Октябрь встретил меня традиционной ангиной и одним конкурсным дедлайном, что в очередной раз привело к застою канала. Вообще осень сильно подпортила мою концентрацию. Блуждала я из одного текста в другой и не могла ни на чём сфокусироваться. Уж не знаю, что виноватить больше: погоду, писательский рывок, в ходе которого было дописано целых две не самых маленьких истории, или всё меньшее «попадание» недавно просмотренных дорам (и не только) в меня. Но, как бы там ни было, в черновиках уже поднакопилось несколько начатых и недописанных статей, которые я всё же надеюсь постепенно доработать и принести вам. А пока поговорим о долгожданной новинке, которая уже давно перестала быть горячим пирожком, пока я дотащила обзор сюда. Нас долго кормили обещаниями, что «Всё сбудется», будоражили редкими кадрами, заманивали кастом. И вот история про джинна и психопатку вышла на экраны. Всё ли сбылось? Давайте попробуем разобраться.
О сюжете
Иблис – самый непокорный джинн в мире – наконец, выбирается из лампы после почти тысячи лет заточения. Чтобы вернуть свободу окончательно, духу нужно искусить человека тремя желаниями. И первой, кто оказывается на его пути, становится Га Ён – девушка без чувств, вынужденная всю жизнь бороться с собственными психопатическими наклонностями. Джинн с радостью принимает вызов, ведь эта странная барышня – реинкарнация той, по чьей вине Иблис получил наказание тысячу лет назад…
Про идею
Задумка не нова. Мы видели уже миллион вариаций любви между сказочной сущностью и человеком. Да и сюжеты про джиннов, исполняющих три желания – достаточно распространены в мировой культуре.
Хотя, если вдаваться в мифологические подробности, можно понять, что классические Джинны не совсем про желания. Но мы не будем придираться к этой концепции, раз уж она общепринята в современном искусстве.
И всё же в дораме «Всё сбудется» мы видим немного своеобразный подход к теме. Здесь в комическом ключе исследуется старый, как само человечество, вопрос людской природы и её искушения тьмой. По сути, джин в сериале выступает Люцифером, которой соблазняет людей, повергая их души в ад.
Это, в принципе, не противоречит представлениям мусульман о джиннах. Однако меня всё равно слегка коробил тот факт, что авторы, оставляя весь антураж сказочных духов из лампы, сделали их практически полной заменой религиозных (скорее даже христианских) демонов.
Джинны восстают против главенства человеческого рода и вступают в битву с ангелами, они проигрывают, но наш герой так и не покоряется. Получилось некоторое смешение, при котором ангелы выступают совсем уж жалкими и корыстными существами, а единственный из их представителей в дораме, кажется, создан лишь для усиления комизма. Он скорее шут, чем полноценный антагонист, хоть и создаёт героям немало проблем. Но меня такой подход к ангелам коробит, если честно. Это можно считать вкусовщиной, однако ничего не могу с собой поделать.
Была бы в нём хоть какая-то глубина и история заиграла бы более интересными красками. И тут мотивация уж очень прямолинейная, от чего образ выглядит иллюстративно и пустовато.
Гротеск, антитеза и другие приёмы
Эта история, несмотря на видимую простоту, всё же имеет несколько важных планов. С одной стороны мы видим в крайней степени гротесковые любовную и мифологическую линии. Здесь всё наполнено таким абсурдом, к которому, наверное, надо приходить подготовленным или хотя бы в правильном настроении.
Я вот к некоторым перегибам готова не была, оттого первая часть дорамы показалась мне немного странной, не скажу «пустой», но как будто в ней чего-то не хватало.
И всё же есть очень трогательный план взаимоотношений героини с её близкими и с деревенскими. Кадры воспитания маленькой психопатки «всем миром» наполнены каким-то особенным теплом и в контексте общечеловеческой тематики дорамы дают жирный намёк на то, что не всё в людях потеряно.
Отношения с бабушкой – это вообще отдельная история. Все задействованные актрисы великолепно подобраны. Всё было отыграно трогательно, в меру комично и драматично.
Чего мне действительно не хватило в дораме, так это интересно прописанных мужских дуэтов, которые для сценаристки уже стали своеобразной фишкой. Да, есть женская дружба, но тандем вышел слабенький на фоне остальных героев. Он скорее иллюстрация, помогающая зрителю ещё лучше понять особенности Га Ён. Противостояние Иблиса с ангелом тоже вышло как будто недоработанным, нарочито плоским. Это, конечно, тоже можно считать художественным приёмом, усиливающим тот самый гротеск. Но была ли необходимость в таком усилении? Вопрос, наверное, риторический. Есть тут ещё один занятный дуэт: джинн и его подчинённый, но это, как говориться, уже совсем другая история. Сценарий вообще наполнен экспериментами и даже хулиганством.
С одной стороны, понимаю автора и её желание находить новые пути и методы. Но, как зритель, приученный к хорошему, немножечко ворчу.
И всё же это мелочи, ведь в итоге мы получили неплохую историю именно про человеческие взаимоотношения, не только любовные, но и семейные, и дружеские, и соседские, и проч. С первых минут автор противопоставляет психопатическую Га Ён «нормальному» миру. Сталкивает этот мир с героиней, а не наоборот. Таким образом, антитеза выходит не самая типичная. Она скорее внешняя, ведь чем более нарочито выглядит сравнение, тем меньше различий оказывается под оболочкой.
Судите сами, сначала нам показывают героиню, которая не понимает, почему не может причинять боль другим. А следом неровными штрихами набрасывают «обычных людей» с их тайными желаниями, которые кажутся не такими уж безобидными. При этом поступки и мысли Га Ён выпуклые. Они призваны приводить в оторопь. Но у неё есть свод правил, за который она не ступает. Чувствительные люди, качают головой глядя на эксцентричную соседку, как на интересную, но опасную зверушку, а сами хранят тайны пострашнее. Ведь отличие многих «нормальных» людей от «ненормальной» героини лишь в том, что первые хранят свои постыдные и опасные чаяния при себе, не высказывают их вслух.
Скучающая психопатка и её свод правил
Можно ли искусить того, в ком нет ничего людского? Помимо сказочного антуража эта история в очередной раз пытается разгадать саму суть человеческой природы. Как сказано выше, здесь психопатическая героиня противопоставлена не только эмоциональному джинну, но и обществу, которое её окружает. С детства Га Ён была оставлена матерью на попечение бабушки. И последняя вынуждена бороться со «странностями» внучки своими – иногда достаточно жёсткими – методами. А как ещё объяснять ребёнку, который не понимает чувств, если не через боль? Дикость? Возможно. Но рабочая. Ведь постепенно наша героиня начинает подстраиваться под мир, в котором почти выглядит нормальной. Хотя со стороны это и напоминает дрессуру гораздо больше, чем воспитание.
Вообще, у меня возникли вопросики к достоверности образа. Нам очень много говорят о бесчувственности героини, но она отлично умеет злиться. У неё есть вещи и люди, которых она по-настоящему любит. Не умеет это выражать, не всегда понимает саму суть этих самых чувств, но всё же. Скучно ей в обычной жизни, это да. Склонность к насилию тоже есть. Но у неё ли одной? Психопатка ли она в полной мере? Это не так уж и важно.
Как бы там ни было, идея со сводом правил, на котором у героини жирный пунктик, весьма интересна. Она бесчувственна, как робот (по крайней мере, на словах), и живёт по строгому расписанию. Запрограммирована на определённые действия. И выход за рамки грозит полным крахом. Но будет программы – не будет крючков, чтобы удержаться. Может ли это работать долго? Тут она тоже всё себе распланировала. Пока бабушка будет жива.
Но вот появляется Джинн. И свод законов начинает трещать по швам. Иблис – вне нравственной системы. Он вообще не человек, а, значит, и людские законы на нём не действуют. Его можно бить. На нём можно выпустить пар. С ним можно оказаться на грани, которую в обычной жизни и с другими людьми переступать нельзя. Так он и становится для девушки особенным.
А она для него? Ему план нужно выполнять. Искусить её – вопрос задетого самолюбия. Но тут как раз загвоздка. Искушение предполагает нужду, желание, порыв чувств, которые случаются только с человеком. Так можно ли искусить того, кто уже искушён своим бесчувствием? Наш герой хотя бы попытается.
Джинн и его амнезия
Сколько смотрела, не могла отделаться от мысли, что эта роль, как и вся история, была написана специально под Ким У Бина. Наверное, так и есть. Тут вам и отсылки к прошлым проектом (и это один из первых моментов в сериале, с которого я искренне смеялась в голос) и образ плохиша с печальной историей и, на самом-то деле, добрым сердцем. И комизм, и драматизм. И внезапное углубление после совершенной комедийности и вакханалии. В общем, актёра постарались раскрыть со всех сторон, показать весь спектр его таланта.
Так кто же такой этот Иблис? Демон, что пошёл против высших сил? Или дух, исполняющий желания? И то, и другое – лишь антураж. Ведь под всей этой бравурной оболочкой мы видим человека – страстного, порывистого, вспыльчивого и чувствительного. Ему, как и героине, чужды человеческие представления о морали. Для него люди – мошки, недостойные занимать первенство. Но всё меняется, когда приходит любовь. Вначале сумбурная, в которую плохо верится не только герою, но и зрителю. Но со временем карты начинают раскрываться. И всё встаёт на свои места. Иначе не могло быть. За его плечами – века, за её – несколько прожитых жизней, в каждой из которых она успела отличиться и в то же время остаться неузнанной. А ещё между ними есть одна забытая история, в которой и тайна наказания Иблиса, и весь ужас людской алчности. Казалось бы – вспомни всё и разуверься в человечестве навсегда. Но иногда даже самому древнему духу хватает одной единственной девушки, чтобы через неё полюбить весь мир. Старый сюжетный троп, но он всегда работает. Пока работает любовь.
Ну и какой же вековой дух без амнезии? Здесь без неё тоже не обошлось. Но это как-то совсем не напрягает. Потеря памяти становится неким сюжетообразующим элементом. И пока клубок прошлого раскручивается, в настоящем разворачивается совершенно другая история: забавная, местами трогательная, местами очень необычная. В новом времени герои иные. Теперь ему приходится пробиваться к зачаткам её чувств. И это оказывается не так просто, но смешно.
Эксперименты продолжаются не только в сценарном плане. Мне кажется, автором удалось-таки придумать изюминку для сцены первого поцелуя. Она такая же комичная и нетипичная, как сами герои. В ней нет привычной неловкости, и романтика уступает напору. А уж как героиня настойчиво преследовала джинна в следующей серии.
Про визуал. И не только
С присущей проекту нарочитостью зрителя бросали в картинку из разряда «дорого-богато». Но антитеза сохраняется и здесь. Из роскоши Дубая мы возвращаемся в корейскую деревушку, где всё так обыденно, что даже скучно, особенно героине. И всё же эти милые, почти пасторальные сцены лично моему сердцу куда ближе.
Не обошлось, конечно, и без волшебного песка. Какой же джинн без пустыни?
Интересно, что с помощью этого визуального эффекта закольцовывается композиция, тем самым оттеняется один из основных смыслов дорамы. В начале мы видим один песчаный вихрь, которого местные называют «танцующим джинном», что героине кажется жалким. А что же в конце?..
Волшебство тоже постоянно сталкивается с миром реальным, но не переходит грань. Они сосуществуют рядом. И картинка лишь оттеняет их противопоставление. И хоть некоторые спецэффекты выглядели немного странно, в целом видеоряд вышел весьма ярким. Здесь целое буйство красок соседствует с мрачными ночными видами. И одно удивительно дополняет другое.
И именно в контексте визуала хочется отметить камео Сон Хе Гё. Её образ здесь – отдельная эстетика. Чарующая и очень сказочная. И, конечно, не меньше я была рада увидеть Ким Джи Хуна. История, в которую оказался вовлечён его герой, имела свою изюминку, добавила щемящую нотку всей дораме. Как и ожидалось, актёр даже в такой маленькой роли сумел показать и драму, и комедию, и свою уникальную харизму.
Вместо заключения
«Всё сбудется» – это занятная история, играющая на контрастах. В ней заложено много интересных мыслей, при том она не нагружена какими-то серьёзными философствованиями. Большинство смыслов показаны через действие, что делает сериал идеальным для отдыха. И всё же тут есть странности и недочёты. Первая половина мне лично показалась скучноватой, но где-то с середины история пошла очень даже бодренько, добавился почти настоящий (а не гротесковый) экшн, углубились отношения и идеи. В общем, дорама заиграла новыми красками. Глобально мне чего-то всё время не хватало. Однако актёрский состав многое компенсирует в этом конкретном случае. Это было в меру задорно, немного трогательно и вполне интересно, хоть и предсказуемо. Советовать не буду. Думаю, все, кто хотел посмотреть, уже сделали это. А я просто радуюсь, что дописала-таки обзор, который начала сразу после просмотра. Ознакомилась-то с дорамой ещё в первые дни выхода.
Не знаю, удастся ли мне вернуть хотя бы часть охватов или дзен окончательно похоронит мой канал в реке забвения. Не уверена, что смогу удерживать режим публикаций в нужном для площадке темпе. Но мне очень хотелось снова быть с вами. Осень выдалась непростой. Однако наступление зимы меня это традиционно радует. Так что буду пытаться навёрстывать упущенное, не только, как автор, но и как ваш читатель.
На этом сегодня всё. Рада любому отклику! Спасибо всем, кто остался со мной, прочитал эту большую статью и хотя бы заглянул на огонёк. Ваш блудный Рифмующий писатель!