Найти в Дзене
Культуру - в массы!

Усадьба Ланиных в РАМТе. Серый спектакль в серых тонах

Красивая афиша, не правда ли? Уже больше года идёт этот спектакль по пьесе писателя-эмигранта Бориса Зайцева, а я только не так давно о нём узнала. Была в РАМТе на другом спектакле и вдруг увидела эту красивую романтическую афишу, зацепившую меня, я поинтересовалась содержанием пьесы, которое меня вполне устроило. Захотелось прошловековой романтики Серебряного века, захотелось подышать воздухом (или пылью?) той эпохи. Купила билет. И вот сбылось - я на спектакле. Занавес открылся, и вот такая мрачная картина предстала нашему взору. Фотографировать не разрешено, потому воспользовалась фотографией некоего Сергея Петрова, спасибо ему. Всё действие проходило на этом печальном траурном фоне, изредко наполняемого и разбавляемого белыми одеждами невесть откуда и непонятно зачем пробегающих молодых девушек и юношей., которые галопом в прямом и переносном смысле неслись по сцене змейкой. Они, как пишут умные критики, символизируют собой молодость, юность, новое поколение, наступающее на пятки

Красивая афиша, не правда ли? Уже больше года идёт этот спектакль по пьесе писателя-эмигранта Бориса Зайцева, а я только не так давно о нём узнала. Была в РАМТе на другом спектакле и вдруг увидела эту красивую романтическую афишу, зацепившую меня, я поинтересовалась содержанием пьесы, которое меня вполне устроило. Захотелось прошловековой романтики Серебряного века, захотелось подышать воздухом (или пылью?) той эпохи. Купила билет. И вот сбылось - я на спектакле.

-2

Занавес открылся, и вот такая мрачная картина предстала нашему взору. Фотографировать не разрешено, потому воспользовалась фотографией некоего Сергея Петрова, спасибо ему.

Всё действие проходило на этом печальном траурном фоне, изредко наполняемого и разбавляемого белыми одеждами невесть откуда и непонятно зачем пробегающих молодых девушек и юношей., которые галопом в прямом и переносном смысле неслись по сцене змейкой. Они, как пишут умные критики, символизируют собой молодость, юность, новое поколение, наступающее на пятки старому отмирающему миру, и своей беготнёй нарушают спящую атмосферу старой усадьбы, куда съехались родственники и знакомцы старого хозяина.

Пьеса Бориса Зайцева - известного писателя Серебряного века и русского зарубежья, покинувшего Россию в 1922 году, написана в 1911 году, и именно ее в те времена выбрали студийцы Евгения Вахтангова для его режиссерского дебюта. И благополучно провалили!

Может быть, тогда эта постановка о том, что мир, превратившийся в болото, где время уснуло, надо менять, была актуальна, но сейчас эта пьеса просто вызывает интерес к тому времени: а как они там тогда жили? Любопытно.

Скажу одно от себя: плохо жили, скучно и занимались всякого рода фигнёй, меняя мужей и жён. Пьеса абсолютно подражательная чеховским пьесам. Недаром сам Борис Зайцев говорил, что это его Чехов совратил написать пьесу. Чехов к тому времени уж семь лет как умер, но слава Чехова, видимо, не давала Зайцеву покоя, и он решился написать пьесу в чеховском духе. Но вышло глупо, пошло, бездарно и потому тошно. Тошно смотреть на этих мечущихся без толку героев, слушать разглагольствования Фортунатова и искать смысл в примитивной бессмысленности.

 Сцена изспектакля. Фото из интернета
Сцена изспектакля. Фото из интернета

О чём же этот мрачный спектакль в мрачных тонах? Он о любви, оказывается. За полтора часа мы узнаем, кто в кого влюблён, кто кому изменяет, кто кого бросил, кто кому рога наставил, кто остался с носом и в дураках.

"Вообще в этой семейной саге всё очень запутано. Юная Наташа (актриса Анастасия Волынская) влюблена в своего отчима. Отчим Николай Николаевич (Денис Баландин) влюбляется в роковую красавицу Марью Александровну (Дарья Рощина), жену профессора Фортунатова. И уезжает с ней. Делает это не тайно, а у всех на глазах. Его домочадцы этому как будто даже рады, никто не препятствует, не устраивает сцен. Наоборот, Елена, жена Николая Николаевича (Анна Тараторкина), дает ему лошадей – только бы поскорее уехал. Поскольку она мужа не любит, а любит профессора Фортунатова (Максим Керин). В Елену в свою очередь давно и безнадежно влюблен Тураев, которого играет Евгений Редько". (Цитата взята с сайта WWW.KP.RU от 20 сентября 2024 г).

Сцена из спектакля. Фото из интернета.
Сцена из спектакля. Фото из интернета.

Вот, скажите, стоит смотреть эту пьесу ни о чём? Бездарную, никчёмную? Бездарно поставленную и бездарно сыгранную?

Ну почитаем отзывы об этой постановке. Вот пишет на Афише.ру Marina R., она побывала на том же спектакле вчера, когда и я была: "Первый раз видела, что актеры в театре просто говорят, абсолютно не играют, ноль эмоций и души. Говорят и бегают. Интересно, это правда задумка режиссера такая, это он считает, что молодая девушка от избытка чувств должна падать ниц, залезать на скамейку, прыгать, скакать и танцевать - и все это за одну минуту"?

А вот ещё:

"Позор для любимого театра! Нудно, затянуто, на сцене только диалоги, актеров практически не слышно. Ни один не играет, нет эмоций. К заявленной классике не имеет отношения! Не стоит времени и денег".

"Невероятно скучный, пустой спектакль, никчемная драматургия. Ни один из характеров не раскрыт, нет внятной идеи, актеры играют, мягко говоря, так себе. Женщина объясняется в любви мужчине с интонацией диктора, объявляющего станции в метро. В прогнозе погоды больше эмоций, честное слово. Читала, что сравнивают с чеховскими пьесами. Ну нет, граждане, до Чехова этому опусу, как до Юпитера на лифте. Единственный обнаруженный плюс - спектакль красивый, за что респект художнику-постановщику. В остальном - никуда не годится".

Но это мы, глупые зрители, не воспринимаем эту серость, а вот художественный руководитель театра Алексей Владимирович Бородин считает иначе: "Эта пьеса, несмотря на словесный импрессионизм, таит в себе внятную и важную для меня тему: жизнь забыта. А именно сейчас, мне кажется, пора вспомнить, что мы живем для самой жизни. Мы ставим своей задачей выжить и не по мелкому счету. Не вляпаться ни в какие сплетни, разломы, доносы. А это сегодня, своего рода, протест против уничтожения личности, против растаптывания нормальной частной жизни, которая важна сама по себе и никто не вправе ее останавливать. Герои пьесы это понимают: только свою жизнь реализовать во всех противоречиях, на максимальной отдаче, как будто в последний день".

Вы что-нибудь поняли из этого абзаца? Вот ещё уточнение: режиссер Алексей Бородин полагает, что посыл: смысл жизни в самой жизни, очень важен и в сегодняшнее «смутное время». Жизнь человека сама по себе таит интереснейшие вещи.

Кто-то не согласен? Вы вот ещё разочек прочитайте: "Мы ставим своей задачей выжить и не по мелкому счету. Не вляпаться ни в какие сплетни, разломы, доносы. А это сегодня, своего рода, протест против уничтожения личности, против растаптывания нормальной частной жизни, которая важна сама по себе и никто не вправе ее останавливать".

То есть режиссёр нам советует сидеть в норке тихо-тихо, жить своей животной жизнью, обмениваясь жёнами-мужьями, влюбляясь в своих отчимов, и не высовываться из своей серой мышиной норки, занимаясь своей мышиной вознёй, потому что не дай бог вляпаться в какие-то "сплетни, разломы, доносы".

И это при том, что героиня пьесы роковая красавица Марья Александровна ищет героя, потому что её муж профессор вовсе не героического склада, и она находит героя в лице Николая Николаевича, мужа дочери хозяина дома Александра Петровича, Елены Александровны, хладнокровно в одночасье бросает своего мужа-профессора, Николай Николаевич бросает Елену Александровну и все с этим согласны, ну как же "не дай бог вляпаться ни в какие сплетни".

Фоторепортаж musecube.org
Фоторепортаж musecube.org

Видите, какая безжалостная красавица Марья Александровна? От такой можно всего ожидать, роковая женщина, однако. А это рядом супруг ейный Фортунатов Диодор Алексеевич ( и чего это Зайцеву вздумалось назвать профессора таким вычурным именем?).

А вот ещё парочка отзывов на дорожку:

"З месяца не могла попасть на этот спектакль по разным причинам. Люблю этот театр и начиталась положительных отзывов об Усадьбе... Наконец,свершилось.Посетила. Если кратко - спектакль не длинный, 1 час 40 мин. без антракта. Если бы был антракт - ушла бы. Сразу хочу сказать,что не ухожу со спектаклей. Уважаю актеров и стараюсь досмотреть.Но здесь было ощущение ,что надо мной издеваются! Странный сюжет,странные персонажи,сумбур и бесконечная беготня по сцене.Бред какой- то...".

"Бред о любви без любви. Мрачно и скучно".

Фоторепортаж Musecube
Фоторепортаж Musecube

И вот от таких склочных переживаний нестарый ещё Александр Петрович Ланин, 59 лет от роду, уходит в мир иной, о чём служанка возвещает из окна второго этажа дачи, так буднично и серо: " Александр Петрович умер". То есть, видимо, изъявил "протест против уничтожения личности, против растаптывания нормальной частной жизни, которая важна сама по себе и никто не вправе ее останавливать".

Вот такое посыл заложен в этой пьесе, по мнению режиссёра-постановщика Александра Владимировича Бородина. И никто его не переубедил. Да и переубеждать-то человека в таком возрасте бесполезно, возраст-то не то, что у Александра Петровича, который возьми да помре в 59 лет. Интересный вопрос возникает: и кто же у нас нынче так частную жизнь заедает, кто ж её, горемычную, растаптывает? По-моему, Зайцев всё-таки о другом писал. Но тем не менее, Бородину конечно, виднее, ведь у него такое пикантное начало жизни: родился он 6 июня 1941 года в Циндао (Китай) в семье русских эмигрантов первой волны. В 1954 году семья вернулась в СССР.

Вот что-нибудь из жизни эмигрантов поставил бы. Интересно же. А в усадьбе Ланиных страсти какие-то бесстрастные, любовь безлюбовная, а в конце концов пьеса оканчивается смертью. Разве такие депрессивные пьесы нужны в наше и без того нелёгкое время? А?