«Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, - пояснял Франциско Гойя сюжет своей знаменитой гравюры «Сон разума рождает чудовищ» (1799). Философский пассаж мастера красив, но верен лишь отчасти. Это раз за разом доказывали ученые и изобретатели, которым разум во сне преподносил нечто гениальное. Вот несколько удивительных историй, достоверность которых подтверждена.
Хвост «Антея»
Олегу Антонову - выдающемуся советскому авиаконструктору - никак не давалась форма хвостового оперения «Антея» (Ан-22)- турбовинтового самолета-гиганта фантастической грузоподъемности в 80 тонн. Ни одна из существующих конструкций не годилась для того плотного воздушного потока, который создавали очень мощные - по 15 тысяч лошадиных сил - двигатели.
Антонов вспоминал: «Думал, рассчитывал, рисовал... И все не так. Однажды во сне перед моими глазами четко прорисовался необычный по форме хвост самолета. Я проснулся от неожиданности. Зажег ночник, набросал на листке бумаги конструкцию и снова лег спать. Утром, увидев набросок, был поражен, как раньше мне не приходило в голову такое простое решение».
Так у «Антея» появилось двухкилевое оперение хвоста. Самолет поднялся в воздух в 1965 году.
Передача нервных импульсов
В 1936 году немец Отто Леви и британец Генри Халлет Дейл получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие химической передачи нервных импульсов. Дейл обнаружил ответственное за процесс вещество ацетилхолин. А до самого принципа гораздо раньше додумался Леви.
В автобиографическом очерке ученый рассказал, что открытие ему приснилось. В сновидениях две ночи подряд молодой человек видел, как устроить эксперимент. И Леви поставил опыт на лягушачьем сердце так, как ему пригрезилось. Ученый поместил его в физиологический раствор, где уже лежали сердца с возбужденными блуждающими нервами. И невозбужденное возбудилось безо всякого электричества - исключительно за счет химического воздействия. А ведь в то время старшие коллеги ученого были убеждены, что нервные импульсы передаются электрической волной.
Иголка для швейной машинки
Иголку для швейной машинки - с ушком у острия - изобрел американский инженер Уолтер Хант в 1834 году. Он же спроектировал и саму машинку, которую можно считать прототипом всех современных моделей. В ней уже имелись все принципиальные узлы: две катушки с нитками, челнок и механизм, который протягивал одну нитку сквозь петельку, сделанную другой ниткой.
Но Хант не внедрил свое изобретение в производство. И через 10 лет хитрую иголку запатентовал механик Элиас Хоу. Додумался сам, ничего не зная об идеях своего соотечественника.
Элиасу приснилось, что он занимается привычным делом - мастерит швейную машинку. Но не по своей воле, а по требованию вождя дикого племени людоедов. Иголка тормозила все дело - машинка не шила. Пленник, не справившийся с заданием, уже ждал расправы, но вдруг увидел крупным планом копье, которым его собирались пронзить. Оно было с дыркой, расположенной у заостренного конца. Механика озарило прямо во сне: вот как надо расположить ушко иголки - ближе к острию. В итоге изобретатель изготовил швейную машинку, которая строчила со скоростью 300 стежков в минуту.
Планетарная модель атома
В 1911 году британский физик Эрнст Резерфорд предложил модель атома с массивным заряженным ядром и крошками-электронами, которые суетились рядом и почему-то на него не падали. Тогда представление, как в атоме все устроено, было весьма туманным. В 1913 году ситуацию прояснил физик Нильс Бор. В статье «О строении атомов и молекул» он предложил свою - уточненную - модель атома, которая теперь носит название «планетарная». Опять же помог сон. Если верить биографам Бора, ученому привиделось пылающее Солнце и планеты, вращающиеся вокруг него на каких-то нитях. Увидев внезапно уменьшившуюся в размерах картину, он осознал, что вот так и электроны должны вращаться вокруг ядра атома. Как планеты вокруг Солнца.
В другом сне электроны явились Бору под видом лошадей, которые скакали по дорожкам ипподрома. А это навело на мысль, что электроны в атоме «скачут» по определенным фиксированным орбитам.
В 1922 году Нильс Бор был удостоен Нобелевской премии по физике за заслуги в исследовании структуры атомов и испускаемого ими излучения.
В ТЕМУ
А как же таблица Менделеева?
Из «Воспоминаний» Александра Иностранцева, ученика Дмитрия Менделеева: «Это было вскоре после его знаменитого открытия закона периодичности элементов. Я обратился к Д. И. (Менделееву. - Ред.) с вопросом, что натолкнуло его на знаменитое открытие. Он сообщил, что уже давно подозревал известную связь элементов между собой и что много и долго думал об этом. В течение последних месяцев Д. И. перепортил массу бумаги с целью отыскать в виде таблицы эту закономерность, но ничего не удавалось. Перед самым открытием закона Д. И. провозился над искомою таблицею целую ночь до утра, но ничего не вышло. Он с досады бросил работу и тут же, в рабочем кабинете, не раздеваясь, повалился на диван и крепко заснул. Во сне он увидел вполне ясно ту таблицу. Радость его была настолько сильна, что он сейчас же проснулся и быстро набросал ее на клочке бумаги. Я это сообщение Д. И. привожу здесь потому, что вижу в нем один из превосходных примеров психического воздействия усиленной работы мозга на ум человека».
Насколько правдива история, неизвестно. По воспоминаниям ученицы Менделеева Ольги Азаровской, тот о «байках» Иностранцева знал и обижался, сетуя: «Я над ней (таблицей. - Ред.), может, 20 лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг готово». Правда, скорее всего, где-то посередине: не исключено, что какие-то детали таблицы Менделееву и в самом деле приснились. Иностранцев - серьезный ученый, вряд ли он лгал, ссылаясь на слова учителя. Но чуть преувеличить мог.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Озарение пришло не на пустом месте»
- Во сне открытий сделано несравненно меньше, чем наяву, и тем не менее да, они есть, - говорит профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач России Роман Бузунов. - Но феномен отнюдь не сверхъестественный.
Во всех этих примерах озарение пришло изобретателям и ученым не на пустом месте. Они долго и упорно искали решение. Накопили огромный объем информации. Отдыхая, мозг весьма свободно с ней обращается и легко отрешается от традиционной логики, за рамки которой бывает трудно выйти наяву. Данные из долговременной памяти тасуются со свежими, полученными недавно, возникают свободные ассоциации, которые порой и приводят к неординарным решениям.
- Роман Вячеславович, а как объяснить то, что однажды произошло со мной? Поступая в институт, я готовился к экзамену по физике. Во сне увидел задачку: надо было вычислить количество теплоты, необходимой для превращения куска льда определенной массы в пар. Проснувшись, на всякий случай повторил нужные формулы. В билете, который я вытянул, она и была - задачка из сновидения. Ясновидение в действии?
- Скорее - теория вероятности. Экзаменационных задачек разных типов не так уж и много. Шансы, что выпадет определенного типа, довольно высоки. Во сне вы сделали так называемый высоковероятностный прогноз. Он и сбылся. Повезло! Ну, и опять же, не на пустом месте.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Владимир ЛАГОВСКИЙ