Найти в Дзене
VeloTouring

Московское зеркало поколений: топ-10 фильмов

Привет! С вами Svetobeznik Эта статья посвящается 22-летию Дроздова А.А. Сегодня мы посмотрим топ-10 фильмов о Москве за всё время. Это те картины, без которых сложно сказать, что ты правда знаешь столицу. Здесь собрана базовая программа по московскому кино - фильмы, в которых сконцентрирована атмосфера, история и характер города. Десятое место - Девушка без адреса, 1957 год. Это кино о том, как Москва меняется после сталинского времени, о том, как город сводит вместе людей. Там строитель Паша знакомится в поезде с Катей. Он теряет её адрес и начинает искать её по Москве. Он ищет её по всему городу. И главное - здесь Москва выходит на первый план. Город становится одним из главных героев фильма. Мы видим столицу оттепели без парадов, без пафосных фасадов. Троллейбусы едут по Тверской. В киосках стоят очереди за газетами. На столбах - объявления. Во дворах ещё сушится бельё. А на окраинах уже поднимаются новостройки. Это повседневный город. Нам показывают вокзалы, коммунальные квартир
Оглавление

Привет! С вами Svetobeznik

Эта статья посвящается 22-летию Дроздова А.А.

Сегодня мы посмотрим топ-10 фильмов о Москве за всё время. Это те картины, без которых сложно сказать, что ты правда знаешь столицу.

Здесь собрана базовая программа по московскому кино - фильмы, в которых сконцентрирована атмосфера, история и характер города.

Десятое место - Девушка без адреса, 1957 год.

Это кино о том, как Москва меняется после сталинского времени, о том, как город сводит вместе людей. Там строитель Паша знакомится в поезде с Катей. Он теряет её адрес и начинает искать её по Москве. Он ищет её по всему городу. И главное - здесь Москва выходит на первый план. Город становится одним из главных героев фильма. Мы видим столицу оттепели без парадов, без пафосных фасадов. Троллейбусы едут по Тверской. В киосках стоят очереди за газетами. На столбах - объявления. Во дворах ещё сушится бельё. А на окраинах уже поднимаются новостройки. Это повседневный город.

-2

Нам показывают вокзалы, коммунальные квартиры, лестницы, телефонные будки, переходы, остановки. Почему же этот фильм обязательно надо посмотреть? Потому что город здесь не просто декорация. Город - полноправный участник сюжета. Поиск Кати превращается в маршрут по карте города: от центра к окраинам, от старых улиц к переулкам.

-3

Фильм очень точно схватывает дух времени. Здесь мягкий юмор и ощущение, что жизнь становится чуть лучше и светлее. Ну да, конечно, в фильме есть наивность, но это наивность характерна вообще для того времени. Важно и то, что Москва здесь совершенно узнаваемая. Это тот самый момент, когда только построились сталинские высотки и когда окончательно оформились главные улицы города.

Девушка без адреса - это не просто романтическая комедия. Это целый портрет Москвы конца пятидесятых годов.

Девятое место - Такси-блюз, 1990 год.

-4

Режиссёр Павел Лунгин. Эта картина показывает изнанку мегаполиса перестройки: ночь в городе, мосты, набережные, вокзалы, коммуналки и заброшенные дворы. Это срез городской жизни, который раньше вообще редко попадал в официальное кино. Тот город, который раньше не видели и не показывали. Интересен и конфликт героев. Это, с одной стороны, простой таксист Шлыков и, с другой стороны, эксцентричный саксофонист Алексей, которого играет, кстати, Пётр Мамонов. С одной стороны - простой рабочий, с другой стороны - творческая интеллигенция. Это честный портрет эпохи. Фильм показывает свободу, которая уже перерастает во вседозволенность. Новую уличную экономику нам показывают. Нам показывают довольно жёсткую реальность. При этом музыка здесь - способ уйти от этой реальности.

-5

Фильм своё время получил широкое признание, например, приз за лучшую режиссуру в Каннах, позже и «Нику» за операторскую работу. Так что если хотите почувствовать, какой была столица на изломе восьмидесятых - девяностых годов, обязательно посмотрите Такси-блюз.

Восьмое место - Новая Москва.

-6

Фильм сняли в 1938 году, но в прокат он так и не вышел. Картину запретили. Трогательная комедия о юном изобретателе из Сибири. Он везёт на выставку живой макет будущей Москвы и параллельно сталкивается с Москвой реальной. Режиссёр картины - Александр Медведкин, мастер пропагандистского кино. С одной стороны, он, получается, снял совершеннейшую агитку, а с другой стороны, кадр попадает довольно много старого и ностальгического города.

-7

Ту самую старую столицу, которую буквально сносят на наших глазах. Мы видим Охотный Ряд, узкие улочки, передвижку домов. Кино фиксирует момент, когда Москва перерождается и осмысляет себя по-новому. От дореволюционного города к сталинскому генплану. Этот генплан в фильме живет на экране через макет, который сделал главный герой. Почему же этот фильм обязательно стоит посмотреть? Ну, это ретрофантастика и уникальное свидетельство того, как Москва представляла своё будущее в конце тридцатых годов. Возможно, именно поэтому фильм и залежался на полке. Он одновременно и смелая фантазия, и прощание с уходящей фактурой Москвы.

Седьмое место - Папиросница от Моссельпрома, 1924 год.

-8

Это комедия Юрия Желябужского, где продавщица папирос случайно попадает в объектив кинокамеры. И, её зовут… сниматься в кино. При этом в неё влюбляются сразу несколько характерных фигур новой эпохи конца двадцатых годов: оператор, бухгалтер и американец, который приехал в Москву по делам во времена НЭПа. По сюжету оператору поручено снять, как Москва похорошела за первое советское десятилетие к концу 1920-х годов.

-9

В кадр попадают трамваи, витрины, уличные вывески, смелая реклама двадцатых годов и, конечно, знаковые здания. Всё это формирует совершенно новый ритм городской жизни. И если вы хотите понять, с чего вообще начиналась Москва в кино, обязательно посмотрите этот фильм. Это база.

Шестое место - Третья мещанская, 1927 год.

-10

Сюжет удивительно смелый, вообще для любого времени. Любовный треугольник: муж, жена и друг. Такая семья на троих. Они живут в обычной московской коммунальной квартире, в полуподвальном помещении на Третьей Мещанской. И здесь Москва раскрывается в мельчайших деталях. За окном у героев повседневная Третья Мещанская, нынешний район Сухаревской: узкие улицы, дореволюционные фонари, старые таблички на домах, деревянные окраины города. Один из героев работает на стройке, и благодаря этому мы видим множество видов реконструкции Большого театра и даже, например, вид на Театральную площадь ещё без гостиницы «Москва». Нам показывают Страстную площадь со Страстным монастырём, нынешнюю Пушкинскую площадь. Мы видим Тверскую. Нам показывают множество мест, которые очень сильно изменились. Но самое интересное - буквально на несколько секунд мы видим Миускую площадь и недостроенный храм Александра Невского.

-11

Это, похоже, вообще единственная кинофиксация этого огромного, но так и недостроенного храма. Его начали строить в 1910-х годах, потом уже в советское время снесли. На его месте позже появился сквер и Дворец пионеров. Сюжет фильма был спорным. Авторов обвиняли, что они намеренно сделали намёки на историю семьи Бриков и Маяковского. Но Москва здесь показана невероятно живо, и в этом главное достоинство фильма.

Пятое место - Покровские ворота, 1982 год.

-12

Фильм показывает Москву конца семидесятых и начала восьмидесятых годов, а с другой стороны повествование ностальгическое, о пятидесятых годах. Это фактически реконструкция коммунальной квартиры пятидесятых в исполнении людей, которые сами провели молодость в таких коммуналках. Здесь ссорятся, ревнуют, слушают пластинки. Мальчик играет на скрипке. Мы видим арбатские переулки, бульвары, редкие городские детали. И это снова Москва не парадная, не плакатная. Она уютная и немного ироничная. Покровские ворота - это не просто воспоминания о пятидесятых. Это эмоции, это впечатление о Москве детства и юности.

-13

В фильме можно увидеть усадьбу Усачёвых-Найдёновых на Земляном Валу. По сюжету там располагается больница, куда кладут одного из героев. Видим мы каток на Патриарших прудах, который по сюжету выдают за Чистые пруды, но мы понимаем, что это Патриаршие. Фильм очень богат видами и потрясающей фактурой.

Четвёртое место - Застава Ильича (он же Мне 20 лет).

-14

Марлен Хуциев снимает Москву так, как до него почти не снимали. С одной стороны, это яркая столица, а с другой стороны повседневная, непарадная Москва. Фильм уходит от пафоса пятидесятых годов и показывает реальную жизнь. Мы видим даже Политехнический музей с поэтическим вечером. С одной стороны, этот вечер был снят специально для фильма, но с другой, по сути, это документальная съёмка. Мы видим Пушкинскую площадь, каменные набережные, пустые утренние улицы.

-15

Фильм не поучает, не осуждает, не кричит лозунгами. Он фиксирует ускользающее чувство времени. Это дневник оттепели, документ времени, живая Москва шестидесятых.

Третье место - Я шагаю по Москве, 1963 год.

-16

Вот здесь начинается самый-самый топ. Конечно, я не мог не включить легендарный фильм с молодым Никитой Михалковым. Вроде бы обычная повседневность: один день в столице, случайные встречи, случайные разговоры. Но Георгий Данелия делает камеру очень лёгкой, подвижной. Так вообще редко снимали до него. Он показывает город разными углами: мосты, улицы, летний дождь, который не портит настроение.

-17

Камера задерживается на, казалось бы, малозначимых деталях: как гремит трамвай, как звучит подземный переход, как двое смеются у витрины. Юмор здесь добрый, мягкий, диалоги живые. Такие диалоги мы слышим на улицах каждый день. Нет наигранности, как было раньше в кино. Для пущего реализма многие диалоги вообще снимаются на ходу. Это просто настоящее дыхание Москвы шестидесятых годов. Дружелюбный город, столица, в которой пока ещё хватает места всем. В этом фильме мы видим Кривоарбатский переулок, где живёт герой Михалкова. А для съёмок там специально построили «кафе-стекляшку» - такой предмет эпохи, который потом попадал во многие фильмы шестидесятых годов.

-18

Герои гуляют по Чистым прудам. Фильм завершается на станции метро «Университет» под песню «Бывает всё на свете хорошо», которая моментально стала классикой и вошла в культурный код.

Второе место - Москва слезам не верит, 1979 год.

-19

Эпохальное кино Владимира Меньшова. Повествует он о трёх девушках, которые приезжают покорять Москву. А фильм интересен не только сюжетом: он показывает совершенно разную Москву и разные пути героинь. Показывают вагоны, электрички и метро, а показывают большие кабинеты, коммуналки и квартиры номенклатуры в сталинской высотке.

-20

Мы видим большой спектр московской жизни и в пятидесятые годы, когда начинается фильм, и в семидесятые, куда потом перескакивает повествование. В самом начале есть замечательный эпизод на коровой дорожке перед театром киноактёра. Популярные актёры пятидесятых там играют сами себя. Дальше мы видим типичные городские пейзажи семидесятых годов.

-21

И всё это соединено классической песней «Вот и стала обручальным нам Садовое кольцо». Эта песня стала музыкальным символом не только этого фильма, но и вообще всей Москвы семидесятых годов. Совершенно заслуженно, поэтому это не просто фильм о Москве, это московская сага, получившая Оскар и мировое признание.

Первое место - Служебный роман, 1977 год.

-22

Это вообще энциклопедия Москвы семидесятых годов, Москвы Брежневской. Это не просто кино, это буквально песни о Москве. Прошло почти 50 лет, и для многих такая Москва, которая там показана, уже кажется далёкой исторической. Каждый кадр сам по себе уже вызывает интерес. Эльдар Рязанов насыщает каждую сцену фильма характерными деталями эпохи и даже шутками для своих. Он показывает много знаковых мест Москвы. Там ни одного кадра случайного нет.

-23

Более того, во время съёмок, 25 сентября 1976 года, произошёл самый ранний снегопад за всю историю метеонаблюдений. В результате хронометраж фильма увеличился на 3 минуты. Просто потому что в фильм вошли уникальные кадры, когда зелёная Москва вдруг оказывается под снегом. И всё это под песню «У природы нет плохой погоды», которую для фильма сочинил сам Рязанов.

-24

Режиссёр показывает Москву повседневную: работа, дом. Машины, электрички, трамваи, автобусы. Так выглядели тогда улицы вообще многих крупных городов. Кажется, будто бы эпоху задокументировали специально. То, что тогда казалось слишком обычным, сегодня смотрится как удивительная, ушедшая фактура. Просто музейный фильм. Даже жильё героев размещено по Москве максимально точно. Начальница учреждения живёт в номенклатурном доме в центре. Её подчинённая - на милой московской окраине среди дореволюционной застройки. Секретарша в новом, на тот момент, спальном районе массовой застройки. Каждый кадр можно останавливать и разглядывать: что лежит на столе, что висит на стене, какие картины, как одеты люди. Само учреждение снимали в декорациях «Мосфильма». Ну а вход в учреждение - это здание на Петровке на пресечении с Кузнецким мостом. Это доходный дом Хомякова, который сыграл роль парадного входа. На крыше Калугина выходит на доме Нернзе. Это Большой Гнезниковский переулок, район Пушкинской площади. Легендарная крыша, где бывали Булгаков, Маяковский, Алексей Толстой и многие другие.

-25

Во всём фильме очень много почти документальных сцен городской жизни. Дети играют, люди гуляют, машины едут, почту вынимают. Просто повседневная жизнь Москвы семидесятых годов запечатлённая навсегда. И это вообще получается не просто комедия, это документ эпохи. Ну и, конечно же, огромный реверанс Москве.

Ну вот и всё. Обязательно посмотрите эти фильмы. Не просто знать, что эти фильмы существуют, а лучше понимать и свою историю, и свой город.

Ставьте лайк. Подписывайтесь на этот канал, если ещё этого не сделали. Всем пока! 👋