Найти в Дзене
Уютный Английский

Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку (задание 27)

Задание 27 — это развёрнутое письменное высказывание на основе предложенного текста. Оно проверяет умение анализировать содержание и проблематику текста, позицию автора, аргументировать собственное мнение, строить логичное рассуждение и грамотно выражать мысли. Важно! Структура сочинения напрямую вытекает из критериев оценивания. Каждый критерий — это ориентир для отдельной части вашей работы. Ключевые критерии и соответствующая им структура Ваше сочинение должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей. 1. Формулировка проблемы (К1 — 1 балл), 1-2 предложения Задача: плавно подвести к основной проблеме текста и четко и правильно сформулировать одну из проблем текста. Можно сформулировать в виде вопроса или повествовательного предложения.
Что писать: Можно начать с размышления о теме (о чём текст), с риторического вопроса или с указания на актуальность поднимаемого вопроса. Не нужно: пересказывать текст, писать об авторе, растягивать вступление.
Пример: «В предложенном для анали
Оглавление

Задание 27 — это развёрнутое письменное высказывание на основе предложенного текста. Оно проверяет умение анализировать содержание и проблематику текста, позицию автора, аргументировать собственное мнение, строить логичное рассуждение и грамотно выражать мысли.

Важно! Структура сочинения напрямую вытекает из критериев оценивания. Каждый критерий — это ориентир для отдельной части вашей работы.

Ключевые критерии и соответствующая им структура

Ваше сочинение должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей.

1. Формулировка проблемы (К1 — 1 балл), 1-2 предложения

Задача: плавно подвести к основной проблеме текста и четко и правильно сформулировать одну из проблем текста. Можно сформулировать в виде вопроса или повествовательного предложения.
Что писать: Можно начать с размышления о теме (о чём текст), с риторического вопроса или с указания на актуальность поднимаемого вопроса. Не нужно: пересказывать текст, писать об авторе, растягивать вступление.
Пример: «В предложенном для анализа тексте [И.Фамилия] поднимает важную проблему...»

Используйте клише: «Автор размышляет над проблемой (чего?)…», «В центре внимания автора проблема (чего?)…».
Важно: Проблема — это сложный вопрос, над которым размышляет автор. Не путайте с темой («автор пишет о войне» — тема, «нравственный выбор на войне» — проблема).

2. Комментарий к проблеме (К2 — максимум 6 баллов)

САМАЯ ВАЖНАЯ И ОБЪЁМНАЯ ЧАСТЬ (примерно 2/3 всего сочинения).
Задача: показать, КАК автор раскрывает заявленную проблему, проанализировав текст.
Структура комментария (по рекомендациям ФИПИ):

  • Пример-иллюстрация 1: Приведите конкретный пример из текста, который показывает данную проблему. Не пересказывайте, а анализируйте! («Писатель, чтобы показать равнодушие окружающих, изображает ситуацию, в которой…»).
  • Пояснение к примеру 1: Объясните, как этот пример связан с проблемой и что он показывает.
  • Пример-иллюстрация 2: Приведите ещё один пример из текста, желательно из другой его части (можно контрастный или развивающий первую мысль).
  • Пояснение к примеру 2.
  • Связь между примерами: Покажите, как эти примеры соотносятся (противопоставление, дополнение, причинно-следственная связь). Можно использовать: «Противопоставляя эти эпизоды…», «Развивая свою мысль, автор показывает…».
  • Обращение к авторской позиции (в рамках комментария): Можно включить фразу о том, к какому выводу подводит читателя автор через эти примеры. Но сама позиция формулируется отдельно в следующем абзаце!

Ключевое требование (К2): Должно быть не менее двух примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, с пояснением их смысла.

3. Позиция автора (К3 — 1 балл)

Задача: чётко сформулировать отношение автора к проблеме, его главную мысль.
Что писать: Отдельным абзацем: «Позиция автора заключается в том, что…», «[Фамилия автора] считает, что…», «Авторская точка зрения ясна: …». Это ответ на вопрос, который был задан в проблеме.

4. Собственное мнение и его аргументация (К4 — максимум 2 балла)

Задача: выразить согласие или несогласие с позицией автора и аргументировать его.
Структура:

  1. Ваше отношение: «Я полностью согласен с автором…», «Трудно не разделить точку зрения писателя…» (согласие — самый простой путь). Можно и не согласиться, но аргументировать это сложнее.
  2. Аргумент 1 + пример/обоснование (из жизненного опыта, знаний, читательского опыта).
  3. Аргумент 2 + пример/обоснование.
    Важно: Примеры из литературы должны быть краткими и по делу (назвать произведение, автора и ситуацию, подтверждающую вашу мысль). «Пафосные» фразы без конкретики («Вся мировая литература подтверждает это») не засчитываются.

5. Заключение (1-2 предложения)

Задача: подвести итог, обобщить сказанное, вернуться к проблеме на новом уровне.
Что писать: Вывод из всего сказанного. Можно использовать: «Таким образом, …», «В заключение хочется подчеркнуть…», «Поднятая автором проблема заставляет задуматься о…».

Обязательная проверка по критериям К5-К12:

  • К5 (логика): Абзацное членение и логические связи.
  • К6 (речь): Отсутствие речевых ошибок.
  • К7-К12 (грамотность): Орфография (К7), пунктуация (К8), грамматика (К9), речевые нормы (К6, уже частично), этические (К10) и фактические ошибки (К11). Особое внимание: наличие этических («Автор глупо считает…») и фактических (искажение информации текста, ошибка в имени автора/героя) ошибок ведёт к потере баллов.

Итоговый план-шаблон (абзацы):

  1. Проблема (вопрос, над которым думает автор).
  2. Комментарий:
    Пример 1 + пояснение.
    Пример 2 + пояснение.
    Связь примеров.
  3. Позиция автора (ответ на проблемный вопрос).
  4. Своё мнение:
    Согласие/несогласие.
    Аргумент 1 + пример.
    Аргумент 2 + пример.
  5. Заключение (вывод).

Следуя этой структуре, вы максимально полно раскроете все критерии оценивания и создадите логичное, убедительное и грамотное сочинение.

Данные приведены в соответствии со спецификацией, кодификатором и методическими рекомендациями ФИПИ.