983 года группы Electric Light Orchestra.
В данном обзоре на «двойной» альбом «Secret Messages» рассмотрим лишь особенности оригинальных миксов 1983 года и нового мастеринга треков «Time After Time» и «After All» 2018 года, подготовленных американским инженером Марком Уайлдером (Mark Wilder) на оборудовании студии «Battery Studios, New York».
Альбомная версия композиции «Time After Time», которая издана на двух пластинках «Secret Messages» 2018 года, практически идентична обычной сингловой редакции трека, но в ней отсутствует тихое вступление с фразой «слушайте музыку» («listen to the music»). Вместо этого вступление помещено в финальной части микса песни «Four Little Diamonds» «двойного» альбома.
Обновлённый саунд «Time After Time» 2018 года делает звучание композиции громче за счёт коррекции партий ряда инструментов, прежде всего атмосферы, созданной Ричардом Тэнди и Луисом Кларком на синтезаторах. Из-за звукового баланса, устранения лишних шумов и искажений тихие места и паузы стали более «стерильными». Благодаря этому общее восприятие песни при прослушивании стало намного комфортнее и приятнее.
Время от времени слушаем «Time After Time» (Remastered 2018):
Оригинальный альбомный микс «After All» (Short Album Mix), подготовленный Джеффом Линном и инженером Биллом Боттреллом в феврале 1983 года, имеет продолжительность сорок одну секунду. По итогам редакции и сокращения полного варианта, который издан на стороне «B» сингла «Rock 'n' Roll Is King», практически полностью удалена гитарная партия.
Инструментальный трек «After All» (Short Album Mix) не был включён в песенный набор диска. Фактически такая редакция произведения оставалась официально неизданной до августа 2018 года, пока Джефф Линн не выпустил юбилейный релиз «Secret Messages» к тридцатипятилетнему юбилею оригинального выпуска.
Сложно определить по столь незначительному фрагменту номера «After All» особенности обновленного мастеринга, но заметным улучшением по сравнению с более длительным по времени воспроизведения сингловым вариантом «After All» (Long Single Mix) является общая панорама саунда и камерная атмосфера.
Связующий элемент «After All» выполняет свою функцию, делая органичным и естественным переход от песни «Time After Time» к мощному финалу «Hello My Old Friend».
После всего слушаем «After All» (Short Album Mix) (Remastered 2018):
Magnum opus «Hello My Old Friend», наиболее серьезный и сложно-структурированный трек всего альбома «Secret Messages», оформился у Джеффа Линна в полноценное произведение лишь накануне полноценных рекорд-сессий сентября 1982 года. До этого у музыканта были разрозненные фрагменты нескольких незавершенных песен, которые он не знал, для какого проекта использовать.
Вдохновением для создания произведения «Hello My Old Friend» послужила ностальгия по родному городу Бирмингему, Великобритания, и дань уважения его собственным музыкальным корням, а также истории группы Electric Light Orchestra, что заметно по музыкальным отсылкам и элементам, органично встроенным в структуру песни.
Джефф Линн использовал последовательность аккордов из первого хит-сингла группы «10538 Overture» (дата выпуска – 23 июня 1972 года, номер по каталогу Harvest – HAR 5053) из дебютной пластинки «The Electric Light Orchestra» (дата выпуска – 03 декабря 1971 года, номер по каталогу Harvest – SHVL 797, Harvest – 1E 064 ◦ 92970) и аранжировку струнной секции из песни «The Diary of Horace Wimp» (дата выпуска сингла – 13 июля 1979 года, номер по каталогу Jet Records – JET 150), вошедшей в пластинку «Discovery» (дата выпуска – 1 июня 1979 года, номер по каталогу Jet Records – JETLX 500) в качестве художественных ностальгических штрихов.
По информации литературного сайта «Genius», песня «Hello My Old Friend» группы Electric Light Orchestra посвящена родному городу группы — Бирмингему, Англия. В тексте рассказывается о том, как главный герой бродит по своему старому дому, размышляя о разрушительных событиях прошлого и строит планы на будущее.
Основной смысл лирики «Hello My Old Friend» — ностальгическое отражение мест прошлого, которое имеет личную значимость для рассказчика. В тексте изображён промышленный город, находящийся в упадке: охладительные башни, заводские ворота, грязные улицы.
Как и большинство песен альбома «Secret Messages», композиционная мини-сюита «Hello My Old Friend» наполнена множеством загадок, скрытых смыслов, абстрактных образов и «тайных посланий». Например, упоминание высотных зданий, заводов, производственных машин, которые когда-то благополучно работали, но сейчас пришли в упадок, - символизируют тематику изменений.
Несмотря на окружающую разруху, рассказчик находит красоту в остатках прошлого. Повторяющийся рефрен: «Здравствуй, мой старый друг» («Hello my old friend») и его переход к «Прощай, мой старый приятель» («By bye my old friend») отражают центральную тему песни — расставание с знакомым прошлым и признание неизбежности изменений. Меланхоличный, но ласковый тон песни отражает глубокую связь с местом, которое сформировало личность главного героя, даже несмотря на его последующее исчезновение.
Именно образы текста «Hello My Old Friend» послужили вдохновением для финальной обложки альбома «Secret Messages». Ирония в том, что в окончательный вариант пластинки она не вошла. Не зная о самой песне, крайне сложно разгадать все «послания», представленные на конверте.
Джефф Линн в одиночку начинает работу над композицией ещё в сентябре 1982 года. Часть материала готовится в домашних условиях, часть - в студии «Wisseloord Studios».
В октябре – ноябре 1982 года Ричард Тэнди добавляет партий фортепиано и синтезаторов. Несмотря на записанные бас и барабаны, вклад ритм-секции Electric Light Orchestra в песню был минимальный, так как автор частично заменил их игру битом драм-машины марки «Oberheim DMX», а также сам записал бас-гитару в январе 1983 года.
В очередной раз при создании собственного произведения маэстро вдохновляется творчеством The Beatles. В феврале 1983 года Джефф Линн просит дирижёра Луиса Кларка подготовить совместно с голландским «Филармоническим оркестром Нидерландского радио» оркестровую часть трека «Hello My Old Friend» в духе песни «A Day in the Life» из альбома «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», используя аналогичное крещендо. Длинная финальная кода представляет собой синтезированную версию «I Am The Walrus» группы The Beatles с пластинки «Magical Mystery Tour» (дата выхода в США – 27 декабря 1967 года, номер по каталогу Capitol Records – SMAL-2835).
Луис Кларк решил заметно расширить идею лидера ELO. С позволения Джеффа Линна он пригласил в студию «Dutch VARA Radio Studio» учеников школьного учебного заведения, расположенного по соседству. Детский хор записал небольшие фрагменты французской народной песни «Братец Яков» («Frère Jacques»), которые были помещены инженером Биллом Боттреллом в финальный микс песни.
«Тайные послания» представлены в различных частях песни. Например, после первого вокального перехода Джефф Линн несколько раз восклицает: «корреспонденция и почта» («spatch and mail»), намекая на работу почтовой службы Бирмингема.
В центральном музыкальном мосте композиции «Hello My Old Friend», перед короткой паузой, вмонтировано реверсное сообщение: «перевернутые слова могут звучать забавно» («backwards messages can be fun»).
В инструментальном фрагменте трека заметны множественные голоса музыкантов ELO и детского хора, исполняющего «Frère Jacques», которые преобразуются в пение птиц.
Финал произведения содержит многослойные эффекты «звуковых петель» («лупов», «loop»), замкнутых в кольцо для циклического воспроизведения. Размещены звуки заводов и работающих машин, делая отсылку к «Motor Factory». В альбомной редакции трека после затухания мелодии слышна фраза «спасибо за прослушивание» («thank you for listening intro»), а также сорокасекундная реприза заглавной композиции альбома «Secret Messages» (в «одинарной» версии пластинки данный фрагмент в сокращенном виде помещен после трека «Rock 'n' Roll Is King»).
Таким образом, «Hello My Old Friend» станет эталоном фирменного звучания Electric Light Orchestra, которое характеризуется сочетанием классической музыки и рока, а также использованием массивных оркестровых аранжировок и струнных инструментов. Именно благодаря такому саунду, Джеффу Линну удалось сформировать уникальный стиль, который будет органичным и уместным на поздних записях The Beatles, таких как сингл «Free As a Bird» (дата выпуска – 4 декабря 1995 года, номер по каталогу Apple Records – R 6422, Apple Records – 7243 8 82587 7 7).
В музыкальном плане произведение работает блестяще. Замысловатые звуковые эффекты, аудиореверсирование музыкальных партий, многослойные клавишные инструменты, великолепная оркестровая часть – весь механизм ELO функционирует как мощный двигатель, создавая один из самых лучших номеров классического периода музыкального коллектива.
Согласно оригинальному замыслу и концепции предполагалось, что «Hello My Old Friend» будет последней песней на оригинальной версии «двойного» альбома «Secret Messages», которая станет завершающим аккордом в карьере Electric Light Orchestraна тот момент и прощальным поклоном творческого пути группы.
Отредактированный вариант мини-сюиты «Hello My Old Friend» дебютирует на компиляции «Afterglow» 1990 года. Несмотря на плохой мастеринг и сокращенную финальную часть, произведение производит впечатление в среде меломанов и поклонников творчества Electric Light Orchestra. Песня становится самым обсуждаемым треком альбома «Afterglow». Большинство слушателей негодуют из-за непродуманной политики лейблов «Jet Records» и «CBS Records» начала 1980-х годов. Начинается кампания по выпуску оригинального «двойного» альбома «Secret Messages» со всеми исключенными композициями в первозданных миксах, которая продлится до августа 2018 года.
Ремастированный вариант «Hello My Old Friend» 2018 года, подготовленный инженером Марком Уайлдером, подразумевал возвращение именно к оригинальному миксу 1983 года. Звучание трека великолепное. Впервые произведение обрело необходимое качество звучания с широкой панорамой и диапазоном. Вокальные партии музыкантов ELO и детского хора стали более заметны, чем на релизе начала 1990-х годов. Инструментальный баланс выверен идеально. Массивные наложения струнных инструментов и электронных эффектов обрели настолько плотный и ровный саунд, что способен наэлектризовать атмосферу помещения при воспроизведении.
Вместе с тем, в релизе 2018 года песни «Hello My Old Friend» допущена ошибка затухания звука в финале трека, когда вступает реприза «Secret Messages». Из-за объединения двух фрагментов возникает неправильный переход. По всей видимости, специалисты студии «Battery Studios, New York» пытались сделать перекрестное совмещение двух фрагментов («кросс-сведение»), но и раннего затухания основной части допущена ошибка вступления репризы. Присутствует уверенность, что последующие переиздания «двойного» альбома «Secret Messages» устранят указанные шероховатости мастеринга.
Прощаемся с альбомом «Secret Messages», музыкантами Electric Light Orchestra и целой эпохой индустрии под мелодию «Hello My Old Friend» (Remastered 2018):
Итоговое заключение.
Бесспорно, оригинальный «одинарный» выпуск альбома «Secret Messages» в июне 1983 года завершил целую фазу и важный «классический» период творческой деятельности рок-коллектива Electric Light Orchestra. Из-за недальновидности, экономии и простой жадности высшего менеджмента лейбла «Jet Records» и его дистрибьютора «CBS Records» пришлось сократить полную версию «Secret Messages», которая была подготовлена техническим сотрудником Брайаном Гарднером (Brian Gardner) на оборудовании студии «Allen Zentz Mastering» в марте 1983 года для набора из двух полноценных пластинок. Ошибочная политика и глупость решения обернулась ударом по самим музыкантам коллектива, чей накал отношений сказался на студийной работе. Участники группы постоянно ссорились из-за финансовых вопросов.
Диск стал последней работой бас-гитариста Келли Гроуката и дирижёра Луиса Кларка, который использовал настоящую струнную секцию, с группой ELO. Масштабный концертный тур в поддержку альбома не состоялся, так как Джефф Линн был внутренне вымотан и творчески измождён. Музыкант устал от постоянных гастролей, предпочитая находиться рядом со своей семьей. Конечно, в целях продвижения альбома и синглов музыкант дал несколько радиоинтервью в США и Великобритании, а группа ELO снялась в видеоклипах песен «Rock 'n' Roll Is King» и «Secret Messages», но на этом все мероприятия закончились. Лидер коллектива предпочитает сконцентрироваться на студийной работе уже в качестве продюсера. Периодически к нему присоединяется клавишник Ричард Тэнди, единственный сохранивший дружеские и рабочие отношения с основным автором Electric Light Orchestra.
Находясь в расстроенных чувствах после поражений в рамках судебного процесса по восстановлению авторских прав и вклада в творческое наследие коллектива, Келли Гроукат окончательно разрывает отношения с Джеффом Линном. При участии других музыкантов ELO, как и в случае с дебютной сольной пластинкой «Kelly» (выпущен в марте 1982 года, номер по каталогу RCA – RCA LP 3063, RCA – PL 31610), он записывает в период 1983 – 1984 года новый студийный материал для второго сольного альбома под названием «Lights Out», намекающий на распад основного коллектива. Окончательно проиграв персональные иски лидеру ELO, бас-гитаристу запрещен выпуск собственной пластинки, так как она может содержать упоминания его принадлежности к музыкальному ансамблю. Воспользовавшись правом наложения ограничений, Джефф Линн через судебные органы запрещает Келли Гроукату использовать бренд «ELO» в личных целях, включая даже упоминания в интервью и рекламе.
Опасаясь активных действий со стороны лидера ELO, барабанщик Бив Бивэн принимает более взвешенное и обдуманное решение. Он не пытается судиться с Джеффом Линном, а просто временно приостанавливает с ним общение. Понимая, что гастрольная деятельность Electric Light Orchestra невозможна, музыкант соглашается с предложением Тони Айомми (Tony Iommi), Гизера Батлера (Geezer Butler) и Иэна Гиллана (Ian Gillan) принять участие в составе группы Black Sabbath вместо оригинального участника Билла Уорда (Bill Ward), который не смог отправиться в турне из-за личных проблем с алкоголем.
Бив Бивэн стал полноправным членом команды Black Sabbath, отработав все концертные шоу в рамках «The Born Again Tour» в период с августа 1983 по март 1984 годов.
Спустя тридцать пять лет справедливость восторжествовала: летом 2018 года слушатели получили долгожданный «двойной» альбом «Secret Messages» Electric Light Orchestra в оригинальных миксах марта 1983 года, соответствующий оригинальной концепции и идеям музыкантов. Данный релиз не смог оправдать ожидания меломанов в целом. Да, ремастированный вариант 2018 года подарил мощную сверхчастотную звукорежиссуру, яркий и звенящий звук безупречных мелодий. С другой стороны, отсутствовало оригинальное оформление «двойного» альбома художником Марко Ларсоном в виде «рукопожатного дизайна» («handshake design»), которое большинство поклонников творчества группы ELO считают более интересным и совершенным.
Прекрасный и сильный студийный материал, который был разбросан по разным релизам, наконец-то был объединен вновь под одной обложкой, к сожалению, кроме композиции «Beatles Forever», позволяя по достоинству оценить первоначальный масштабный замысел Джеффа Линна и музыкантов ELO. В конечном итоге не важно, какой вариант выбрать для постоянного и регулярного прослушивания. Каждый из них звучит великолепно, наполнен собственной концепцией и магией саунда, способен легко найти слушателя, проникнув в сердца общиной аудитории. Все благодаря музыке Electric Light Orchestra, которая стала эталоном сплава энергии и выразительности рок-музыки с богатством и сложностью классических оркестровых аранжировок.
Варианты изданий.
По сведениям крупнейшей базы данных музыкальных исполнителей и физических релизов Discogs, насчитывается 6 разновидностей выпуска полной «двойной» версии альбома «Secret Messages» группы Electric Light Orchestra. Все релизы состоялись в период с 2018 по 2025 год. Рассмотрим наиболее популярные форматы: виниловые пластинки, компакт-диски и цифровой контент.
1. Electric Light Orchestra: «Secret Messages» (The Legendary Double Album). European 2 x Gatefold Black Vinyl LP Remastered Reissue Stereo Album. Epic / Legacy / Sony Music – 19075837691.
Виниловый выпуск «двойного» альбома «Secret Messages» Electric Light Orchestra августа 2018 года изначально предполагался в качестве основного формата переиздания, так как максимально точно воспроизводил оригинальный замысел музыкантов и концепцию 1983 года. После активной востребованности меломанов был изготовлен дополнительный тираж пластинок, осуществлена продажа цифрового контента, а спустя несколько лет – стал возможен релиз в формате компакт-диска.
С оригинальными мастер-летами марта 1983 года «двойного» варианта альбома «Secret Messages» работал технический сотрудник и звуковой инженер Марк Уайлдер (Mark Wilder). Новый мастеринг записей был осуществлён на оборудовании студии «Battery Studios, New York».
Изготовление матрицы (лакер-диска) для тиража виниловых пластинок было поручено американскому технику Марку Сантанджело (Mark Santangelo). Нарезка лакера осуществлялась на оборудовании компании «Masterdisk», ведущей американской фирмы мастеринга архивных записей и старых плёнок.
Тираж дисков изготавливался в двух странах. Для рынка США и Канады штамповка производилась «Memphis Record Pressing», расположенной в городе Мемфис, штат Теннесси, США. Структурно данное предприятие входило в европейский холдинг «GZ Media». Именно на их заводах, производство которых развернуто в Чехии и Франции, осуществлено издание «Secret Messages» для стран Европейского континента.
Звук. Набор из нескольких пластинок «Secret Messages» обладает мягким и приятным саундом с несколько завышенной громкостью. Новый мастеринг увеличил динамический диапазон («dynamic range») оригинальных записей, устранив лишние шумы в тихих местах и сделав громкие моменты мощнее и энергичнее. Такой подход обеспечил песням большую выразительность и эмоциональность.
Виниловый вариант сохраняет характерное «тёплое» аналоговое звучание, привлекающее коллекционеров и любителей классического звуковоспроизведения. Поверхности пластинок ровные. Производственная стружка и заводская пыль отсутствуют. Масса отличная. Диски без дефектов.
К сожалению, к минусам издания можно отнести несколько размытую полиграфию на тонком картоне, который легко помять. Сам буклет представлен набором песен для «одинарной» версии альбома «Secret Messages». Отсутствуют реквизиты и тексты дополнительных треков. Весьма странный и экономный подход для дебюта, спустя тридцать пять лет после записи, «двойного» альбома «Secret Messages».
Юбилейный релиз придется по сердцу меломанам старой формации, которые ожидали физический выпуск полной версии «Secret Messages» не один десяток лет. С некоторыми нюансами, но данное издание частично закрывает пробелы в обширной дискографии Electric Light Orchestra и других проектов музыкантов коллектива.
2. Electric Light Orchestra: «Secret Messages». Japanese Blu-spec CD2 Paper Sleeve Limited Edition Remastered Reissue Stereo Album. Epic – SICP 31313.
Как описано выше, изначально «двойной» альбом «Secret Messages» группы Electric Light Orchestra был представлен исключительно в двух форматах: набор виниловых пластинок и цифровой загрузочный контент.
27 ноября 2019 года юбилейное переиздание впервые было выпущено японской компанией «Sony Music Labels Inc.» в современном формате Blu-spec CD2 нового поколения компакт-дисков, при производстве которых используется технология фазового мастеринга, разработанная для дисков Blu-Ray. За основу для релиза взят мастеринг студии «Battery Studios, New York».
При ремастеринге и выпуске на Blu-spec CD2 использовалось минимальное цифровое сжатие. В итоге при воспроизведении цифровая компрессия не заметна. Современные технологии обработки аудиосигнала позволили устранить шумы и артефакты, присутствующие в исходных мастер-записях. Благодаря этому вокал и инструменты стали звучать чище и яснее.
Специалисты по звуку ремастеринга 2018 года привели точную настройку баланса частот, улучшив восприятие низких, подачу средних и минимизировав искажения высоких частот. Теперь басовые линии ощущаются глубже, гитары звучат ярче, а звучание высоких нот стало более прозрачным.
С учётом некоторых характерных особенностей винилового релиза (смотри позицию № 1 обзора), звучание Blu-spec CD2 получилось интереснее и много детальнее. Звук просто фантастический!
Оформление стилизовано под виниловую пластинку оригинального «одинарного» альбома «Secret Messages» («paper sleeve edition»), таким образом содержит проблему, аналогичную виниловому тиражу. Работа по изменению дизайна буклета и внутреннего конверта не велась. Ошибку исправляет дополнительная книжка на японском языке, где приводится полный трек-лист релиза.
Данное уникальное и уже редкое издание «двойного» альбома «Secret Messages» ELO, который уместился на одном Blu-spec CD2, станет прекрасным украшением коллекции любого меломана. Приобретая такой релиз, слушатели получают не только наиболее полный комплект песен периода 1982-1983 годов Electric Light Orchestra, но и великолепный, и роскошный звук, который способен стать эталонным образцом перфекционистского подхода Джеффа Линна к саунду группы.
3. Electric Light Orchestra: «Secret Messages». Russian Unofficial 18 tracks CD Release Remastered Reissue Stereo Album. Epic – ZK 38489 / Jet Records – ZK 38489.
Российский неофициальный релиз «двойного» альбома «Secret Messages» июня 2025 года на компакт-диске (CD). К удивлению, такой выпуск материала во многих аспектах превзошёл официальные издания (см. позиции № 1 и 2). Беря за основу цифровой мастеринг компании «Battery Studios, New York» для цифрового контейнера аудио высокого разрешения («Hi-Res», см. позицию № 4), российские умельцы добавляют в качестве дополнительного аудио-трека композицию «Beatles Forever», отсутствующую в легальных выпусках диска.
По всей видимости, у производителей отсутствовал доступ к ацетатным дискам, подготовленным техническим специалистом Брайаном Гарднером (Brian Gardner) в марте 1983 года, из-за чего они позаимствовали цифровой файл с низким битрейтом с просторов сети Интернет. Как следствие, на фоне финальной части композиции «Hello My Old Friend» заметно резкое звуковое падение качества на дополнительном (восемнадцатом) треке «Beatles Forever».
К плюсам можно отнести переработанную структуру многостраничного буклета, который содержит тексты всех песен «двойного» альбома «Secret Messages», включая лирику «Beatles Forever». Замечательный подход!
Итак, данный весьма бюджетный вариант может послужить хорошим поводом для начинающих меломанов, желающих получить полную версию сессии «Secret Messages» целиком. Однако, эталоном звучания указанный релиз являться не может. Предпочтения на стороне японского издания в формате Blu-spec CD2.
4. Electric Light Orchestra: «Secret Messages». Worldwide 17 x Remastered FLAC 24bit / 192kHz Stereo Files. Compilation © & ℗ 2018 Epic Records, a division of Sony Music Entertainment.
Цифровой контент выпуска «Secret Messages: 35th Anniversary Edition» содержит 17 файлов «FLAC» аудио высокого разрешения («Hi-Res»), которые обеспечивают более высокое качество звука, чем стандартный релиз на компакт-дисках. Частота дискретизации 192 кГц / 24 бит специального мастеринга песен «двойного» альбома сотрудниками компаний «Battery Studios, New York» и «Masterdisk» даёт отличное воспроизведение высоких частот и тонких фоновых звуков, которые позволят заметить уникальные нюансы саунда Electric Light Orchestra и разобрать «тайные послания», незаметные на физических релизах, но ставшие явными, особенно в композициях «Secret Messages», «Rock 'n' Roll Is King» и «Hello My Old Friend».
Большая битовая глубина файлов «Secret Messages: 35th Anniversary Edition» обеспечивает точное представление амплитуды сигнала. На выходе слушатели получают более чистый тон и максимально глубокое звучание во всех диапазонах громкости, в отличие от форматов CD, которые часто искажают звук на высоких уровнях громкости. Такой вариант самый доступный и наиболее качественный по уровню звучания записей Electric Light Orchestra начала 1980-х годов.
В российском сегменте сети Интернет вариации альбома «Secret Messages» группы Electric Light Orchestra легально не представлены.
«Период с 1971 по 1986 год был фантастическим, и я считаю себя очень счастливым, что был частью этого», - Ричард Тэнди.
Общий итог: 86 баллов из 100 возможных.
Ещё больше интересной и полезной информации о переиздании «двойного» альбома «Secret Messages» 2018 года и музыкантах рок-группы Electric Light Orchestra:
Уважаемые читатели блога и ценители хорошей музыки, не пропустите другие публикации о проектах легендарного Джеффа Линна на канале «ЭКИРА»:
1. «Обращайтесь с осторожностью!». Обзор сингла «Handle With Care» 1988 года супергруппы The Traveling Wilburys.
2. «На пути к свету». Обзор альбома-компиляции «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года супергруппы The Traveling Wilburys. Часть первая.
3. «На пути к свету». Обзор альбома-компиляции «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года супергруппы The Traveling Wilburys. Часть третья.
4. «Разбирая архивы Пола МакКартни - XIV». Переиздание 2020 года альбома «Flaming Pie» в серии «Paul McCartney Archive Collection».
5. «Из небытия в вечность». Обзор альбома «From Out of Nowhere» 2019 года проекта Jeff Lynne's ELO.
6. «Короли Рок-н-Ролла». История и обзор сингла «Rock 'n' Roll Is King» 1983 года группы Electric Light Orchestra.
7. «Тайные послания». Переиздание «двойного» альбома «Secret Messages» 2018 года группы Electric Light Orchestra к тридцатипятилетнему юбилею. Часть первая.