Найти в Дзене

ПОБЕДИТЕЛИ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРИЗА

ПОБЕДИТЕЛИ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРИЗА Автор Юлия Кузнецова , специально для ассоциации «Росплемконзавод» На картине художника Н.С. Самокиша (1860-1944) мы видим светло-серого, почти белого рысака, запряженного в легкую беговую качалку, на которой сидит наездник, одетый в желто-сиреневый камзол, желтый картуз, щегольские лаковые сапоги. Наездник туго натянул вожжи, сдерживая бегущего широким махом жеребца. Прижатые уши, косящий на наездника огромный глаз выдают пылкое желание рысака к еще более резвому, безудержному ходу и, кажется, дай ему волю – он разнесет в пух и прах качалку вместе с седоком. Но наездник спокоен и сосредоточен, он буквально в руках несет сжатого в пружину рысака, делая именно такое натяжение вожжей, которое позволяет жеребцу идти точным, как часы, пейсом, не давая сорваться в галоп. Мы видим езду настоящего мастера и удивляемся способности художника передать красками на холсте бушующую энергию лошади и холодную волю человека. Мы видим также некоторые детали, указыв

ПОБЕДИТЕЛИ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРИЗА

Автор Юлия Кузнецова , специально для ассоциации «Росплемконзавод»

На картине художника Н.С. Самокиша (1860-1944) мы видим светло-серого, почти белого рысака, запряженного в легкую беговую качалку, на которой сидит наездник, одетый в желто-сиреневый камзол, желтый картуз, щегольские лаковые сапоги. Наездник туго натянул вожжи, сдерживая бегущего широким махом жеребца. Прижатые уши, косящий на наездника огромный глаз выдают пылкое желание рысака к еще более резвому, безудержному ходу и, кажется, дай ему волю – он разнесет в пух и прах качалку вместе с седоком. Но наездник спокоен и сосредоточен, он буквально в руках несет сжатого в пружину рысака, делая именно такое натяжение вожжей, которое позволяет жеребцу идти точным, как часы, пейсом, не давая сорваться в галоп. Мы видим езду настоящего мастера и удивляемся способности художника передать красками на холсте бушующую энергию лошади и холодную волю человека.

Мы видим также некоторые детали, указывающие на небезупречные качества рысака, корректируемые специальными приспособлениями. Муфта на переносице говорит о близорукости лошади, она надевается для того, чтобы лошадь не видела, что у нее под ногами; намышники свидетельствуют о возможности травмирования локтевого сустава подковой при сильном сгибании передней ноги на резвой рыси, что бывает в случае короткого предплечья и длинной пясти. Не секрет, искусство наездника заключается не в самом выигрыше приза, а в тонкой, вдумчивой подготовке рысака к этому выигрышу с учетом индивидуальных особенностей его характера и экстерьера. И, судя по картине, наездник учитывает эти особенности.

Ну и наконец, узнаем, кто же эти двое, ставшие одним целым?

Сначала о рысаке. Это Кронпринц, рожденный в Прилепском заводе Якова Ивановича Бутовича в 1907 году от Недотрога и Каши, победитель Императорского приза в Москве в 1912 году, правнук также победителя Императорского приза Крутого-2. А этот Крутой-2 отличался огромной силой, высоким картинным ходом и довольно строптивым характером. Эти свойства, как видим, дошли и до Кронпринца, на что и рассчитывал коннозаводчик, составляя план селекции. И действительно, Кронпринц удался: в трехлетнем возрасте на выставке в Одессе он был награжден Большой золотой медалью, в последствие стал основным производителем в Прилепах, от него родился в 1923 году родоначальник генеалогической линии Ловчий, давший Всесоюзного рекордиста, феноменального Улова!

Невозможно удержаться, чтобы не рассказать словами Я.И. Бутовича о триумфе Кронпринца – его победе в самом трудном и престижном для рысаков Императорском призе. «Незадолго до заезда прошел ливень и дорожка стала грязной и очень тяжелой: по такой дорожке могла выиграть только лошадь исключительной силы, ибо одной резвости было уже недостаточно, а нужна была тягучесть и сила, сила прежде всего… Многие считали, что Кронпринц не может выиграть у двух резвейших конкурентов: мельниковского Барса и малютинского Птенца, внука великого Летучего по отцу и знаменитого Удалого со стороны матери.

Участники приза выехали на последнюю проминку перед бегом. Первым показался Птенец: его встретили аплодисментами. Это был небольшой серый жеребец, очень породный и сухой. Им управлял знаменитый наездник Ситников. Птенец помчался мимо трибун на высоком четком ходу; шерсть его блестела, глаз горел, а наездник его самоуверенно раскланивался с публикой. Вот он, будущий победитель Императорского приза, - с грустью подумал я. Когда вдали показался оранжевый с сиреневыми полосами камзол Синегубкина, сердце мое почти перестало биться, и я весь обратился во внимание. Синегубкин имел обыкновение ездить в качалке на длинных вожжах, взяв руки на себя и несколько откинув корпус назад. На этот раз лошадь его была запряжена в американку: он сидел прямо и как-то особенно сосредоточенно смотрел между ушей лошади далеко вперед. Я уже имел случай упомянуть, что Кронпринц за красоту хода был любимцем московской публики.