Найти в Дзене

Мориге-Гмерти: история язычества

Он выковал небо в огне своей кузницы. Он карал молниями и посылал священных быков на врагов. Его золотые уста решали — быть вам королём или рабом. Он являлся богом-луной, богом-мужчиной или нет? Он был главным богом древней Грузии. А его имя и сегодня произносится каждое воскресенье в христианском храме. В этом видео вы узнаете: — Как языческий демиург Гмерти стал христианским Богом, — Почему его священное животное до сих пор украшает грузинские иконы, — И каким образом ритуалы 3000-летней давности скрываются в современных молитвах. Досмотрите до конца — вас ждёт шокирующее открытие: кто до сих пор в Грузии носит имя этого языческого бога. ГЛУБИНА КУЛЬТА: РИТУАЛЫ, СВЯТИЛИЩА, СЕКРЕТЫ Культ Гмерти не был абстрактным. Это была живая сила, пронизывающая каждую деталь жизни. Его главным святилищем считалась гора Казбек — там, где, по легендам, бог приковал гигантов, пытавшихся достичь неба. Каждую весну жрецы в белых одеждах, называемые моцври - те, кто стоит у трона - приносили в жертву б
Оглавление

Он выковал небо в огне своей кузницы. Он карал молниями и посылал священных быков на врагов. Его золотые уста решали — быть вам королём или рабом.

Он являлся богом-луной, богом-мужчиной или нет? Он был главным богом древней Грузии. А его имя и сегодня произносится каждое воскресенье в христианском храме.

В этом видео вы узнаете:

— Как языческий демиург Гмерти стал христианским Богом,

— Почему его священное животное до сих пор украшает грузинские иконы,

— И каким образом ритуалы 3000-летней давности скрываются в современных молитвах.

Досмотрите до конца — вас ждёт шокирующее открытие: кто до сих пор в Грузии носит имя этого языческого бога.

ГЛУБИНА КУЛЬТА: РИТУАЛЫ, СВЯТИЛИЩА, СЕКРЕТЫ

Культ Гмерти не был абстрактным. Это была живая сила, пронизывающая каждую деталь жизни. Его главным святилищем считалась гора Казбек — там, где, по легендам, бог приковал гигантов, пытавшихся достичь неба. Каждую весну жрецы в белых одеждах, называемые моцври - те, кто стоит у трона - приносили в жертву белого быка — символ Висхва. Его рога украшали золотом, а кровь смешивали с вином и поливали землю для лучшего урожая.

Но самый мрачный аспект культа — волки Гмерти. В легендах говорится, что бог посылал их карать грешников. В Сванетии до XIX века сохранился обряд: если в деревне начиналась эпидемия, старейшины шептали заклинания, призывая волков Мориге-Гмерти, а затем жгли чучело волка на костре. Считалось — это умилостивит бога.

А теперь представьте: ночь. Небо чернильно-чёрное. Солнце скрылось за горизонтом — и именно тогда, в глубине тьмы, открывается путь к главным вратам Вселенной...

Это «врата Гмерти» — гвтис кари.

Здесь, в священной тишине после заката, собирались все боги пантеона. Здесь же, с разрешения самого Мориге Гмерти, являлись даже злые духи — каджи. Но почему именно после захода солнца?

Потому что Гмерти — не просто бог. Он — воплощение ночного неба, таинственного светила, правящего мраком, судьбой и временем. И именно он стоит во главе всего пантеона.

Эту иерархию мы знаем не из догадок, а из древнейших священных текстов — хуцоба и садидебелтаи. Их передавали из уст в уста, поколение за поколением, хранители общинных святилищ. И каждый раз — в строгом порядке — первым в этих молитвах и славословиях назывался Гмерти.

Но кто он на самом деле?

Мориге Гмерти — «Всевышний», «Законодатель», «Верховный судья».

Он восседал на золотом троне, из его златых уст изрекалась воля, которая определяла судьбу мира. Он устанавливал порядок и на небесах, и на земле.

Именно поэтому его почитали под особым эпитетом — Мориге (или Мериге, Мариге). Распорядитель. Так его называли и в быту, и в ритуалах.

А раз в год, в праздник наступления новой эры, то есть Нового года, происходило нечто поистине священное:

Мориге Гмерти вручал «ячмень-злато» — символ будущего урожая — божествам-покровителям общин, гвтисшвилни, о которых я расскажу вам в следующем видео.

Но получить его было непросто.

Всё зависело от воли Гмерти: одно сакмо (община) получало «ячмень-злато» сполна — и год обещал быть щедрым. Другая община уходила почти с пустыми руками. И тогда общину ждали неурожай, болезни и вражеские набеги.

Как же люди узнавали, что им уготовано?

Через прорицателя — месне или кадага.

Он «садился» в святилище в новогоднюю ночь и говорил от имени гвтисшвили — рассказывал, что произошло у врат Гмерти. Иногда — с пугающей ясностью:

«Поднялись мы к вратам Мориге Гмерти…

Разверз он уста златые…

И послал во след нам кровавые горшки и рогатые турьи головы для сакмо!»

Это значило: кровопролитие, смерть и набег врагов.

Но Гмерти был не только карающим — он мог и даровать жизнь, потомство, изобилие.

Если численность общины падала — гвтисшвили сам отправлялся к вратам Гмерти и просил:

«Ныне в помощь и облегчение кма... ибо приуменьшились у меня кма».

А ещё у врат Гмерти вершился небесный суд.

Однажды вспыхнул спор между двумя гвтисшвилни — Пиркуши, бывшим кузнецом, и Иахсари.

Тот похитил у Пиркуши три серебряных кубка, ещё когда оба были в живом обличье.

Спор длился годами. Пока Мориге Гмерти и Квириа не созвали суд у врат.

И вынесли решение:

Кубки — Пиркуши.

Потому что насилие между божествами запрещено, даже если они ещё помнят земную обиду.

Но это не всё.

С позволения Мориге Гмерти гвтисшвилни вели жестокие сечи с дэвами — духами хаоса.

И всё это — часть великого замысла, начавшегося с момента сотворения мира*:

"С того времени как Гмерти сотворил небо и землю, создал людей и животных и дал им пищу — по его же приказу людям надлежало служить гвтисшвилни и славить их».

Так кто же такой Гмерти?

Бог ночи? Звезды? Судьбы? Или — сама ткань космического порядка, в которую вплетены и боги, и люди, и даже тени зла?

Одно ясно: в его вратах решалась судьба мира.

И, возможно, именно в этих древних верованиях скрыта забытая правда о том, как наши предки видели божественное начало Вселенной.

Кстати, подписывайтесь, ставьте лайк — и не забудьте включить колокольчик!

Впереди — ещё больше тайн, что веками спали в глубинах мифов...

А вы верите, что ночь — время, когда боги говорят правду?

Но, ведь есть и свет, свет, который принесла в Грузию святая Нино.

ХРИСТИАНСТВО: ГДЕ СПРЯТАЛИСЬ ЯЗЫЧЕСКИЕ СЛЕДЫ?

В 337 году святая Нино пришла во Мцхету с крестом из виноградных лоз. Её миссия казалась невозможной — как заменить бога, который был частью воздуха, воды и камней? Но миссионеры пошли на гениальную хитрость».

«Христианские проповедники не запрещали называть Бога „Гмерти“ — они объясняли, что старое имя обрело новый смысл. Молнии Гмерти стали огнём Святого Духа, а его золотые уста — словами Евангелия».

Даже молитвы сохранили языческую структуру. Сравните:

Языческая: „Гмерти-Мориге, дай воду полям, защити от волков!“

Христианская: „Гмерти-Единый, пошли дождь на нивы, сохрани от зла!“

Ритм, образы, даже обращение — всё осталось. Но теперь вместо быка Висхва в алтарях стоял крест и изображение Агнца — новое священное животное, символизирующее жертву.

Кстати, напишите в комментариях: какой языческий бог, по-вашему, скрывается в христианских традициях вашей страны?

ИМЯ, КОТОРОЕ ПЕРЕЖИЛО ВЕКА

Вы знаете, что Иисус в Грузии называется „Иисо Гмерти“? Да, имя верховного языческого бога стало частью христианской молитвы. Но это не всё. В древних рукописях XIV века, в монастыре Гергети, есть строки:

„Гмерти, что ковал небо, ныне кует души в огне веры“.

Это не ошибка переписчика — это сознательный синтез. Церковь не победила язычество — она вобрала его в себя.

Это уникальный случай в мировой истории! Грузия сохранила связь с предками через язык.

Гмерти — это не просто миф. Это живой мост между эпохами. Когда сегодня грузинская бабушка крестится, произнося его имя, она соединяется с теми, кто тысячи лет назад смотрел на Казбек и верил: бог с золотыми устами слышит их. История Гмерти учит нас: религии не умирают — они меняют обличье. Но суть остаётся — вера в то, что над нами есть Сила, распоряжающаяся вселенной.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и не забудьте про колокольчик, чтобы не пропустить наше с вами путешествие в глубь веков, наполненных невероятными мифами и легендами, а так же поражающими воображения реальными событиями.

Источники: „Мифология древней Грузии“ Г. Читая, „Синкретизм в Кавказском христианстве“ М. Марганидзе, архивы Национального музея Грузии».*