Зачастую так выходит, что школьная программа преподносит выдающихся отечественных писателей как неких оторванных от жизни небожителей, которые существуют где-то на научно-поэтических небесах и абсолютно чужды человеческим страстям. Им, классикам из школьного учебника, чужды тревоги и сомнения, радости и печали, тоска и скорбь. Это, разумеется, в корне не так. Русские писатели времен расцвета отечественной литературы были такими же точно людьми, как и все остальные. И в их жизнях хватало и праздников, и горестей. Особо много печалей на своем веку познал поэт Афанасий Афанасьевич Фет.
Анекдот:
Жил в XIX веке великий русский поэт Афанасий Фет. Он родился вне брака и всю жизнь добивался, чтобы его признали законным сыном графа Шеншина. А генетической экспертизы тогда ещё не было. Добился своего, стал Шеншиным, только добиваясь, стихи перестал писать.
А граф Лев Толстой сказал ему:
- Дорогой друг, до сих пор у тебя было имя, а теперь только фамилия…
Афанасий Фет
Афанасий Фет - замечательный поэт, его лирика, простая и незамысловатая, затрагивает душу каждого. История его происхождения весьма интересна. Ведь на протяжении жизни у него трижды менялась фамилия, и около 40 лет своей жизни добивался права называться Шеншиным...
История происхождения Афанасия Фета
Афанасий Фет родился в 1820 году в деревне Новоселки недалеко от города Мценска Орловской губернии. Дата рождения точно неизвестна, у историков до сих пор ведется спор по этому поводу. Но сам Афанасий всегда отмечал день рождения 5 декабря.
Мамой Афанасия Фета была Шарлотта-Елизавета Фёт ( 1798 - 1844) (в девичестве Шарлотта Беккер), дочь тайного советника, военного комиссара Карла Беккера. 18 мая 1818 года в Дармштаде она вышла замуж за чиновника Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фёта, родила дочь. Ее супруг занимал должность асессора городского суда Дармштадта
Мама Афанасия Фета
В 1820 году на лечение в Германию приехал русский помещик, потомственный дворянин Афанасий Неофитович Шеншин. Было ему в ту пору 45 лет. Мест в гостинице не оказалось, и пришлось ему остановиться в доме Беккера, проживавшего вместе с семьей дочери. Между Афанасием Шеншиным и Шарлоттой Фёт вспыхнул роман. И, будучи на седьмом месяце беременности, она решила оставить маленькую дочь, оставить мужа, страну и уехать в Россию. 18 сентября 1820 года они тайно покинули Германию.
Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт
И уже в России в поместье Шеншина она родила сына, которого назвала Афанасием. При рождении младенец был крещен по традициям православной церкви и за солидную взятку был записан в метрической книге как законнорожденный сын Афанасия Неофитовича Шеншина. Однако повенчались и стали супругами Афанасий Шеншин и Шарлотта-Елизавета только в 1822 году, после того, как Шарлотта получила развод и приняла православие.
В православии она стала зваться Елизаветой Петровной.
Афанасий Шеншин
До 14 лет Афанасий носил фамилию Шеншин и считался потомственным дворянином, богатым наследником. В 1834 году благодаря усердной работе судейских чиновников "ошибка" обнаружилась. Так как венчание состоялось после рождения мальчика, то Афанасия исключили из рода Шеншиных и лишили потомственного дворянства. Немецкие родственники прислали подтверждение, что мальчик является сыном бывшего муже Елизаветы Шеншиной Иоганна Фёта.
Настоящая фамилия Афанасия Фета
И получается, что настоящей фамилией Афанасия Фета является фамилия Фёт.
А как же он стал Фетом?
Во время учебы юноша начал издавать сборники стихов. При верстке одного из них верстальщик ошибся, и в фамилии вместо Ё написал Е, вместо Афанасия Фёта автором значился Афанасий Фет. После этого Афанасий Афанасьевич оставил себе фамилию Фет. Но мечтой его все же было вернуть себе фамилию Шеншин и снова стать дворянином. И, по правилам того времени, это было возможно, через военную службу.
Афанасий Фет в войсках
План был прост и ясен: надо быстро получить любой офицерский чин, после которого можно официально вернуть себе дворянский титул. Так, во всяком случае, думал совсем молодой Афанасий Фет. А дальше – его восстановят в правах наследства и дальнейшая жизнь станет простой и сытой. Каково же было его негодование, когда в тот год, когда он сумел получить первый офицерский чин, вышло неожиданное решение властей, гласящее, что отныне и впредь дворянский титул получают лишь те военные, которые сумели достичь второго офицерского чина. Судьба открыто насмехалась на Афанасием: стоило ему получить повышение, как тут же было было обнародовано решение, что дворянство отныне получают только те военные, которые достигли никак не меньше майорского чина. Афанасию больше ничего не оставалось, кроме как продолжать служить. Но, когда он, спустя много лет упорной службы, стал майором, то выяснилось, что дворянами теперь делают исключительно полковников!
Так длилось до тех пор, пока царю не доложили об этом, и он специальным указом решил все проблемы. Так Фет вернул себе дворянство и родовое имя, но произошло это уже в 1873 году.
ЛЮБОВЬ
Ничуть не лучше обстояли дела и на личном фронте: он был страстно влюблен в девушку по имени Мария Лазич и она отвечала ему взаимностью. Дочка обедневшего помещика с сербскими конями, почти что бесприданница, была очень хороша собой и невероятно талантлива. По праву считалась одной из лучших пианисток своего времени. Фет, хоть тоже был беден, приглянулся знойной красавице. Но он хорошо понимал, что не сможет обеспечить ей должное будущее, а обрекать любимую на полуголодную жизнь офицерской жены в каком-нибудь далеком гарнизоне он не хотел. Считая, что поступает правильно и благородно, он бросил Марию. Она его жеста не оценила и покончила с собой.
Сохранились ее полные отчаяния слова, адресованные поэту: «Я общалась с Вами без всяких посягательств на Вашу свободу, а к суждениям людей я совершенно равнодушна. Если мы перестанем видеться, моя жизнь превратится в бессмысленную пустыню, в которой я погибну, принесу никому не нужную жертву». Он не поверил в серьезность ее намерений. Как выяснилось, напрасно. Последующие сорок лет жизни он будет писать стихи о своей рано ушедшей возлюбленной, и терзаться угрызениями совести.
Есть, впрочем, еще одна (еще более зловещая) версия гибели Марии Лазич: она случайно подожгла полу просторного платья о небольшую лампадку и, пытаясь сбить пламя, выбежала на балкон, где резкие порывы ветра еще сильней разожгли огонь. Потушить пламя удалось, но девушка погибла от ожогов.
Дворянство и смерть
Итак, Фет-Шеншин отстаивал дворянское звание - которое в пореформенную эпоху уже не сулило особых привилегий - сознательно, в долгой и непростой борьбе. Возможно, именно поэтому поэт с энтузиазмом воспринял идею покупки имения как некоей компенсации отсутствовавшего ещё у него дворянского статуса. В 1860 году он купил на юге Мценского уезда 200 десятин пахотной земли и недостроенный хутор Степановку. Некоторые знакомые (среди них тот же Тургенев) скептически восприняли эту затею, считая её самоубийственной. Имея смутные представления о ведении поместного хозяйства, Фет решил тем не менее попробовать реализовать себя. Эксперимент будет длиться 17 лет. Да и момент Афанасий Афанасьевич выбрал, как всегда, "удачный" - когда сама суть поместного хозяйства должна была трансформироваться в нечто новое. Во что именно - этого не знали и опытные хозяева, куда уж новичку.
Судьба сжалилась над поэтом только под закат его жизни. Он сумел удачно (хоть и по расчету) жениться, вернул себе родовую фамилию и дворянский титул, вот только было уже слишком поздно.
Он, что называется, перегорел, отчаялся и внутренне надломился. И, хоть он и стал на удивление эффективным помещиком, ни долгожданное дворянство, ни обширные владения, ни солидный вес в обществе уже не могли обрадовать его. Тем более, что начались проблемы на творческом поприще: он ссорится со многими коллегам по писательскому цеху, его перестают печатать в «Современнике». Отчаявшись, он решается на грозный шаг. Решает свести счеты с жизнью. Но и тут злая судьба не дала ему исполнить желаемое. Он попытался заколоть себя стилетом, но секретарь поэта сумел отобрать у него оружие, тогда Фет бросился к шкафчику, где лежал нож для бумаг, но на половине пути скончался от сердечного приступа. Прожив очень странную и исключительно несчастную жизнь, он покинул мир в возрасте 71 года. Детей у поэта не было, а оттого право на наследное дворянство сгинуло вместе с ним самим…
В письме своей супруге, сразу после возращения родового имени, он пробовал анализировать причину своих неудач и писал следующее: «Теперь, когда все, слава богу, кончено, ты представить себе не можешь, до какой степени мне ненавистно имя Фет. Умоляю тебя, никогда его мне не писать, если не хочешь мне опротиветь. Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни Я отвечу тогда — имя Фет».