Найти в Дзене

Подготовка к экзаменам 2026 (математика). Обзор событий. Новости

Из открытых источников Даты экзаменов, баллы первичные и вторичные помещу в ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Начало декабря. Москва, как всегда, вся сырая, иногда подмораживает, но в целом это больше осень, чем зима. За окном по большей части темь, и вглядываться в нее некогда: уроки, уроки… Какие изменения по сравнению с прошлым годом, что я вижу нового/хорошего/странного - об этом сегодня и поговорим.  Статья получилась просто огромная, поэтому разбила ее на две части, поехали: ЕГЭ (математика профиль)  (Перед тем, как продолжить, хочу немного заметить про экзамен ЕГЭ математика база: оказывается, не все ученики и их родители знают, что баллы базовой математики институты не принимают. Базовая математика сдается чисто для получения аттестата). Первым делом - будущие абитуриенты, 11-классники. В этом году они мне нравятся немного больше, чем в прошлом: в основном уверенные, неплохо знающие темы, применяющие порой нестандартные решения (и это радует). В массе даже десятиклассники в это

Из открытых источников
Из открытых источников
Даты экзаменов, баллы первичные и вторичные помещу в ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Начало декабря. Москва, как всегда, вся сырая, иногда подмораживает, но в целом это больше осень, чем зима. За окном по большей части темь, и вглядываться в нее некогда: уроки, уроки…

Какие изменения по сравнению с прошлым годом, что я вижу нового/хорошего/странного - об этом сегодня и поговорим. 

Статья получилась просто огромная, поэтому разбила ее на две части, поехали:

ЕГЭ (математика профиль) 

(Перед тем, как продолжить, хочу немного заметить про экзамен ЕГЭ математика база: оказывается, не все ученики и их родители знают, что баллы базовой математики институты не принимают. Базовая математика сдается чисто для получения аттестата).

Первым делом - будущие абитуриенты, 11-классники. В этом году они мне нравятся немного больше, чем в прошлом: в основном уверенные, неплохо знающие темы, применяющие порой нестандартные решения (и это радует). В массе даже десятиклассники в этом году более мотивированы и - представьте! - уже присматриваются к целевому обучению (*). Чувствуется, наконец, что в десятые классы действительно был нешуточный отбор и недостойные не прошли детей, не знающих, куда себя деть, и от этого идущих в 10-й класс, перенаправили в колледжи. Нет ни одного десяти-одиннадцатиклассника, не умеющего быстро вычислять, не знающего базовых правил, упрощения, сокращения и евклидовой геометрии.  И тем не менее никто не знает, «что день грядущий нам готовит», какие еще новшества в последний момент введет Минобрнауки, как, например, было в прошлом году:  егэшников фактически «завалили», усложнив экзамен буквально на 5-10%. Вторая часть, будь она неладна (первая была очень легкой). Правда и то, что разработчики (безусловно из благих побуждений) хотели просто немного отойти от шаблонных алгоритмов, но по факту перестарались, не учтя уровень и СТИЛЬ подготовки современных школьников (а стиль нынче - все-таки натаскивание, причем многолетнее). В результате треть выпускников лишилась ожидаемых бюджетных мест в вузах и вынуждена была срочно искать будущих работодателей. Между нами говоря, ничего особенно и не усложнили, но оказалось, что современного старшеклассника слишком легко запутать нестандартными формулировками или чуть более загроможденными уравнениями. При этом крик и плач (после экзаменов) о том, что задания выходили прям далеко за рамки школьной программы, — ну, скажем так, все же преувеличение. Например, в 13 задании нужно было использовать метод группировки (вместо родного дискриминанта), так ведь говорили, что НЕ ПРОХОДИЛИ этот метод вообще.  Ну уж извините: это 6-7 классы, обязательная программа наряду с формулами сокращенного умножения. Забытая? Ну, тогда о каких ста баллах может идти речь, если что-то забыли? 

А вот то, что старшеклассники занимаются опять без учебников, уже становится просто смешно (**); помню, это меня удивило пару лет назад. Ведь  определенно налицо сложность даже не для репетитора, а для самого ученика: теряется понятие системности  и целостности курса. Считаю, что не очень удобно, когда по каким-либо причинам на передний план процесса обучения выходят не знания (общие для всех в рамках определенной программы), а собственно учитель, его манера преподавания, следование или отклонение от методичек. Начинаются разные листочки и печатные материалы, часто авторские, часто с опечатками (которые доказывать себе дороже) и нет понимания, что будет следующей темой или (допустим, ученик долго болел) какая была предыдущая. Что-то общее в  методичках, конечно, просматривается, однако по  скорости прохождения различия могут достигать существенных показателей, в частности, вызывают напряжение такие моменты: при тотальной подготовке к ЕГЭ, постоянном прорешивании задач из сборника или с сайта ФИПИ некоторые темы в 11 классе в некоторых регионах ДО СИХ ПОР не пройдены - производная, например, или пределы, а кое-где «забыта» отработка тригонометрических формул приведения (если что - это 10 класс), а без нее решать типовой номер 13   фактически нереально, разве что надеяться, что попадется не тригонометрия. А этот номер входит в джентльменский набор (***), то есть ОБЯЗАТЕЛЕН для прохождения, например, на бюджет. Или возьмем понятие производной, оно непростое, причем есть физический и есть геометрический ее смысл. И, к сожалению, некоторые ребята так и не понимают его - не успевают понять - и действуют чисто по алгоритмам, а в типовых номерах ДН обращаться к производной требуется  целых два раза, причем один - очень даже осмысленно. Далее - все, как я говорила, и от этого грустно: те школьники, которые плохо решали (или вовсе не решали) 21-е типовые задачи из ОГЭ (собственно, текстовые задачи), и в ЕГЭ, к сожалению, сталкиваются с теми же трудностями в типовом 10 задании. Вывод: текстовые задачи желательно не упускать на всем протяжении школьной математики, да-да, с начальной школы. И желательно также - на время. Тогда, возможно, ученики увидят ПОЛЬЗУ сокращений и упрощений при расчетах и не будут мурыжить 16-ую (экономическую) задачу 40 и больше минут. 

Из внешних новшеств хотела отметить инициативу властей сократить гуманитарные бюджетные места и увеличить технические. Пока непонятно,  к чему это приведет, но точно не к благу абитуриентов. Впрочем, здесь государство вольно решать, за что ему платить, и раз нужны инженеры, значит, будет платить за инженеров. 

Еще новость для гуманитариев: с 2027 года историю собираются сделать обязательным экзаменом номер 2 (номер один всегда русский язык) при поступлении на ряд специальностей. Вот полный список направлений, для которых ЕГЭ по истории предлагается сделать вторым обязательным предметом по выбору вуза наряду с обществознанием:

«Конфликтология»;

«Таможенное дело»;

«Социология»;

«Социальная работа»;

«Организация работы с молодежью»;

«Юриспруденция»;

«Обеспечение законности и правопорядка»;

«Правоохранительная деятельность»;

«Судебная экспертиза»;

«Судебная и прокурорская деятельность»;

«Правовое обеспечение национальной безопасности»;

«Публичная политика и социальные науки»;

«Реклама и связи с общественностью»;

«Издательское дело»;

«Сервис»;

«Педагогика и психология девиантного поведения»;

«Философия»;

«Прикладная этика»;

«Культурология»;

«Военно-политическая работа».

Прямо скажем, это не так уж и плохо: историю своей страны стыдно не знать! Однако для многих выпускников школ такое требование окажется серьезным испытанием. Что и говорить, в массе ребята плохо разбираются в этом предмете, сама лично много раз сталкивалась с различными «историческими» ляпами старшеклассников, когда и Минина называли Меньшиковым, и Тухачевского «выгоняли» на Сенатскую площадь на то самое восстание декабристов, которое датировали январем. Один раз даже слышала, что ВОВ началась в 39 году… 

И хотя насчет истории - это не точно, пока только проект, но чувствуется, что планы усерьезнить подход к дисциплине есть. 

Ну и последнее обещаемое нововведение на тему поступления в вузы: уже с приемной кампании 2026 года начнется государственное регулирование платных мест, одной из  особенностей которого  станет, цитирую: «Предложение  выделять платные места только на те специальности, на которые средний балл ЕГЭ у студентов был не ниже 50.» Не пугайтесь: речь идёт не о запрете для отдельных абитуриентов с низкими баллами, а об ограничении на уровне специальностей. Если направление показало низкое качество приёма, вуз не сможет набирать на него платников в следующем году. Вроде бы таким запретом Минобрнауки поднимает планку высшего образования, но многие эксперты считают, что это скрытая «зачистка» региональных вузов, которые вынуждены будут лишиться многих своих доходов, а, следовательно, и преподавателей… 

И все же, среди стенаний о возрастающей элитарности вузовского образования звучат и отрезвляющие фразы: товарищи, 50 баллов за экзамен ЕГЭ - это совсем немного. 

А как считаете вы?

____________________________

(*) - целевое обучение — это способ получения бесплатного высшего образования на основе договора между абитуриентом и заказчиком (государственным органом или предприятием). По условиям договора студент обязуется отработать в организации-заказчике определенный срок (обычно 3–5 лет) после окончания обучения, а заказчик, в свою очередь, может предоставлять студенту стипендию, оплачивать расходы на проживание и другие меры поддержки.

(**) - не помню год, когда вдруг перестали использовать учебник Алиева, но это факт: в московских школах десятиклассники не первый год занимаются не по учебникам, а по методичкам, которые никто кроме учителей (надеюсь, хоть они) в глаза не видел.

(***) «Джентльменский набор» на ЕГЭ по профильной математике — это набор заданий, который позволяет уверенно набрать высокий балл (обычно 80+) для поступления в вуз: вся первая часть (задачи 1-12) + задачи №13 (уравнения), №15 (неравенства) и №16 (экономическая задача), иногда с добавлением №19 (теория чисел) и №18 (параметры). Это оптимальный набор для получения конкурентоспособного результата, покрывающий основные темы и дающий до 86-90+ баллов.