Найти в Дзене
Travel, Cook & Book

Он обожал две вещи: писать свет и ловить рыбу

Он обожал две вещи: писать свет и ловить рыбу.

Ради рыбалки бросал всё, а ради искусства — доказывал свою правоту с револьвером на поясе.

В детстве он искал Мыс Доброй Надежды, охотиться научился раньше, чем читать.

Его обожали женщины и меценаты, но семейная жизнь не сложилась, а деньги утекали сквозь пальцы.

В день рождения ярчайшего "Костеньки" (или демона из Докучаева переулка) приглашаю вас в путешествие, про которое мало кто знает.

Если про северные путешествия Коровина я уже много рассказывала, то про Узбекистан ещё нет.

Как раз есть повод: вернувшись из Узбекистана, самое время.

После успеха павильона Крайнего севера на выставке 1896 года в Нижнем Новгороде Константину Коровину было поручено художественное оформление выставочного павильона уже на легендарной Всемирной выставке в Париже 1900 года.

Константин Коровин, мастер в области архитектуры и прикладного искусства, должен был создать декоративно-монументальные полотна, посвященные местам, которые он посетил.

Коровин выполнил около 30 панно от 3 до 12 метров в длину. Они рассказывали о жизни народов. Для их создания Коровин вновь посетил северные края России, а также путешествовал по Туркестанскому краю – в Самарканде, Ташкенте и Бухаре.

В 1898 году Константин Коровин  живет в Самарканде, где им было создано 160 этюдов. Все эскизы впоследствии получили свое законченное художественное оформление: особо были отмечены два этюда Коровина — «Киргизы» и красивый своей нежной солнечной гаммой «Шир-Дор. Самарканд».

Известно, что Коровин совершил поездку в Туркестан вдвоем с художником Н. А. Клодтом, который принимал активное участие в работе над павильоном. Как добирались художники до Самарканда, где останавливались, все подробности этого путешествия пока остаются не известны.

Впоследствии около двух лет (1899-1900 гг.) Коровин живет в Париже и полностью отдается работе над оформлением павильона на Всемирной выставке. Он исполняет многообразные обязанности и отвечает за весь внешний облик павильона. Трудоспособность Коровина была фантастической. В Париже во время устройства выставки он работал по 14 часов в сутки, «не переводя дыхание».

Туркестанский цикл состоит из пяти огромных (более семи метров по вертикали) взаимосвязанных полотен. Образ Востока диктует даже форму панно. Центральное полотно «Храм Шир Дор на площади Регистан в Самарканде» имеет форму квадрата со скошенными верхними углами, остальные панно, сильно вытянутые по вертикали, напоминают боковые арочные просветы. Эти вертикали позволяют ощутить по южному безгранично высокое бирюзовое небо. Синева небосвода, густых теней контрастирует с белесостью освещенных частей. Земля, листва, фрагменты архитектуры и толпы торговцев – все словно опалено, обесцвечено жарким туркестанским солнцем. Пестрые восточные узоры тканей, архитектурного декора даны не пересчетом, а намеком, но явственно читаются, создают колорит Востока. Необычная декоративная композиция имела большой успех.

С 15 апреля по 12 ноября 1900 года в Париже состоялась Всемирная выставка. Она стала одним из самых масштабных событий за всю историю начала ХХ века, её посетили около 50 миллионов человек. Главной целью выставки было продемонстрировать научно-технические и культурные достижения разных стран.

За огромный комплекс архитектурных, живописных и оформительских работ, в том числе за картину «У балкона. Испанки Леонора и Ампира», а также за декоративные панно жюри парижской Всемирной выставки наградило Коровина двумя золотыми и семью большими серебряными медалями. Правительство Франции в 1900 году пожаловало ему звание кавалера ордена Почетного легиона.

Русскому музею в Санкт-Петербурге сейчас принадлежит комплекс из 31 панно, созданных Коровиным для Всемирной выставки в Париже.ю, в этот комплекс входят панно для Туркестанского края.

Пора поехать - посмотреть.

С днем рождения, Константин Алексеевич!

-2
-3
-4
-5