Найти в Дзене
Культпоход с Евгением

Супружеские творческие союзы в русской, советской эстраде. Часть 1 Николай Зубов - Анастасия Вяльцева.

Вместо предисловия. Случаи, когда творцы - художники, режиссёры, композиторы, изображали, снимали в кино или писали песни для своих жён, подруг, возлюбленных во все времена были явлением довольно распространённым. Например в 1954 году Госкино СССР даже выпустило специальное распоряжение, запрещавшее снимать режиссёрам в главных ролях своих жён. Когда Иван Пырьев снимал фильм "Испытание верности" то естественно планировал на главную роль свою супругу Марину Ладынину и распоряжение Госкино было ему помехой. Однако он добросовестно провёл кинопробы с несколькими актрисами, в том числе и с Ладыниной и предложил комиссии самой выбрать исполнительницу, комиссия выбрала жену режиссёра. Начать серию публикаций "Супружеские творческие союзы в русской, советской эстраде" я хочу немного нарушив саму её концепцию. Потому что героями первой части станут вовсе не муж и жена и даже не возлюбленные. Известная певица начала ХХ века Анастасия Вяльцева не была не женой и не подругой поэта и композитора-

Вместо предисловия.

Случаи, когда творцы - художники, режиссёры, композиторы, изображали, снимали в кино или писали песни для своих жён, подруг, возлюбленных во все времена были явлением довольно распространённым. Например в 1954 году Госкино СССР даже выпустило специальное распоряжение, запрещавшее снимать режиссёрам в главных ролях своих жён. Когда Иван Пырьев снимал фильм "Испытание верности" то естественно планировал на главную роль свою супругу Марину Ладынину и распоряжение Госкино было ему помехой. Однако он добросовестно провёл кинопробы с несколькими актрисами, в том числе и с Ладыниной и предложил комиссии самой выбрать исполнительницу, комиссия выбрала жену режиссёра.

Начать серию публикаций "Супружеские творческие союзы в русской, советской эстраде" я хочу немного нарушив саму её концепцию.

Потому что героями первой части станут вовсе не муж и жена и даже не возлюбленные. Известная певица начала ХХ века Анастасия Вяльцева не была не женой и не подругой поэта и композитора-самоучки Николая Зубова.

Николай Зубов
Николай Зубов

Но Зубов был страстно и безответно влюблён в красавицу. Почти все свои вокальные сочинения он посвятил Вяльцевой и много писал именно для неё. Достаточно вспомнить страстный романс "Не уходи, побудь со мною", ставший публичным объяснением в любви звезде русской эстрады № 1.

  • Анастасия Дмитриевна Вяльцева, родилась в крестьянской семье в Орловской губернии Российской Империи в 1871 году. После смерти отца семья переезжает в Киев. Девочка начинает работать с 13 лет. В 16-ть её принимают статисткой в балетную труппу Ленчевского. С 1893-го поёт в опереточных труппах Москвы и Санкт-Петербурга. Всё это время Вяльцева продолжает учится пению. В 1897-м её приглашает в свой театр "Эрмитаж" Яков Щукин. Именно в "Эрмитаже" с успехом проходит первый сольный концерт Вяльцевой. После чего ангажементы на её сольные выступления были на расхват по всей Империи. Вяльцева покорила публику не только своим пением, но и красотой, обаянием, незамысловатыми понятными всем текстами песен, непринуждённым и раскованным поведением на сцене. В неё были влюблены тысячи мужчин разного сословия по всей стране. Анастасия Вяльцева стала первой настоящей звездой русской эстрады. Скончалась певица после тяжёлой болезни в начале 1913 года.
Анастасия Вяльцева
Анастасия Вяльцева

Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло.
Я поцелуями покрою
Уста и очи, и чело.

Побудь со мной,
Побудь со мной!..

Не уходи, побудь со мною.
Волнуясь, сердце мрёт в груди…
Живу, дышу, одним тобою…
Не уходи, не уходи…

Побудь со мной,
Побудь со мной!..

Не уходи, побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу и утомлю…

Побудь со мной,
Побудь со мной!..

Не уходи, побудь со мною,
Пылает страсть в моей груди!..
Восторг любви нас ждёт с тобою,
Не уходи, не уходи…

Побудь со мной,
Побудь со мной!..

Из более чем 170 вокальных произведений, исполняемых Вяльцевой, почти 40 написаны Зубовым. Исполняла она и романс "Не уходи, побудь со мною", правда народную любовь и популярность он приобрёл в исполнении другой звезды русской эстрады тех лет Вари Паниной.

Конечно, за прошедшие десятилетия сохранились далеко не все записи Вяльцевой, но кое что всё же осталось, в том числе и три романса Николая Зубова. Вот тут их можно послушать.