Найти в Дзене
"Налегке"

Как снимали культовый триллер «Основной инстинкт», за кадром скандала

«Основной инстинкт» — картина, которая ворвалась в мировое кино в 1992 году, стала не просто хитом, а культурным явлением. За скандальной славой, откровенными сценами и острой интригой скрывается не менее драматичная история создания. Путь фильма от идеи до мировой премьеры был полон конфликтов, творческих споров и неожиданных решений, навсегда изменивших судьбы его создателей. В основе будущего шедевра лежал текст сценариста Джо Эстерхаза. К началу 1990-х его карьера переживала не лучшие времена, и тогда он вспомнил старую идею о женщине-злодейке. По легенде, Эстерхаз буквально заперся у себя и написал сценарий всего за тринадцать дней. Работа получилась настолько яркой, что за нее развернулась настоящая торговая война между студиями. Права в итоге приобрела компания Carolco Pictures, известная своими рисковыми и дорогими проектами, заплатив за сценарий рекордные на тот момент 3 миллиона долларов. Интересно, что у главных героев были реальные прототипы. Образ детектива Ника Каррэна

«Основной инстинкт» — картина, которая ворвалась в мировое кино в 1992 году, стала не просто хитом, а культурным явлением. За скандальной славой, откровенными сценами и острой интригой скрывается не менее драматичная история создания. Путь фильма от идеи до мировой премьеры был полон конфликтов, творческих споров и неожиданных решений, навсегда изменивших судьбы его создателей.

В основе будущего шедевра лежал текст сценариста Джо Эстерхаза. К началу 1990-х его карьера переживала не лучшие времена, и тогда он вспомнил старую идею о женщине-злодейке. По легенде, Эстерхаз буквально заперся у себя и написал сценарий всего за тринадцать дней.

Работа получилась настолько яркой, что за нее развернулась настоящая торговая война между студиями. Права в итоге приобрела компания Carolco Pictures, известная своими рисковыми и дорогими проектами, заплатив за сценарий рекордные на тот момент 3 миллиона долларов. Интересно, что у главных героев были реальные прототипы. Образ детектива Ника Каррэна был навеян полицейским, знакомым Эстерхазу по его журналистской работе в криминальной хронике. А идея характера Кэтрин Трамелл родилась после встречи с одной танцовщицей, которая шокировала сценариста рассказом об убийствах своих любовников.

-2

Кастинг на главные роли стал отдельным испытанием. Продюсеры видели в роли детектива Ника только Майкла Дугласа, который к тому времени уже был обладателем двух премий «Оскар» и имел успешный опыт в эротическом триллере «Роковое влечение». Однако актер согласился не сразу. Его, как и многих других приглашенных звезд (среди которых назывались имена Харрисона Форда, Роберта Де Ниро и Джека Николсона), смущало обилие откровенных сцен и требование появляться в кадре обнаженным.

С ролью Кэтрин Трамелл ситуация была еще сложнее. От предложения отказались почти все топ-актрисы того времени: Джулия Робертс, Мэг Райан, Мишель Пфайффер, Ким Бейсингер и другие. Их отпугивала провокационность персонажа и риск для репутации.

Единственным человеком, кто верил в идеальную кандидатуру, был режиссер Пол Верховен. Он настаивал на Шэрон Стоун, с которой уже работал во «Вспомнить все». На тот момент ее карьера не была успешной, а сама актриса сомневалась в своем выборе, понимая, что студия ждет большую звезду. Чтобы убедить режиссера, она пришла на встречу в обтягивающем платье, полностью вжившись в образ роковой соблазнительницы. Ее гонорар составил скромные 500 тысяч долларов, в то время как Дуглас получил 14 миллионов.

-3

Самый известный эпизод фильма — допрос Кэтрин Трамелл в полицейском участке — изначально даже не был прописан в сценарии. Идею подал Верховен, вспомнивший похожую историю из своей юности. По словам режиссера, его целью было показать, как персонаж Стоун одной лишь деталью поведения выводит из равновесия всех мужчин в комнате, захватывая власть над ситуацией.

Однако способ достижения этого эффекта до сих пор вызывает споры. Шэрон Стоун в своих мемуарах утверждает, что Верховен уговорил ее снять нижнее белье, объяснив это тем, что белый цвет будет сильно отсвечивать под софитами. Актриса была убеждена, что кадры будут сняты так, что ничего откровенного зритель не увидит. Узнала она правду только на предпремьерном показе. Потрясенная, она дала режиссеру пощечину и хотела вырезать сцену, но в итоге оставила все как есть.

Сам Пол Верховен в интервью позже опровергал эту историю, утверждая, что Стоун все прекрасно понимала и осознанно пошла на этот шаг. Как бы то ни было, именно этот момент стал визитной карточкой картины и мгновенно вознес Шэрон Стоун на вершину мировой славы.

Съемочный процесс проходил в атмосфере постоянного напряжения. Между Дугласом и Стоун, которую он поначалу не воспринимал как равную партнершу по статусу, возникали споры. Майкл Дуглас, к слову, настоял на том, чтобы количество его обнаженных сцен было не меньше, чем у Стоун. Он боялся, что его персонаж на фоне яркой Трамелл будет выглядеть блекло и хотел показать его уязвимость.

Главным же противостоянием за кулисами стала битва за финал. И Дуглас, и Верховен изначально выступали за то, что полицейский должен был разоблачить и застрелить злодейку. Однако сценарист Джо Эстерхаз яростно отстаивал свою идею о торжестве зла и беспомощности мужчины перед женским очарованием. В результате был достигнут компромисс: Верховен и Дуглас согласились на открытый финал с намеком на нож под кроватью, а Эстерхаз смирился с излишней, на его взгляд, откровенностью многих сцен.

Не меньше проблем создавали и внешние факторы. Активные протесты у съемочной площадки устраивали представители ЛГБТ-сообщества, обвиняя создателей фильма в гомофобии и продвижении негативных стереотипов о бисексуальных женщинах. Протесты были настолько масштабными, что потребовалось вмешательство полиции. Чтобы снять напряжение, Верховен пошел на необычный шаг — показал активистам рабочий материал. Увидев сложность и неоднозначность персонажей, большинство протестующих прекратили свои акции.

Перед выходом в прокат фильму предстояло пройти через строгий контроль Американской ассоциации кинокомпаний. Чтобы избежать «взрослого» рейтинга NC-17, который фактически закрывал бы путь в большинство кинотеатров, Верховену пришлось перемонтировать фильм 14 раз. Были смягчены или сокращены некоторые наиболее откровенные сцены насилия и секса. В результате лента получила рейтинг R, разрешающий просмотр до 17 лет только в сопровождении взрослых, что обеспечило ей широкий прокат.

-4

Фильм вышел на экраны в марте 1992 года и мгновенно стал сенсацией. При бюджете в 49 миллионов долларов его мировые сборы составили почти 353 миллиона, сделав его одним из самых кассовых проектов года.

«Основной инстинкт» кардинально изменил жизнь Шэрон Стоун, превратив ее из малоизвестной актрисы в мировую звезду. Однако эта роль на долгие годы стала для нее и проклятием. В 2004 году во время судебного процесса об опеке над усыновленным сыном факт съемок в откровенных сценах был использован против актрисы как доказательство ее «неподобающего» поведения, и она проиграла дело.

Несмотря на споры, картина вошла в историю как эталон эротического триллера. Она показала, как можно мастерски балансировать на грани, сочетая сложный детективный сюжет, глубокую психологию персонажей и откровенную чувственность. Мгновения, созданные в атмосфере творческих конфликтов и борьбы амбиций, сложились в цельную картину, которая продолжает завораживать и вызывать спустя десятилетия после своего создания.

Открытый финал, где под кроватью лежит ледоруб, оставляющий вопрос об истинной природе главного инстинкта — убийства, страсти или выживания, — стал гениальной метафорой всего фильма. Это история о том, как создавалось кино, смелое, рискованное и навсегда оставившее след в культуре.

Понравилась статья поставьте лайк и подпишись на канал