Найти в Дзене
iZENDAR

Radeon и медленная память: нужен ли разгон RX 9060 XT

Когда AMD выпустила видеокарты RX 9000, одним из решений, которые вызвали больше всего вопросов стал выбор в пользу памяти типа GDDR6. На фоне GeForce RTX 50, которые NVIDIA оснащает более современной и скоростной GDDR7, это кажется очевидным слабым местом. Чтобы проверить, насколько «медленная» память действительно ограничивает возможности актуальных видеокарт AMD, взял Radeon RX 9060 XT с 16 ГБ видеопамяти и несколько синтетических и игровых тестов. Как тестировал Идея теста простая — если есть упор в память, то от её разгона должен быть заметный эффект. Поэтому тестировал в трёх сценариях: На стоковых частотах чипа и памяти. Правда, в тестовой Radeon RX 9060 XT Pure от Sapphire чип немного разогнан с завода, но совсем немного. С разгоном памяти до 2900 МГц. В фактической пропускной способности это прирост до 371 ГБ/с против изначальных 322 ГБ/с, то есть чуть больше чем 15%. С разгоном чипа в дополнение к разогнанной памяти. Разгон в данном случае заключается в том, что поднял лим
Оглавление

Когда AMD выпустила видеокарты RX 9000, одним из решений, которые вызвали больше всего вопросов стал выбор в пользу памяти типа GDDR6. На фоне GeForce RTX 50, которые NVIDIA оснащает более современной и скоростной GDDR7, это кажется очевидным слабым местом. Чтобы проверить, насколько «медленная» память действительно ограничивает возможности актуальных видеокарт AMD, взял Radeon RX 9060 XT с 16 ГБ видеопамяти и несколько синтетических и игровых тестов.

Как тестировал

Идея теста простая — если есть упор в память, то от её разгона должен быть заметный эффект. Поэтому тестировал в трёх сценариях:

  • На стоковых частотах чипа и памяти. Правда, в тестовой Radeon RX 9060 XT Pure от Sapphire чип немного разогнан с завода, но совсем немного.
  • С разгоном памяти до 2900 МГц. В фактической пропускной способности это прирост до 371 ГБ/с против изначальных 322 ГБ/с, то есть чуть больше чем 15%.
  • С разгоном чипа в дополнение к разогнанной памяти. Разгон в данном случае заключается в том, что поднял лимит по частоте на 300 МГц и немного опустил напряжение по чипу. В итоге в играх частота повысилась на 100-250 МГц.
-2

GPU-Z молодец, и сам подсчитывает, насколько увеличилась фактическая пропускная способность памяти с разгоном. Будь как GPU-Z

Все игровые тесты прогонял по три раза и брал в результат среднее значение. В видео в конце статьи можете посмотреть демки тестовых сцен.

Видеокарты на Я.Маркет

Яндекс

Реклама. ООО «Яндекс Маркет», ИНН 9704254424, erid: 5jtCeReNx12oajvJY8XrYfM

Тестовая сборка

  • Процессор: AMD Ryzen 7 9700X.
  • МП: TUF GAMING B850M-PLUS.
  • Видеокарта: Sapphire Pure Radeon RX 9060 XT 16 GB.
  • ОЗУ: G.Skill Trident Z5 DDR5-6400 МГц, 2x16 ГБ.
  • Накопитель (система): NETAC N600S SATA.
  • Накопитель (игры): WD Black NVMe (WDS100T2X0E).
  • БП: Thermalright TG1000-W 80+ GOLD.
  • ОС: Windows 11 Pro 25H2
  • Драйвер: AMD 25.11.1

Результаты тестов

Брать большую подборку тестов не стал: 3DMark и три игры. Если эффект от разгона памяти есть, то это будет понятно и по такому набору.

Синтетика

В тесте Fire Strike разгон памяти никакого заметного результата не дал. Разница со стоком на уровне погрешности: чуть меньше процента по среднему баллу. Правда, если смотреть на итоги графического подтеста, то получилось уже 2,5%. Лучше, но учитывая, что пропускная способность памяти выросла на 15%, — всё равно, не очень впечатляет. Если добавить разгон чипа, то эффект заметнее: около четырёх процентов по общему баллу и больше пяти за графический подтест.

В Time Spy почти такие же результаты. По общему баллу заметный рост есть только после разгона видеочипа. Как и в случае с Fire Strike, это около четырёх процентов. Если брать только графические тесты, то в них чуть выше — около пяти процентов. А вот при разгоне одной только памяти быстродействие карты почти не изменилось.

Steel Nomad — самый новый пакет тестов из синтетических бенчмарков, поэтому, возможно, лучше остальных покажет, чего ждать в новых играх. Впрочем, ничего нового нет и в этот раз, хотя эффект от разгона стал чуть очевиднее. Если прирост в два процента вместо одного можно так назвать — это в случае разгона только памяти. Разгон и памяти, и чипа, тоже дал больший эффект: в такой конфигурации прирост относительно стоковых частот дошёл уже до семи процентов.

-3

В среднем получилось, что от разгона только памяти, прирост составил всего 1%, а вместе с тюнингом чипа эффект по трём тестам подрос до пяти процентов. Судя по синтетике, упора в «медленную» память нет и разгон чипа на 3-5% даёт куда более заметный результат, чем на 15% по памяти. Но давайте посмотрим, что получилось в реальных играх.

Не пропускай новые статьи, подписывайся на мой Telegram

iZENDAR

Игры

Для теста взял три игры. Во всех случаях проводил тесты в разрешении 1440p на максимально доступном пресете качества с включёнными эффектами RTX масштабированием FSR. Подробные настройки можете посмотреть в видео.

Alan Wake 2

-4

В Alan Wake 2 разгон памяти заметного эффекта не дал. Средний fps стал выше, но всего один кадр в секунду. Это стабильно происходило по всем трём прогонам тестовой сцены, но всё равно, можно сказать, что эффект на уровне погрешности. Минимальный тоже подрос, но также почти незаметно. С разгоном чипа ситуация меняется куда очевиднее. Прирост и по средней производительности, и по минимальной доходит примерно до шести процентов. В точных значениях это +3 кадра в секунду.

Cyberpunk 2077

-5

В Cyberpunk 2077 для тестов использовал пресет «Трассировка лучей: Ультра», но вручную изменил тип масштабирования на FSR4 в режиме «Качество». В остальном всё как и в других играх.

Эффект от разгона памяти символический, на уровне 1-2%. Это относится и к среднему, и к минимальному fps. Если к этому добавить разгон чипа, то прирост становится заметнее, хотя это всё равно лишь 2-3 fps по средней производительности. На практике разницы в ощущениях от геймплея нет.

Ещё один любопытный момент, на который обратили внимание. После разгона, почему-то возрастает потребление видеопамяти. Если бы это было только в режиме с разгоном чипа, можно было бы подумать, что дело в том, что разогнанный чип обрабатывает больше данных и в видеобуфере приходится хранить больше информации. Но такая же картина и при разгоне одной только памяти. Поэтому какой-то убедительной теории, почему так происходит мы не придумали. Если у вас есть догадки, напишите в комментариях.

SpaceMarine 2

-6

В SpaceMarine 2 трассировку лучей на картах от Radeon, на момент проведения тестов, так и не прикрутили, поэтому «Космоморяков» тестировали без неё.

Результат получился как по шаблону, если сравнивать с другими играми. Разгон одной только памяти даёт минимальный эффект. С добавлением разгона по GPU разница становится заметнее. По среднему fps, — около четырёх кадров в секунду. В случае этой игры разгон помог преодолеть психолоический рубеж — с ним стало больше 60 fps по средней производительности. В Space Marine 2 чип разгонялся до самых высоких частот, в какие-то моменты доходило почти до 3,5 ГГц. Возможно, благодаря тому, что не задействован блок трассировки лучей.

Итоги

Упора в возможности памяти, очевидно, нет, даже в случае RX 9060 XT с её шиной на 128 бит. Так что, ставить более быструю GDDR7 действительно было бы бессмысленно — как и объясняли AMD. В случае RX 9060 XT куда больше эффекта было бы, если бы они сделали чуть производительнее сам чип Navi 44, например, дали бы больше вычислительных блоков.

Глобально, разгон карты даёт ей около пяти процентов прироста производительности. Лучше чем ничего, но принципиальной разницы вы не получите. То, что работало нормально, и так будет работать нормально, а в тех режимах, где возможностей стоковой 9060 XT не хватает, разгон не исправит ситуацию.

Больше интересного