Нервная система организма формируется через накопление сенсорных данных и сопоставление их с опасностью и выгодой. Знания животного растут через возможности его чувств. И "понимают" сенсоры только то с чем уже сталкивались.
Так функционируют любые существа, от самых примитивных до человека. Мы знаем то, чему нас научила жизнь и окружающие люди. Такая система познания ограничена базой данных и не способна за счет багажа имеющихся следственных связей генерировать новый опыт, расширять понимание окружающего мира.
Разум животных заключается в необходимости решать практические задачи, ограниченные их биологической нишей. Животные не фантазируют, желая сформировать новое понимание реальности, пытаясь изменить проекцию взгляда на свои цели.
Поэтому голубь «разумен» по-своему, а кошка – по-своему. Голубь в совершенстве решает задачи по поиску пищи, видит корм издалека и феноменально умеет летать – управляя телом и крыльями. Он «деловой» и живёт «в реальном мире», ему некогда тратить время на фантазии.
Любые задачи вне круга его функций лежат за гранью его реальности. Голубь «не понимает» то, что ему не нужно. Всё, что ему не нужно, – это либо препятствия, либо место для посадки.
Мышление кошки также ограничено тем, что она понимает и умеет делать. Всё остальное для неё не существует. Всё новое она интегрирует в свой «кошачий миропорядок». Она не может осознать что-то неожиданное. Не может вскочить с дивана и с криком «Эврика!» пойти и заменить себе наполнитель в туалете.
Мы, конечно, не считаем такое поведение разумным. Но так ли это?
Существует такое обобщающее определение: разум – это способность психики получать и применять знания, а также способность мыслить всеобще, анализировать, абстрагировать и обобщать.
Применим ли этот подход к человеку? Зажат ли человек границами своего «миропорядка»? Как человек может вырваться за пределы того, что ему известно? Покинуть «матрицу», как Нео?
Для обычного человека мир также ограничен, как и для его кошки, с той лишь разницей, что человек имеет более широкий набор умений. Но это количественная разница, а не качественная.
Мы часто обращаем внимание на то, что некоторые люди не видят ничего, кроме границ своего мировоззрения. У каждого человека есть такая «клетка», за пределы которой он попасть не может. Новое объясняется в рамках старого. Мир делится на "корм и препятствия". Получился тот же голубь, лишь вариантов использования дивана и телевизора больше.
Вы можете сообщить человеку новое, а он скажет: «Да, это всё понятно». Потому что любое новое для него – это старое. Потому что старой является его «матрица», его конвертация информации в понимание.
Если человек обладает здоровым чувством выстраивания причинно-следственных связей, а не набором стереотипов и цитат, то любые его фантазии могут сгенерировать новое неожиданное понимание реальности. Именно так магическое мышление создало сложный человеческий мозг.
Когда вы развиваете в воображении свои идеи, то получаете возможность увидеть их подтверждение в реальном мире. Сделать это наоборот – невозможно. Да, очень часто вы ошибётесь и ничего не найдёте. В некоторых случаях вы обнаружите ложные корреляции. Но очень редко – вы окажетесь правы.
Вы узнаете о мире то, чего никогда не узнает голубь. Голубь изучает мир - через непосредственное выживание. А человек с воображением - через моделирование выживания.
Возможно, сны – это эксплуатация мозгом переработки опыта через нейрогенез – функцию, предшествующую человеческому воображению. Они доказывают, что вымысел и развитие связаны. Мозг об этом знает, потому что так появился.
Когда животное спит, его мозг меняет память таким образом, чтоб оно случайно могло найти новые решения.
Но воображение — это уже качественное отличие человека. В терминах компьютерных программ — это расширение аппаратных средств и обновление программ.
Читатели замечают, как меняется художественное произведение, если вернуться к нему спустя период времени. В нём возникают новые слои. Это происходит потому, что понимание мира физически изменилось.
Это и есть разум. Он изменчив, в сторону накопления «понимания». Старое становится новым.
Например, воображаемые миры у дикарей (их мифология) очень затейливые и замысловатые. Их знания не создают физическую картину мира, но создают физический объем мозга, – которым мы теперь пользуемся и поражаемся его потенциалу и гибкости. Дикари не пользуются поисковиками – им приходится всё запоминать и самим искать релевантность. Их воображение меняет "матрицу-клетку" со скоростью в несколько поколений, ведь у них нет письменности и книг. Знания они воображают исходя из меняющейся окружающей действительности.
Дикари и их мифология – это не просто фантазии бездельников. Они предельно внимательно и осторожно относятся к магическим знаниям. Их мифологический мир так же реален, как мир Нео, прыгающего с небоскрёба и вытирающего кровь в реальности от удара в вымышленном пространстве. Нарушения запретов и мистических табу дикарей могут приводить к их физической смерти. Их фантазии смертельно важны. Магическое мышление напоминает гонку разума за недостижимой морковкой.
Хотя у цивилизованного человека появились средства «внешнего воображения», за людей фантазирует литература, кино и телевидение. Теперь ещё поможет не думать – ИИ.
Почему бывает легко обмануть даже много читающего человека? Потому что он не умеет анализировать получаемую информацию, а складывает её в «книжный шкаф» в своей голове в неизменном виде. Его мозг получает в пищу готовые продукты воображения автора произведения.
Человека необходимо обучать подвергать анализу любую важную информацию – анализировать и моделировать воображаемые миры, а не сомневаться, – потому что это другая сторона глупости: воспринимать информацию, не соответствующую стереотипу, как заведомо ложную.
Без воображения – человек животное. Его также легко дрессировать и манипулировать поведением, потому что его поведение механистично. Мега калькулятор – это не разум. Люди со здоровым воображением создали цивилизацию. Только обладая воображением можно подсмотреть что-то. Уверенно можно назвать разумного человека – Homo Imaginatio. Его ум не ограничен необходимостью.
Иван Смоловский