Найти в Дзене

Зимние забавы в дореволюционном Петербурге

Зима в Петербурге приходит всерьез: с ветром, который пробирает до костей, и морозом, заставляющим упрямо натягивать шарф до самых глаз. Она щиплет щеки, застилает улицы колючим туманом и будто проверяет нас на стойкость каждый раз, когда мы выходим из дома. Приветствуем на официальном канале компании ACADEMIA. Мы возрождаем исторические особняки Петербурга, превращая их в бутик-отели и рестораны. Приглашаем в путешествие, где можно не только узнать историю, но и поселиться в ней. Иван Айвазовский. Исаакиевский собор в морозный день, 1891 И так было два столетия назад. Однако, как тогда, так и сегодня, люди умели одерживать маленькую победу над холодом, с особым рвением предаваясь зимним забавам. Зима в Петер­бурге именно катила в глаза. В Петербурге не только наступали холода и шел снег, но накатывалось нечто хмурое, грозно мертвящее, страшное. И в том, что все эти ужасы все же вполне преодолевались, что люди оказывались хитрее стихии, в этом было нечто бодря­щее. Именно в зимнюю, мер
Оглавление

Зима в Петербурге приходит всерьез: с ветром, который пробирает до костей, и морозом, заставляющим упрямо натягивать шарф до самых глаз. Она щиплет щеки, застилает улицы колючим туманом и будто проверяет нас на стойкость каждый раз, когда мы выходим из дома.

Приветствуем на официальном канале компании ACADEMIA. Мы возрождаем исторические особняки Петербурга, превращая их в бутик-отели и рестораны. Приглашаем в путешествие, где можно не только узнать историю, но и поселиться в ней.
Иван Айвазовский. Исаакиевский собор в морозный день, 1891
Иван Айвазовский. Исаакиевский собор в морозный день, 1891

И так было два столетия назад. Однако, как тогда, так и сегодня, люди умели одерживать маленькую победу над холодом, с особым рвением предаваясь зимним забавам.

Зима в Петер­бурге именно катила в глаза. В Петербурге не только наступали холода и шел снег, но накатывалось нечто хмурое, грозно мертвящее, страшное. И в том, что все эти ужасы все же вполне преодолевались, что люди оказывались хитрее стихии, в этом было нечто бодря­щее. Именно в зимнюю, мертвящую пору петербурж­цы предавались с особым рвением забаве и веселью. На зимние месяцы приходился зимний "сезон" - иг­рали театры, давались балы, праздновались главные праздники — Рождество, Крещение, Масленица. В Пе­тербурге зима была суровая и жуткая, но в Петербурге же люди научились превращать ее в нечто приятное и великолепное.

Рождественские каникулы 

Традиция длинных новогодних каникул в России возникла очень давно. И хотя официальных выходных тогда было всего четыре дня, люди все равно отмечали две недели подряд: от Рождества 24 декабря до Крещения 6 января.

-2

В эти дни город наполнялся весельем. В богатых семьях устраивали званые обеды и ужины, собирали гостей, водили хороводы, проводили балы и маскарады. 

Когда во второй половине XIX века в столице активно начала развиваться ресторанная культура, роскошные торжества переместились и в лучшие городские рестораны. 

Но не забывали и о зимних развлечениях на улице. Еще в начале XIX века в Петербурге появились первые общественные катки. В первые десятилетия к катанию на коньках относились осторожно, присматриваясь к новому виду досуга. Но уже во второй половине XIX века горожане охотно выходили на Неву, устраивая настоящие забеги на коньках и наслаждаясь зимней свежестью.

Константин Маковский. Народное гулянье на Адмиралтейской площади в Петербурге
Константин Маковский. Народное гулянье на Адмиралтейской площади в Петербурге

Катание с гор было популярным развлечением всех слоев общества. Эта традиция зародилась еще в средневековой Руси и появилась в Петербурге в первые же годы его основания. Ледяные горы строили обычно на Охте, на островах и на Неве перед дворцом, а позже — на Адмиралтейской и Исаакиевской площадях. Кроме того, горки устраивались и во дворах богатых особ. Здесь можно было встретить разрумяненных светских дам в бальных платьях, дорогих украшениях и богатых шубах, а также петербургских щеголей, ненадолго покидавших бальные залы, чтобы прокатиться с ледяной горы.

Александр Соколов. На тройке, 1960
Александр Соколов. На тройке, 1960

Как только снежный покров становился достаточно плотным, на улицах появлялись двуколки, берлины и коляски на полозьях. Конечно, нельзя было не заметить и легкую, бесшабашную русскую тройку. В большие сани, рассчитанные на четырех пассажиров и кучера, впрягались, как следует из названия, три лошади. Иностранцы отмечали, что тройка напоминает им античных коней, везущих бронзовые колесницы на триумфальных арках, словно не чувствуя тяжести.

Новогодние каникулы в Петербурге

Сегодня мы продолжаем традиции, зародившиеся в XIX веке: предаемся зимним забавам, катаемся на коньках и с горок, посещаем званые обеды и ужины у друзей и родных, а также наслаждаемся приятными визитами в лучшие рестораны города.

-5

Мы, команда ACADEMIA, приглашаем вас погрузиться в атмосферу аристократического Петербурга XIX века и провести зимние вечера в ресторане ACADEMIA BAR SHUVALOFF, расположенном в особняке графа Андрея Шувалова на Моховой улице. При реставрации особняка были бережно восстановлены фасад, парадный холл, лестница, несколько люксов и бывший кабинет графа Шувалова.

-6

На протяжении всего декабря и январских праздников гостей ждет хозяин особняка — граф Андрей Шувалов и его дочь, графиня Елизавета Воронцова-Дашкова, которые погрузят в атмосферу праздника, рассказывая про традиции и историю Рождества и Нового года в дореволюционной России.