Найти в Дзене
Мир цирка

Вот это цирк, вот это цирк, он ради семейного праздника возник!

Фото из личного архива Сегодня я озаглавила статью, позволив себе немного изменить слова песни «Вот это цирк!». Понимаю, что «редактировать» чужое творчество – моветон, но, уж очень, одна из любимых песен подходит моему рассказу. Семейные походы Обычно мама приезжает несколько раз, в течении года, и мы всегда тщательно продумываем наш досуг. В этот раз дорогая гостья сказала: «Хочу на слонов и какой-нибудь спектакль», поэтому выбор остановили на Фонтанке, где сейчас, как раз, можно увидеть не просто слонов, а настоящих королевских особ с хоботами и антрепризный спектакль «№13» во Дворце искусств Ленинградской области. Мне немного взгрустнулось, что в этот раз спектакль с цирковым названием, но не цирковым содержанием, заменил поход в цирк в Автово, но желание мамы закон, поэтому за несколько дней до её приезда, мы с сестрой сами отправились на представление «В цирке только лучшие». Оно нам настолько понравилось, что мы рискнули и поменяли театр на цирк. Итог: мама в восторге от номеро

Сегодня я озаглавила статью, позволив себе немного изменить слова песни «Вот это цирк!». Понимаю, что «редактировать» чужое творчество – моветон, но, уж очень, одна из любимых песен подходит моему рассказу.

Семейные походы

Обычно мама приезжает несколько раз, в течении года, и мы всегда тщательно продумываем наш досуг. В этот раз дорогая гостья сказала: «Хочу на слонов и какой-нибудь спектакль», поэтому выбор остановили на Фонтанке, где сейчас, как раз, можно увидеть не просто слонов, а настоящих королевских особ с хоботами и антрепризный спектакль «№13» во Дворце искусств Ленинградской области. Мне немного взгрустнулось, что в этот раз спектакль с цирковым названием, но не цирковым содержанием, заменил поход в цирк в Автово, но желание мамы закон, поэтому за несколько дней до её приезда, мы с сестрой сами отправились на представление «В цирке только лучшие». Оно нам настолько понравилось, что мы рискнули и поменяли театр на цирк. Итог: мама в восторге от номеров, мы – счастливы, от того, что шалость с подменой удалась.

А далее, я «объединю» цирки нашего города в единое повествование и расскажу о тех номерах и артистах, которые оставили самые глубокие воспоминания.

Все мы лучшие

Автово встречал нас радостным настроением, будто ребенок, соскучившейся по родителям, после длительных каникул у бабушки. Его гостеприимные двери и впрямь были долго закрыты, последнее представление, до этого – новогодняя ёлка 2024-2025 — «Тайна снежных львов».

Перед началом, мы сфотографировались с хаски. У меня появился любимчик в собачьей группе — общительный щенок, который не только с явным удовольствием посидел у меня на руках, дал себя погладить, позволил зарыться в его густую уютную шерсть, но и, напоследок, даже полизал руки. Вторая наша встреча не была столь радужной, потому что в тот день, с собаками фотографировали не только приветливые девушки и их руководитель Сергей, с которыми мы уже не первый год знакомы и общение с ними всегда оставляет самые приятные впечатления, но и хмурого вида дама. Она достаточно грубо вела себя с животными, а еще удивило то, что женщина обратилась к моим спутницам с вопросом: «Она собак не боится?», имея ввиду меня, хотя я стояла тут же и вполне могла с ней поговорить, с речью и слухом проблем не имею. Для сравнения, в прошлый наш визит, фотограф Анастасия просто меня спросила: «Сможете удержать щенка?». Не смотря на неприятный инцидент, фотосессия с собаками подарила нам несколько веселых моментов и добрых кадров.
Некоторые люди высказываются против фото с животными в цирке, а на мой взгляд, это отличная возможность не только сделать памятный снимок, но и пообщаться с братьями нашими меньшими. Мини-фотосессия особенно притягательна для людей, у которых нет домашних животных.

Приятно отметить, что в оба дня, в цирке был практически аншлаг. Эта программа, для нашей семьи имеет особое значение, потому что в ней работает артистка и билетёр цирка в Автово и цирка Чинизелли, наша давняя подруга — Анна Матвеева.

Представление началось с пролога под песню «Вот это цирк», с участием шоу-балета «Антре». Коллектив под руководством Вероники Рогацкой, уже долгое время, сопровождает представления в цирке Автово. Мне он импонирует лёгкостью движений и своей не модной, в современном цирке, хореографией — без «острых» локтей и агрессии. В прологе, у танцовщиков были красочные наряды, в стиле балаганного цирка и всё вместе – песня, танец, образы и конфетти на экране — задало радостное настроение старого доброго цирка из детства.

Первый номер усилил тёплые чувства. Дрессировщица Елена Спектор и её смешенная группа животных, в которую входят пони, обезьяны и собаки, работали в моём любимом ритме — с ветерком. Под танцевальную песню «Catmando» на манеже появилась макака на белоснежном пони, оказавшись лихим наездником. Когда я смотрю элементы, которые построены на взаимодействие животных друг с другом, то, в первую очередь, обращаю внимание на звериный настрой. Считаю высшим пилотажем, когда в таких номерах наездники, не лежат, замерев и прижавшись к своим партнёрам по арене. Обезьяна Елены держалась с видом знатока. Мне даже показалось, что, когда пони встал на «свечку», она чуть твёрже стала держать поводья. Бордер колли, видимо так впечатлился талантами своего коллеги, что тоже решил почувствовать себя лошадью и резво прокатил по манежу игрушечного всадника.
Бойкий пуделёк удивлял зрителей своими акробатическими способностями: ходил на передних лапах по барьеру, стоял в руке дрессировщицы, а в завершении его работы, Елена немного потанцевала, держа собака высоко над головой.
Любители футбола, наверняка оценили собачий матч, где от накала страстей, даже ворота падали.
Главной звездой этого аттракциона, является гиббон по кличке Гоша. Сначала он, в образе мексиканца, с сомбреро на спине и маракасами в руках, прогуливается по барьеру, а затем бесстрашно взмывает под купол. Во время полёта с артистом случается конфуз – он теряет свои модные штаны, чем вызывает дружный смех в зале.
Смотрится номер на одном дыхании, но сколько труда дрессировщицы стоит за этой лёгкостью, по-настоящему может оценить только профессионал. В антракте мы встретились с Еленой и немного пообщались. На манеже артистка невероятно энергичная, её лицо украшает задорная улыбка и каждое движение наполненно уверенностью, приятной раскованностью и удовольствием от своей работы. Чёрное платье мини, с пышной юбкой хорошо вписывается в образ и выглядит очень эффектно. В жизни, Елена невероятно скромная и стеснительная. Во время нашей беседы, к артистке подошёл ребёнок и сказал, что ему очень понравился номер. Я заметила, как застенчиво Елена с ним говорила, а глаза светились искренней радостью. Акцентирую внимание на этом эпизоде, потому что хочу попросить: «Дорогие любители цирка, не стесняйтесь и не скупитесь на добрые слова для артистов, они им важны не меньше, чем аплодисменты!». Тем более, сегодня, многим возможно написать в социальных сетях, а с кем-то и пообщаться после представления.

Не перестаю восхищаться многозадачностью цирковых! Анна Матвеева не только выступает в программе с хула-хупами, но и работает билетёром. Звучит невероятно и, если бы я не видела это своими глазами, не поверила бы.
Её номер, в хорошем смысле, возвращает в 90-е. Под классические испанские ритмы и песню «Esso esso», артистка ловко «укрощает» хула-хупы. Очень понравились синхронность, динамика номера, скорость перемещения обручей из одной руки в другую. Анна прекрасна вжилась в образ испанки, в её глазах читается тот самый огонёк, свойственный жителям темпераментной страны.

Отмечу, что постановщики программы немного перестарались с желанием отправить зрителей в солнечное Королевство. Корд-де волан Ольги Васильевой, тоже был в испанском стиле. Номер сильный, один только полёт под куполом, на локтевом сгибе, чего стоит, но… Испанию мы видели несколькими номерами ранее, такое дежавю подпортило впечатление от корд-де-волана и то, что девушки выступали в разных отделениях, на мой взгляд, положение не спасло.
Раз уж я заговорила о минусах, то позволю себе ещё немного покритиковать тех, кто «собирал» программу. В представлении четыре «воздуха»: гимнастка в гамаке, гимнастки в кольце, трио на полотнах и корд-де-волан, из них три номера поставили в первое отделение. Из-за этого было стойкое ощущение того, что мы все оказались на фестивале по воздушной гимнастике.

Раньше была замечательная должность режиссёр-инспектор манежа. Находящейся в ней человек, подбирал номера, так, чтобы не было повторов и действие выглядело гармонично. Жаль, что сейчас такой должности уже нет….

Не смотря, навышесказанное, гимнастка в гамаке Ольга Морева стала для меня настоящим открытием этой осени. Девушка работала под живой аккомпанемент скрипача, исполняющего Адажио Альбинони (в современной аранжировке). Ольга то кружилась лёжа в гамаке, словно дитя в колыбели, то держалась в полёте, лишь ступней за край своего аппарата, то парила над манежем, оставаясь в мягкой ткани, только головой. Зрелище просто фантастическое!!!

Уважаемые артисты-мужчины, прошу великодушно меня простить, но так вышло, что в этот раз, в моём восприятии, в цирке лучшими стали, в большей степени, девушки. С радостью расскажу еще об одной артистке, покорившей меня. Первое отделение заканчивают джигиты под руководством заслуженного артиста Северной Осетии Сергея Муратова. В их коллективе работает Инга Гамхиташвили. С Ингой мы познакомились онлайн, за несколько месяцев до её приезда в Санкт-Петербург и сделали интервью для моего ресурса «Мир цирка». Артистка не только работает в номере, но и является хореографом, режиссёром, автором нескольких книг и играет в спектаклях. Меня восхитило её трудолюбие, любовь и трепетное отношение к коллективу, животным и цирку в целом. Когда мы пришли на представление первый раз, Инга пригласила нас на конюшню, познакомила со своими любимцами. Та нежность в голосе, с которой она говорила о каждом из них, вызвала у меня чувство радости. Лошади, кстати говоря, тоже не скупятся на ласку не только для дрессировщиков, но и для гостей. Парочку коней, я с большим удовольствием, погладила, угостила и поцеловала в носы, они ответили мне взаимной симпатией, тепло утыкаясь в руку, в щёку и во всё, что заловили.
Инга работает в качестве артиста совсем недавно, но бесстрашно разучивает сложные трюки, а когда мы пришли во второй раз, то увидели её не только в седле, но и «управляющей» номером. Артистка рассказала, что стоять в центре значительно страшнее и волнительнее, чем работать в группе, ведь если она сделает неверное движение и лошадь собьётся с ритма, это может привести не только к срыву номера, но и серьёзным травмам. Вот такая она сложная и ответственная работа цирковых!

Еще один крупный номер, с участием животных – аттракцион «Шоу морских котиков» Даниила Филиппова и Алисы Менгель. Он в комической форме рассказывает историю любви двух пиратов – крепкого парня и обаятельной девушки, испытывающей нежные чувства не только к своему избраннику, но и озорным ластоногим. Животные бесспорно отвечают героине взаимностью: исполняют с ней два вида танца, идут рядом, изображая шаги лошади из «высшей школы», двое котиков и Алиса компонуются в «паровозик» и этот уморительный состав довольно уверенно двигается на задних ластах-ногах. С Даниилом котики играют в мяч, «разговаривают», издавая смешные звуки в микрофон. Есть в аттракционе и стандартный набор трюков: животные крутят хула-хупы, поднимают с манежа предметы, держат мяч-«жемчужину» в задних ластах и, вставая парой, ими же изображают, почти сердце. Действие получилось увлекательным и насыщенным. Единственное, что отвлекало от действия – это звук от свистков дрессировщиков. Всегда думала, что ими пользуются только в дельфинариях. Но, однозначно, этот номер стал одним из любимых в программе.

Представление сопровождают обладатели многих цирковых наград, клоуны Виктор и Антон Франке. О Викторе Яковлевиче, сестра мне рассказывала так много и с таким удовольствием, особенно про знаменитую репризу «Бокс», что я с нетерпением ждала увидеть её воочию. Считаю, что мне очень повезло наслаждаться работой клоунской семьи именно в Автово. Можно сказать, что Франке старший этой осенью работает в родных стенах. 15 лет назад он был директором и художественным руководителем Цирка в Автово.
Хотя, в большей степени, я ждала «Бокс», в душу запала выходная реприза, в которой Виктор Яковлевич вызывает на манеж маленького мальчика. Ребёнок рассказывает ему что хочет стать клоуном и так старается показать все свои цирковые таланты, что артист никак не может отправить его обратно, на место. Наконец, устав бороться с юным дарованием, Франке строго, но тепло говорит: «Главное любить цирк, и тогда твоя мечта обязательно исполнится, а пока не повзрослеешь, ты должен держать меня за руку». Так, держась за руки, клоун и мальчик уходят за форганг… Через мгновение они возвращаются, и мы видим, как непослушный, весёлый ребёнок превратился во взрослого молодого человека, сына и партнёра по манежу Виктора Яковлевича – Антона Франке. У цирка есть удивительная способность рассказать нам о важном всего за несколько секунд и так, что даже когда пишешь о таких мгновениях, сложно удержать подступающие к глазам слёзы. Именно эти чистые эмоции делают мою любовь к цирку всё крепче!
Когда в представлении Виктор Франке выходит первый раз, он говорит, что программа называется «В цирке только лучшие», потому что мы, зрители — лучшие. Я же, со всем уважением, хочу сказать, что это артисты цирка и все, кто с ним связан – лучшие, потому что они просто работают волшебниками и дарят нам такие сильные чувства!

Перед тем, как отправиться в Чинизелли, не могу не поделиться радостным событием. У нашего цирка теперь есть гимн и в нём замечательные слова: «Цирк в Автово, Цирк в Автово, согреет сердце каждого». И он, действительно согревает душевной атмосферой, простотой и, почти, детской открытостью.

Итальянская ривьера на Фонтанке, или слоны и тигры

Когда мы шли на «Итальянский цирк», я задалась вопросом: «Какая из программ маме понравится больше? Не перебьёт ли Фонтанка Автово?». Но мама, как истинный любитель циркового искусства, заявила: «Как можно сравнивать эти два представления? Они абсолютно разные и каждое, по-своему интересное!» Тут, я ощутила гордость, от того, что моя мама отличается от большого количества людей, которые считают, что если в одном цирке побывали, то во второй идти необязательно: и для кошелька вредно, и смотреть «одних и тех же циркачей» скучно…

3 октября, на предпоказе, в фойе, зрителей встречал клоунский дуэт «Ребята с Лиговки», в итальянском варианте — Марио и Антонио, а в жизни, Валерий Кашкин и Александр Горлин. На обычном представлении, к сожалению, артисты не вышли к публике, понятное дело, устают, но без их присутствия, фойе показалось немного грустным. Зато было приятно, когда, шкодный клоун, в миру Александр, прогуливаясь по «Итальянской ривьере» в зале и здороваясь со зрителями, подошёл ко мне, и сказал своему более строгому другу, пытающемуся его поторопить: «Мы знакомы, честно-честно». Кроме шуток, мы и вправду немного общались в октябре и несколько лет назад уже виделись на представлении. Во время прошлой встречи, персонаж Александра, увидев своего противника-боксёра гигантского роста, от страха запрыгнул на колени к моей маме, теперь этот случай вспоминает вся семья. А маме, видимо настолько понравился клоун, что в этот раз, не смотря на сломанную руку, она участвовала во всех клоунских активностях: и огромные футбольные мячи ловила-кидала, и мяч на пальце покрутить рвалась, и на аплодисменты не скупилась, конечно же, для всех участников программы, а не только для дуэта. Но я уверена, что хорошие клоуны, задают тон всему представлению, а для мамы репризы, явно стали лучшим обезболивающим.

Акробатическая дорожка под руководством Алексея Козлова окончательно перенесла нас из осеннего Петербурга, на солнечное побережье Италии. Номер весь играет яркими красками и кажется, что чувствуешь лихой ураган рядом с собой. Краски – это разноцветные костюмы с цветочным принтом, а ураган – мегабыстрый темп работы, трюки сыпятся экстремальным каскадом, но при всём их обилии, за артистов не страшно, настоящие профессионалы своего дела.

Свой опасный «танец» на колесе смелости продемонстрировали братья Суанбековы, превратившись на время, в представителей мафиозных кланов из Сицилии. Парням очень идёт этот образ, стильные нарушители закона получились. Их номер я видела во многих программах. От каждого элемента глаз не оторвать, но, вот фальшсрывы мне не по душе. Понимаю, что это элемент шоу и большинство людей готовы часами смотреть на то, что им щекотит нервы, но я люблю наблюдать просто качественную работу. Как мне кажется, для острых ощущений, вполне достаточно того, что артисты работают на огромной высоте и скорости, без страховки. Кстати, признаюсь, хотя я и отдаю себе отчёт, что для артистов, работа без страховки, равна смертельной опасности, такие выступления меня захватывают. Не чужда и мне любовь к экстриму, главное, без перебора.

Сердце Италии обнажила и покорила сердца зрителей гимнастка на ремнях Алёна Цветкова. С раннего детства артистка занималась спортивной гимнастикой, а позднее перешла в цирковую студию. Пробовала свои силы на полотнах и вертикальном канате, но остановила выбор на ремнях. Иногда, у людей, пришедших в цирк из спорта, проглядывают следы прошлой деятельности, в виде абсолютно топорных движений. Алёна же взяла от спорта чёткость, а от своей страсти к высоте изящность, так необходимую в этом жанре.

Флорентийские витражи представлены «Переходной лестницей» под руководством Андрея Воложанин. Этому номеру нет аналогов в мире и дело не только в мастерстве артистов, но и в уникальности аппарата. 8-метровая конструкция трансформируется из вертикальной, в горизонтальную, причём во время этого действия эквилибристы не на секунду не останавливаются. Я видела номер дважды и хочу ещё, ведь в нём сочетаются техническое и эстетическое наслаждение.

Едем в Милан, там нас ждёт удивительный показ мод от Александры Тарус и Давио Тони. Номер объединяет в себе сразу несколько жанров: трансформация, дрессура и воздушная гимнастика.
Как обладательница весьма длинных волос, с замиранием сердца смотрю на артисток, летающих на своей кичке. Есть ощущение, что это мало того, что нестерпимо больно, еще и совсем не надёжно, но, конечно же, мои представления о надёжности в таких номерах, далеки от реальности. Всё 1000 раз перепроверяется и доводится до идеала. А про болезненность работы на волосах, на пресс-конференции шоу, Александра Тарус сказала: «Да это больно, но дело привычки. Мышцы шее, со временем, становятся сильнее и могут выдержать на себе немалый вес». Наверное, поэтому, обвитая питоном, гимнастка легко и непринуждённо, взмывает под купол.

Давио Тони считает, что визитная карточка их династии – это животные и не без основания. Размышляя, пришла к выводу, что в представлении «Итальянский цирк. Слоны и тигры» участвует если не самое большое количество животных из всех программ Росгосцирка, то не уступающее по их численности, таким крупным шоу, как «Бурлеск», гастролирующим у нас до этого.

Со своей смешенной группой животных зрителей познакомил Даниэль Тони, устроив настоящее «звериное» дефиле на манеже: кенгуру и верблюды, зебры и бизон, страусы и лошади, а также пони показали себя во всей красе.
Удивили своим совместным выступлением зебры и верблюды. Эти старательные ребята выполняли элементы чисто и аккуратно, из-за их разницы в «габаритах», действие выглядело очень забавно, воспоминание о нём, до сих пор вызывает у меня улыбку. Меня особенно впечатлило, как зебры ходили вокруг лежащих верблюдов, и все участники этого трюка вели себя непринуждённо. За подобной работой всегда стоят месяцы упорных репетиций и «килограммы» терпения.

Центральными номерами программы стали «Древний Рим» с тиграми, под руководством Давио Тони и «Венецианский карнавал» со слонами, под руководством Давио Тони и Александры Тарус. «Клетка» меня немного разочаровала. Номер слишком томный, с большим количеством «тигриных» прогулок по манежу. Происходящее не вяжется с образом гладиатора, в котором предстал Давио… Но есть в нём и ценная изюминка: тигры самостоятельно выходят на арену, садятся в «пирамиду» и ждут появления дрессировщика. Такой трюк свидетельствует о серьёзной партнёрской работе артиста и животных. Да и тигр Ромео, уходящий домой, только после наивежливейшей просьбы, столь хорош, что невозможно не попасть под его обаяние.

Очаровали слонихи, нарядившись в огромные короны, для участия в «Венецианском карнавале». У Рани и Карлы не самый богатый трюковой репертуар, но им можно это простить, так как обе дамы старше 50 лет (продолжительность жизни слонов, в среднем, до 70 лет).

Кроме всего перечисленного, за время представления, мы успели «угоститься пиццей в Неаполе» при просмотре вкусного, во всех смыслах, номера «Батут со стенкой» под руководством Сергея Орешкина и «узнать тайны Венеции», лицезрея головокружительный «Двухярусный канат» под руководством Махмудбека Суанбекова.

Путешествие в Италию удалось: вся наша семья получила яркие, как праздничные конфетти, эмоции, а я еще и подарок от клоуна (Александра)– цветок из шариков, в моих любимых розово-голубых цветах. У артиста было целое ведро надувных «растений», но он выбрал именно розовый с голубым. Перед тем, как вручить, Александр понюхал его и всем своим видом показал, что шарик-цветок источает прекрасный аромат. Я с ним абсолютно согласна, потому что этот «цветик-семицветик» пахнет той доброй магией, на которую способны только клоуны.

А пока я вам писала, уж гастроли пролетели, 5 минут и «ёлкам» в цирках быть! Ох, опять я «заняла» мотив, всем известной новогодней песни у её автора, но ведь для хорошего окончания можно, правда?

Всем счастливых новогодних представлений, друзья!

Текст Наты Цирканутой