Найти в Дзене
Заметки юриста

Действительно черная пятница: россияне стали массово экономить на одежде

Отечественные моллы, эти сияющие храмы общества потребления, некогда манившие обывателя кондиционированной прохладой и изобилием, к исходу 2025 года все больше напоминают мавзолеи былого благополучия. Надежды ритейлеров на «черную пятницу», которая по традиции должна была заставить кассовые аппараты дымиться от натуги, с треском провалились. Вместо потребительского угара и битв за последний размер мы наблюдаем унылую картину: россияне, затянув пояса так, что дышать становится трудновато, проходят мимо витрин с видом буддийских монахов, постигших тщетность всего сущего. Сухая статистика Mall Index, на которую ссылается «Коммерсантъ», безжалостно фиксирует этот тренд в цифрах. Даже в неделю тотальных распродаж, когда скидки рисовали чуть ли не красным маркером на лбу продавцов, трафик торговых центров по всей стране не то что не вырос, а «подприсел» на 4% год к году. В целом же ноябрь оказался провальным: минус 2% посетителей. Причем, если сытая Москва еще держится (спад всего 1%), то в

Отечественные моллы, эти сияющие храмы общества потребления, некогда манившие обывателя кондиционированной прохладой и изобилием, к исходу 2025 года все больше напоминают мавзолеи былого благополучия. Надежды ритейлеров на «черную пятницу», которая по традиции должна была заставить кассовые аппараты дымиться от натуги, с треском провалились.

Вместо потребительского угара и битв за последний размер мы наблюдаем унылую картину: россияне, затянув пояса так, что дышать становится трудновато, проходят мимо витрин с видом буддийских монахов, постигших тщетность всего сущего.

Сухая статистика Mall Index, на которую ссылается «Коммерсантъ», безжалостно фиксирует этот тренд в цифрах. Даже в неделю тотальных распродаж, когда скидки рисовали чуть ли не красным маркером на лбу продавцов, трафик торговых центров по всей стране не то что не вырос, а «подприсел» на 4% год к году. В целом же ноябрь оказался провальным: минус 2% посетителей. Причем, если сытая Москва еще держится (спад всего 1%), то в Петербурге ситуация совсем аховая — минус 4%. Похоже, в культурной столице первыми поняли, что старое пальто еще вполне ничего, а новые сапоги — это уже непозволительная роскошь.

Участники рынка, конечно, пытаются делать хорошую мину, но цифры — вещь упрямая. В одной из крупных fashion-групп признают обвал трафика сразу на 10%. Представители профильных союзов констатируют очевидное: народ перешел в режим жесткой, если не сказать тотальной экономии. Ритейлеры, чувствуя, как земля уходит из-под ног, судорожно режут закупки. Кому охота морозить деньги в товаре, который потом придется сливать за бесценок? Склады и так ломятся от неликвида, а покупатель нынче пошел привередливый и, главное, бедный.

Куда интереснее (и страшнее) выглядят данные «СберИндекса». Банковский «Большой брат», видящий каждую нашу трату, сообщает: расходы на одежду и обувь к концу ноября рухнули на 8,2% в годовом выражении. А в середине месяца, когда народ обычно начинает готовиться к зиме, провал и вовсе превышал 15%.

Отношение спада общих расходов (фиолетовый график) к спаду расходов на одежду и обувь (оранжевый)
Отношение спада общих расходов (фиолетовый график) к спаду расходов на одежду и обувь (оранжевый)

Это уже не просто экономия, это смена парадигмы. Россияне перестают обновлять гардероб, предпочитая донашивать то, что было куплено в «жирные» годы. Одежда из товара первой необходимости переходит в разряд инвестиций, на которые у большинства попросту нет лишних средств.

И здесь возникает прелюбопытнейший когнитивный диссонанс. С высоких трибун и экранов телевизоров нам бодро рапортуют о небывалом росте реальных доходов населения.

-3

Дескать, благодаря оборонзаказу и щедрым выплатам, две трети граждан стали богаче, а каждый пятый так и вовсе купается в деньгах. Однако, если отвлечься от бравурных отчетов ЦБ и заглянуть в холодильник (или в исследование Gallup), выясняется неприятное: доля тех, кому элементарно не хватает денег на еду, застыла на отметке 31%. Треть страны живет впроголодь, в то время как госстатистика рисует нам кривые процветания. Видимо, инфляция, реальная, а не росстатовская, сжирает эти «выросшие доходы» быстрее, чем они успевают дойти до кассы.

Перспективы, надо полагать, еще более мрачные. Экономисты из РАН и инвестиционных домов уже пугают грядущим в 2026 году повышением налогов. Речь идет о росте НДС до 22%. Этот налог, как известно, оплачивает конечный потребитель, то есть мы с вами. Эксперты оценивают фискальный удар в 1,8 трлн рублей, из которых 1,2 трлн вынут непосредственно из наших карманов. Покупательная способность, и без того дышащая на ладан, рискует получить контрольный выстрел.

Стратегия выживания уже сформирована, и она не сулит бизнесу ничего хорошего. По данным «Ромира», почти 60% потребителей сознательно отказываются от привычных брендов, переходя на дешевые аналоги (читай — китайский ширпотреб сомнительного качества). Почти половина граждан старается обходить магазины стороной, чтобы лишний раз не расстраиваться при виде ценников.

Эпоха демонстративного потребления закончилась, началась эра «штопки и ремонта». Рынок сжимается, как шагреневая кожа, и никакие маркетинговые ухищрения вроде «черных пятниц» уже не способны замаскировать эту зияющую дыру в карманах населения.

___________

Поддержать разовым донатом