Найти в Дзене

Шпионско-фантастический роман Владимира Корчагина "Именем человечества" - продолжение "Астийского эдельвейса"

По просьбам читателей рассказываю о фантастическом романе Владимира Корчагина "Именем человечества" (1989). Кстати, книга эта тоже была написана по просьбам читателей, заваливших автора письмами с требованиями поведать о дальнейшей судьбе героев романа "Астийский эдельвейс". Значит, не так уж и плоха была урезанная "молодогвардейская" версия романа, вышедшая в 1982 году, раз вызвала у прочитавших живой интерес к участи персонажей. Напомню, что в предыдущем материале на своём дзен-канале я писал об "Астийском эдельвейсе", основываясь на его полной версии, опубликованной в 1994 году Татарским книжным издательством (см. мою статью "Женщины и прочие загадки романа "Астийский эдельвейс" Владимира Корчагина").

Владимир Корчагин. Именем человечества. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1989 г. Тираж: 50000 экз. Художник В. Малякин.
Владимир Корчагин. Именем человечества. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1989 г. Тираж: 50000 экз. Художник В. Малякин.

"Именем человечества" - прямое продолжение "Астийского эдельвейса" с тем же главным героем. Авторский цикл из этих двух произведений, а проще говоря, дилогию, на сайте "Лаборатория фантастики", исходя из имени основного персонажа, назвали - "Максим Колесников".

Время, проведенное Максимом на инопланетном звездолёте Ао Тэо Ларра суперцивилизации Агно в компании прекрасной инопланетянки Мионы и её восхитительной, но чересчур по земным меркам циничной матери Этаны, вылилось в семь лет его отсутствия на Земле. Тайная исследовательская вахта неотразимых пришелиц на околоземной орбите закончилась, им пора возвращаться в лоно Агно. А вот Максим не хочет улетать с ними, хоть очаровательная Миона и ждёт от него ребёнка. Голова землянина набита разнообразными научными знаниями, которых он набрался в информатории Ао Тэо Ларра, и теперь Колесников стремится поскорее ознакомить с ними Родину.

Титульный разворот книги "Именем человечества" (1989). Художник В. Малякин.
Титульный разворот книги "Именем человечества" (1989). Художник В. Малякин.

Возникает вопрос, почему инопланетян на борту исполинского корабля только двое, и обе - дамы? Чтобы ответить на него, придётся вернуться к содержанию первой книги цикла, где сказано, что звездолёт пришельцев вследствие крупных галактических катаклизмов летел к Земле значительно дольше, чем планировалось, и почти все астронавты поумирали естественной смертью (гибернацию или анабиоз они почему-то не применяли, достижения их продвинутой медицины им тоже не помогли). Этана и Миона (мать и дочь) - последние из команды звездолёта Ао Тэо Ларра, обе они родились на его борту. Если я скажу, что Этана и Миона являются сёстрами по отцу, то станет понятно, какие у пришельцев были серьёзные трудности с воспроизводством экипажа. И всё же - лучше считайте, что я вам этого не говорил: моральные нормы у инопланетян (да ещё и в галактическом перелёте) особенные, а вынести такое может не каждый отечественный любитель фантастики (да ещё и не читавший Филипа Фармера, у которого, кстати, есть роман с подходящим названием - "Грех межзвёздный")...

Форзац книги Владимира Корчагина "Именем человечества" (1989). Художник В. Малякин.
Форзац книги Владимира Корчагина "Именем человечества" (1989). Художник В. Малякин.

Командир корабля пришельцев Этана на прощание снабдила Максима диском с с самой полной информацией о научных достижениях цивилизации Агно. Знания, уже накопленные и зафиксированные в памяти землянина, теперь подкреплены сведениями на специальном носителе, с которым Колесников, благодаря вживлённому у него за ухом чипу, может поддерживать связь (на небольшом расстоянии). Теперь наш герой, глубочайше озабоченный гибельными последствиями гонки ядерных вооружений, набирающей на Земле обороты, знает, как нейтрализовать накопленные и всё увеличивающиеся атомные арсеналы. Ему известно (в теории), как остановить реакцию ядерного распада нейтринной стабилизацией радиоактивных элементов.

Предусмотрительная Этана, подарившая Колесникову этот бесценный диск, сделала Максиму все необходимые личные документы и даже прописку в Кисловодске в квартире его очень близкой знакомой Татьяны Тропининой, но об этом герой пока не знает. В своё время он спас девушку Таню в Вормалее от бандитов, а Таня его спасла от смерти на вершине скалы Зуб Шайтана. Вообще-то, Тропинина в первой части романа умерла... Напоминаю, что я отталкиваюсь от авторской версии "Астийского эдельвейса", вышедшей в 1994 году, в сокращённой версии романа 1982 года этого персонажа не было.

А вот и скала Зуб Шайтана из романа "Именем человечества", какой её видит художник В. Малякин.
А вот и скала Зуб Шайтана из романа "Именем человечества", какой её видит художник В. Малякин.

Высадили героя на Землю почему-то не в Кисловодске, а в том самом сибирском Вормалее, где происходили многие события первой книги цикла. "Высадили" - громко сказано, на самом деле роботы Этаны перенесли Максима в бессознательном состоянии в стоящую у самого леса избёнку старого охотника Степана Силкина и ввергли в летаргический сон. А Силкин, в свою очередь, доставил Колесникова в местную больницу, где герой пять суток пролежал без памяти, а когда пришёл в себя, то ничего не мог вспомнить... Но постепенно память к Максиму вернулась, а расчётливая Этана провела с ним последний сеанс гравитационной связи (звездолёт Ао Тэо Ларра покидает Солнечную систему, коммуникации больше не будет) и объяснила, что в Кисловодске героя ждёт Татьяна (вот радость-то, ведь Максим был уверен, что Тани нет в живых). Но Этана не сказала, что у Тропининой есть восьмилетний сын Вовка от Максима, о существовании которого Колесников пока даже и не подозревает.

Рисунок В. Малякина из книги В. Корчагина "Именем человечества" (1989).
Рисунок В. Малякина из книги В. Корчагина "Именем человечества" (1989).

Тем временем симпатичная и доброжелательная Татьяна Тропинина совершает чудесные исцеления в кисловодском кардиологическом санатории, где она работает врачом. Эта милая женщина помогает страдающему сердечным заболеванием главврачу Андрею Николаевичу Зорину справиться с недугом. Да так помогает, что сердце пожилого доктора начинает страдать уже по Татьяне. Тут надо сказать, что к чудесному воскрешению самой Тропининой приложили свои нежные ручки пришелицы из системы Агно. В Вормалее Таню похоронили, но на самом деле это автоматы Этаны уложили Тропинину в анабиоз, сымитировав её смерть, а потом даже могилка Тани исчезла с местного кладбища. Честно говоря, этот роман Владимира Корчагина мне, в отличие от полного варианта первой части цикла, очень трудно оценить положительно, столько в нём всяческих неловких нелепиц и несуразностей... А если бы Таню, уверенные в её смерти вормалеевские врачи, отправили на вскрытие? Да и должны были отправить... А, может, и отправили?

Нахзац книги Владимира Корчагина "Именем человечества" (1989). Художник В. Малякин.
Нахзац книги Владимира Корчагина "Именем человечества" (1989). Художник В. Малякин.

Таким образом, Татьяна Тропинина прямо из могилы оказалась на звездолёте инопланетян, где и произошло её чудесное воскрешение. В принципе, здесь ей могли и новые внутренности вставить... Ладно не буду таким злым. Таня проводит на Ао Тэо Ларра около года, тут её исцеляют от болезни, приведшей к смерти, тут она рожает сына Вовку. Но вот на корабле пришельцев появляется Колесников, и Тропинину срочно отправляют на Землю: зачем Таня на звездолёте, ведь здесь для Максима есть Миона... При этом ни Максим, ни Таня не знают о том, что они одновременно какое-то время были на Ао Тэо Ларра. Кстати, с Мионой не всё просто, у инопланетянок, вследствие их замысловатой эволюции и не менее замысловатой фантазии автора, очень трудный предродовой период. Забеременевшая от Колесникова Миона постоянно находится в строгой изоляции и в лечебном сне. Заодно отмечу, что автор придумал условие, по которому дети, родившиеся на Ао Тэо Ларра, на Земле жить не могут, им регулярно требуются определённые процедуры. Этана обучила Таню нужным методикам и выдала ей чудодейственный радиоактивный порошок. Теперь, уже в Кисловодске, Тропинина пудрит им руки и лечит сына, и всех прочих, в том числе и себя (порошок помог Татьяне выжить после того, как она попала под машину).

Владимир Корчагин. Именем человечества. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1989 г.
Владимир Корчагин. Именем человечества. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1989 г.

Как бы мне закончить пересказ завязки этой на самом деле не очень толстой книжки, уж больно много автор в ней наворотил... А ведь я ещё не сказал самого главного! Роман-то - шпионский! Астрономы, и не только отечественные, давно заметили, что в поле тяготения Земли вносит возмущения какой-то невидимый искусственный объект массой в несколько миллионов тонн. Наши заокеанские, мягко говоря, "конкуренты" опасаются вмешательства пришельцев в их систему Глобальной космической обороны (читай - "Глобального космического нападения"). Одновременно директору ЦРУ докладывают, что "в научной периодике русских перестали появляться публикации, касающиеся нейтрино". Иностранная разведка усиливает наблюдение за Институтом ядерной физики в одном из городов Подмосковья, стараясь выйти на сотрудников отдела, занимающегося исследованиями нейтрино. В разработку попадает аспирант (я уже ранее писал, что аспиранты - любимые герои писателя Корчагина), ныне старший научный сотрудник института, защитивший диссертацию на тему слабых взаимодействий, Дмитрий Зорин. Это сын упомянутого выше главврача кисловодского санатория Андрея Николаевича Зорина. Дмитрий собирается жениться и как раз едет в отпуск, в Кисловодск, попросить отцовского благословления. В поезде его начинает охмурять шпион, у которого в Кисловодске есть "сестра" - обольстительная красотка Алла, которая продолжит обработку Дмитрия с другого конца. Для вражеских агентов всё вроде бы началось удачно: Дмитрий повёлся на Аллу. Но, когда отец познакомил сына с необыкновенной Татьяной Тропининой, Дмитрий не только перестал думать о прелестях обворожительной Аллы (с которой уже успел переспать), но и невесту свою напрочь забыл...

Рисунок В. Малякина из книги В. Корчагина "Именем человечества" (1989).
Рисунок В. Малякина из книги В. Корчагина "Именем человечества" (1989).

Примерно в это же время руководство ЦРУ получает информацию о том, что неопознанный объект, что до недавнего времени "болтался вокруг Земли и не поддавался никаким методам обнаружения" (они называют его "феноменом икс"), напрямую связан с непонятными явлениями и НЛО, которые русские уже несколько лет наблюдают в окрестностях таёжного селения Вормалей. В Вормалей немедленно внедряют шпиона, который должен собрать нужную информацию. В поле его зрения тут же попадает Максим Колесников, окружённый ореолом загадок...

Ситуация осложняется. Колесникову грозит помещение в психиатрическую лечебницу. Вражеские агенты вьются вокруг Максима, ищут инопланетный диск с бесценной информацией, а старый охотник Силкин, неизвестно где спрятавший подарок Этаны, вообще исчез... Колесников тайно выезжает в Кисловодск, надеясь найти Таню. В поезде, впервые заглянув в паспорт, полученный от Этаны, Максим видит свою прописку в Кисловодске по определённому адресу, но пока не знает, что это адрес квартиры Тропининой.

Вот теперь мозаика романа начинает складываться. В Кисловодске Максим, Таня и Вовка, наконец, встречаются. Колесников знакомится с отцом и сыном Зориными. Колесников и Зорин-младший, используя инопланетные знания Максима, приступают к созданию нейтринного генератора, который сделает абсолютно бесполезным всё ядерное оружие (а заодно - атомные электростанции и атомные ледоколы). Скорейшему созданию установки нейтринной стабилизации мешают подлые шпионы, эгоизм Дмитрия и заскорузлый делец от науки, карьерист-бюрократ Саакян, исполняющий обязанности директора института ядерной физики.

Рисунок В. Малякина из книги В. Корчагина "Именем человечества" (1989).
Рисунок В. Малякина из книги В. Корчагина "Именем человечества" (1989).

В целом повесть написана более-менее складно, но иногда сдержанность покидает автора и появляются чересчур уж эксцентричные страницы. Например те, что посвящены угону самолёта, на борту которого находятся Максим и Дмитрий, из воздушного пространства СССР в Турцию, с последующим похищением названных персонажей уже из Турции и вывозом их в США. Откуда герои почти мгновенно, оставив в дураках всех врагов, возвращаются домой целыми и невредимыми. А всё благодаря инопланетным приблудам, описание работы которых, даже меня, очень толерантного и привычного ко всему, что пишут в фантастических книжках, выводит из спокойного состояния: "«Ампула с нептунием – вот что поможет мне сейчас». Максим провел ладонью по голове, чтобы удостовериться, что ампула на месте.. Этот крохотный баллончик, толщиной чуть больше человеческого волоса, искусно закрепленный Таней у него в прическе, был истинным шедевров даже среди изделий, изготовленных автоматами Этаны. Сделанный из чрезвычайно легкого, абсолютно непроницаемого для радиоактивного излучения материала, он открывался только по мысленному приказу человека, имеющего элемент связи. И открывался либо лишь настолько, чтобы высвободить две-три крупинки вещества, либо ещё меньше, – чтобы выбросить мощный направленный поток радиации...". Радиоактивным излучением из этой ампулы Максим и напугал тех, кого следует. Я, кстати, обратил внимание, что герои всех прочитанных мною произведений Корчагина, сталкиваясь с радиоактивным излучением и его источниками, ведут себя непростительно беспечно. Да, вот ещё что, благодаря своему заушному чипу, Колесникову достаточно прикоснуться к человеку, чтобы подчинить его своей воле. Максим это умение почти не применяет, использует только против самых заклятых врагов.

Рисунок В. Малякина из книги В. Корчагина "Именем человечества" (1989).
Рисунок В. Малякина из книги В. Корчагина "Именем человечества" (1989).

Шпионы в книге - очень все хитрые, но неумные, а наши - умные, но не все. На уровне высокого начальства, типа главы Академии Наук, Максим встречает полное понимание и благожелательное отношение, но не сразу. Органы безопасности тихо и незаметно делают своё дело, а заодно и ошибки. Персонажи романа не всегда ведут себя логично, поэтому автору, который сам же и загоняет их в чрезвычайные ситуации, приходится выдумывать какие-то сказочные выходы из собственноручно созданных глухих тупиков. Невооружённым глазом видно, что работа в формате шпионского романа - не самая яркая грань творчества Владимира Корчагина, отлично зарекомендовавшего себя приключенческо-просветительскими произведениями "Тайна реки Злых Духов" и "Конец легенды".

Рисунок В. Малякина из книги В. Корчагина "Именем человечества" (1989).
Рисунок В. Малякина из книги В. Корчагина "Именем человечества" (1989).

Цель написания романа "Именем человечества" - была, конечно же, самая благая. Автор отчётливо акцентирует внимание читателей на том, что прежде всего следует думать о Родине: его основной герой Максим Колесников всегда и при любых обстоятельствах так и поступает, используя раскрываемые им природные тайны и инопланетные загадки для преуспевания и процветания Отчизны. Не менее важна и выразительно показанная в книге озабоченность автора и его героя безопасностью нашей страны.

Забегая вперёд, скажу, что честный и неподкупный Максим Колесников победит всех недругов, построит и применит свой нейтринный антиядерный генератор. Но писатель Владимир Владимирович Корчагин во всех своих произведениях обязательно наполняет сюжет бесконечной чередой неожиданных "сюрпризов". Неожиданности будут ждать читателей романа "Именем человечества" вплоть до финальных страниц книги...

Дорогие читатели, поддержите автора маленьким, но искренним донатом!

Владимир Ларионов о книгах, фильмах и не только... | Дзен

О жизни и произведениях Владимира Корчагина на моём дзен-канале:

"Остров-призрак" и его робинзоны. "Конец легенды" Владимира Корчагина

Инопланетяне зарылись под землю на Тянь-Шане и деградируют: "Узники страха" Владимира Корчагина

Женщины и прочие загадки романа "Астийский эдельвейс" Владимира Корчагина

Ещё о книгах про шпионов на моём дзен-канале:

Фантастико-шпионская повесть "Тайна голубого стакана" с отравленными конфетами для пионера, которую прочитали мои друзья

"Серая скала" Николая Автократова. Шпионская повесть, которая пугала детей

"Бумеранг не возвращается", "По замкнутому кругу", "На критических углах"... И другие шпионские повести Виктора Михайлова

Сатирический шпионский роман "Нокаут" (1958) и его автор Олег Сидельников

Приключенческая фантастика Юрия Шпакова

Фантастическая повесть "Из железного плена" Георгия Ефремова. Новое прочтение. Новый автор?