Красивая афиша, не правда ли? Уже больше года идёт этот спектакль по пьесе писателя-эмигранта Бориса Зайцева, а я только не так давно о нём узнала. Была в РАМТе на другом спектакле и вдруг увидела эту красивую романтическую афишу, зацепившую меня, я поинтересовалась содержанием пьесы, которое меня вполне устроило. Захотелось прошловековой романтики Серебряного века, захотелось подышать воздухом (или пылью?) той эпохи. Купила билет. И вот сбылось - я на спектакле.
Занавес открылся, и вот такая мрачная картина предстала нашему взору. Фотографировать не разрешено, потому воспользовалась фотографией некоего Сергея Петрова, спасибо ему.
Всё действие проходило на этом печальном траурном фоне, изредко наполняемого и разбавляемого белыми одеждами невесть откуда и непонятно зачем пробегающих молодых девушек и юношей., которые галопом в прямом и переносном смысле неслись по сцене змейкой. Они, как пишут умные критики, символизируют собой молодость, юность, новое поколение, наступающее на пятки старому отмирающему миру, и своей беготнёй нарушают спящую атмосферу старой усадьбы, куда съехались родственники и знакомцы старого хозяина.
Пьеса Бориса Зайцева - известного писателя Серебряного века и русского зарубежья, покинувшего Россию в 1922 году, написана в 1911 году, и именно ее в те времена выбрали студийцы Евгения Вахтангова для его режиссерского дебюта. И благополучно провалили!
Может быть, тогда эта постановка о том, что мир, превратившийся в болото, где время уснуло, надо менять, была актуальна, но сейчас эта пьеса просто вызывает интерес к тому времени: а как они там тогда жили? Любопытно.
Скажу одно от себя: плохо жили, скучно и занимались всякого рода фигнёй, меняя мужей и жён. Пьеса абсолютно подражательная чеховским пьесам. Недаром сам Борис Зайцев говорил, что это его Чехов совратил написать пьесу. Чехов к тому времени уж семь лет как умер, но слава Чехова, видимо, не давала Зайцеву покоя, и он решился написать пьесу в чеховском духе. Но вышло глупо, пошло, бездарно и потому тошно. Тошно смотреть на этих мечущихся без толку героев, слушать разглагольствования Фортунатова и искать смысл в примитивной бессмысленности.
О чём же этот мрачный спектакль в мрачных тонах? Он о любви, оказывается. За полтора часа мы узнаем, кто в кого влюблён, кто кому изменяет, кто кого бросил, кто кому рога наставил, кто остался с носом и в дураках.
"Вообще в этой семейной саге всё очень запутано. Юная Наташа (актриса Анастасия Волынская) влюблена в своего отчима. Отчим Николай Николаевич (Денис Баландин) влюбляется в роковую красавицу Марью Александровну (Дарья Рощина), жену профессора Фортунатова. И уезжает с ней. Делает это не тайно, а у всех на глазах. Его домочадцы этому как будто даже рады, никто не препятствует, не устраивает сцен. Наоборот, Елена, жена Николая Николаевича (Анна Тараторкина), дает ему лошадей – только бы поскорее уехал. Поскольку она мужа не любит, а любит профессора Фортунатова (Максим Керин). В Елену в свою очередь давно и безнадежно влюблен Тураев, которого играет Евгений Редько". (Цитата взята с сайта WWW.KP.RU от 20 сентября 2024 г).
Вот, скажите, стоит смотреть эту пьесу ни о чём? Бездарную, никчёмную? Бездарно поставленную и бездарно сыгранную?
Ну почитаем отзывы об этой постановке. Вот пишет на Афише.ру Marina R., она побывала на том же спектакле вчера, когда и я была: "Первый раз видела, что актеры в театре просто говорят, абсолютно не играют, ноль эмоций и души. Говорят и бегают. Интересно, это правда задумка режиссера такая, это он считает, что молодая девушка от избытка чувств должна падать ниц, залезать на скамейку, прыгать, скакать и танцевать - и все это за одну минуту"?
А вот ещё:
"Позор для любимого театра! Нудно, затянуто, на сцене только диалоги, актеров практически не слышно. Ни один не играет, нет эмоций. К заявленной классике не имеет отношения! Не стоит времени и денег".
"Невероятно скучный, пустой спектакль, никчемная драматургия. Ни один из характеров не раскрыт, нет внятной идеи, актеры играют, мягко говоря, так себе. Женщина объясняется в любви мужчине с интонацией диктора, объявляющего станции в метро. В прогнозе погоды больше эмоций, честное слово. Читала, что сравнивают с чеховскими пьесами. Ну нет, граждане, до Чехова этому опусу, как до Юпитера на лифте. Единственный обнаруженный плюс - спектакль красивый, за что респект художнику-постановщику. В остальном - никуда не годится".
Но это мы, глупые зрители, не воспринимаем эту серость, а вот художественный руководитель театра Алексей Владимирович Бородин считает иначе: "Эта пьеса, несмотря на словесный импрессионизм, таит в себе внятную и важную для меня тему: жизнь забыта. А именно сейчас, мне кажется, пора вспомнить, что мы живем для самой жизни. Мы ставим своей задачей выжить и не по мелкому счету. Не вляпаться ни в какие сплетни, разломы, доносы. А это сегодня, своего рода, протест против уничтожения личности, против растаптывания нормальной частной жизни, которая важна сама по себе и никто не вправе ее останавливать. Герои пьесы это понимают: только свою жизнь реализовать во всех противоречиях, на максимальной отдаче, как будто в последний день".
Вы что-нибудь поняли из этого абзаца? Вот ещё уточнение: режиссер Алексей Бородин полагает, что посыл: смысл жизни в самой жизни, очень важен и в сегодняшнее «смутное время». Жизнь человека сама по себе таит интереснейшие вещи.
Кто-то не согласен? Вы вот ещё разочек прочитайте: "Мы ставим своей задачей выжить и не по мелкому счету. Не вляпаться ни в какие сплетни, разломы, доносы. А это сегодня, своего рода, протест против уничтожения личности, против растаптывания нормальной частной жизни, которая важна сама по себе и никто не вправе ее останавливать".
То есть режиссёр нам советует сидеть в норке тихо-тихо, жить своей животной жизнью, обмениваясь жёнами-мужьями, влюбляясь в своих отчимов, и не высовываться из своей серой мышиной норки, занимаясь своей мышиной вознёй, потому что не дай бог вляпаться в какие-то "сплетни, разломы, доносы".
И это при том, что героиня пьесы роковая красавица Марья Александровна ищет героя, потому что её муж профессор вовсе не героического склада, и она находит героя в лице Николая Николаевича, мужа дочери хозяина дома Александра Петровича, Елены Александровны, хладнокровно в одночасье бросает своего мужа-профессора, Николай Николаевич бросает Елену Александровну и все с этим согласны, ну как же "не дай бог вляпаться ни в какие сплетни".
Видите, какая безжалостная красавица Марья Александровна? От такой можно всего ожидать, роковая женщина, однако. А это рядом супруг ейный Фортунатов Диодор Алексеевич ( и чего это Зайцеву вздумалось назвать профессора таким вычурным именем?).
А вот ещё парочка отзывов на дорожку:
"З месяца не могла попасть на этот спектакль по разным причинам. Люблю этот театр и начиталась положительных отзывов об Усадьбе... Наконец,свершилось.Посетила. Если кратко - спектакль не длинный, 1 час 40 мин. без антракта. Если бы был антракт - ушла бы. Сразу хочу сказать,что не ухожу со спектаклей. Уважаю актеров и стараюсь досмотреть.Но здесь было ощущение ,что надо мной издеваются! Странный сюжет,странные персонажи,сумбур и бесконечная беготня по сцене.Бред какой- то...".
"Бред о любви без любви. Мрачно и скучно".
И вот от таких склочных переживаний нестарый ещё Александр Петрович Ланин, 59 лет от роду, уходит в мир иной, о чём служанка возвещает из окна второго этажа дачи, так буднично и серо: " Александр Петрович умер". То есть, видимо, изъявил "протест против уничтожения личности, против растаптывания нормальной частной жизни, которая важна сама по себе и никто не вправе ее останавливать".
Вот такое посыл заложен в этой пьесе, по мнению режиссёра-постановщика Александра Владимировича Бородина. И никто его не переубедил. Да и переубеждать-то человека в таком возрасте бесполезно, возраст-то не то, что у Александра Петровича, который возьми да помре в 59 лет. Интересный вопрос возникает: и кто же у нас нынче так частную жизнь заедает, кто ж её, горемычную, растаптывает? По-моему, Зайцев всё-таки о другом писал. Но тем не менее, Бородину конечно, виднее, ведь у него такое пикантное начало жизни: родился он 6 июня 1941 года в Циндао (Китай) в семье русских эмигрантов первой волны. В 1954 году семья вернулась в СССР.
Вот что-нибудь из жизни эмигрантов поставил бы. Интересно же. А в усадьбе Ланиных страсти какие-то бесстрастные, любовь безлюбовная, а в конце концов пьеса оканчивается смертью. Разве такие депрессивные пьесы нужны в наше и без того нелёгкое время? А?