Записки психолога
У мальчика большие серые глаза и абсолютно амимичное лицо: на нем нет ни любопытства, - все-таки, новое место, ни тревоги, - незнакомая обстановка. Этакий нордический психотип с дигитальным восприятием мира.
- Поздоровайся! - Скомандовала мама, едва открылась дверь в кабинет.
Мальчик задержал взгляд на моем лице, как будто размышлял, стОю ли я его приветствия. Решение было положительным, поэтому он едва заметно кивнул головой.
- Сядь на диван! - Поступила следующая команда от мамы. - Представляете, - это уже обращение мамы ко мне, она не говорит, - щебечет, - захотел увидеть, кто такой психолог. Так и сказал: «Пойду с тобой, знакомиться! В дальнейшей жизни, возможно, пригодиться». Это просто ужас какой-то! Упрямый, как его отец.
Пока мама, продолжая говорить, ахать и причитать, вешала его и свою одежду в шкаф, сын, проигнорировав очередной приказ, присел в кресло, напротив и ещё раз внимательно посмотрел мне в глаза, видимо, чтобы окончательно убедиться в том, что мне все-таки можно доверять. И очень серьезно, без какого либо «жентельменского» вступления, абсолютно по-мужски, кратко спросил:
- Вы можете ее выключить?
Его серьёзный взгляд Взрослого человека и внешний образ маленького мальчика, вызывали у меня противоречивые чувства.
Мой мозг никак не мог отсканировать и состыковать этот «пазл» и включил внутренний режим «неконгруэнтность!», идентичный режиму «опасность!».
Режим, который сформирован не только многолетней профессиональной практикой, но и жизненным опытом.
С одной стороны, режим очень полезный. Он включается у меня каждый раз, когда рядом находится человек «с двойным дном»: мошенник, манипулятор, социопат, когда человек говорит неправду. Но передо мной ребенок! Это наводит еще большую сумятицу в мыслях и потому вопрос мальчика застает меня врасплох.
И я едва успеваю притормозить родительский и совершенно неуместный сейчас вопрос : «Кого?». И даже перестроиться на его интонационную «волну»:
- К сожалению, выключить не смогу. Но постараюсь объяснить особенности вашего взаимодействия.
«Для чего ты умничаешь? Думаешь, маленький мальчик поймёт, что ты сейчас сказала?!», - Возмутился мой Внутренний Родитель.
«Он - клёвый! Все поймёт!», - Моему Внутреннему Ребёнку необычный посетитель, явно, нравится.
- Жаль, что в психологии нет таких быстрых методов проработки деструктивных паттернов поведения, - вздохнул он: мой Внутренний Родитель замер на этой фразе и от удивления лишился дара речи на некоторое время.
Что сказал, искренне сочувствуя, Внутренний Вождь, лучше не знать. А мальчик продолжал:
- Придётся терпеть ещё, - посчитал, по-детски, загибая пальцы, - 9 лет. Потом уеду в другую страну, чтобы она меня никогда не нашла, и я смог спокойно жить своей жизнью и заниматься интересным делом.
- А чем будешь зарабатывать на жизнь уже подумал? - Вопрос, скорее из любопытства, потому что у этого парня точно давно все просчитано и спланировано.
- Конечно, колледж себе я уже выбрал. Буду работать в сфере IT-технологий, - и со знанием дела, абсолютно без пафоса, добавил, - способности у меня, талант даже. А сейчас время ИИ, робототехники. Такие, как я, нужны. Очень хочется быстрее вырасти и заниматься серьезными делом. И американский английский учу с носителем языка. У наших репетиторов так не научишься. Спасибо, - по взрослому протянул мне руку. - Я Вас услышал. Кстати, меня Саша зовут. Порекомендуете мне что-нибудь почитать про мои и ее индивидуальные особенности.
Я чуть задержала его маленькую, но очень крепкую руку в своей и подумала, какие интересные эксперименты устраивают над нами Природа, Генетика, Психика и Социум. Они дают абсолютно инфантильной маме, заигравшейся в роль строгого Родителя, психологически Взрослого сына, который в 9 лет вынуждено принимает ее индивидуальность, а она с упрямством Ребёнка пытается его переделать под собственное видение мира и собственные «хочу».
- Если у меня возникнут вопросы, я могу к Вам обращаться? - Взрослым голосом спросил Саша.
- Конечно. Вот мои контакты. Вот только без согласия мамы я этого сделать не смогу.
- Я понял, - нахмурил он светлые бровки. - Решу этот вопрос, если возникнет такая необходимость.
Ни слова не говоря маме, он поднялся с кресла, пересел на диван, надел наушники и уткнулся в планшет. И скорее всего, еще 9 лет своей жизни, до своего совершеннолетия, защищая свой Внутренний мир и стабильность Психики, он проведёт именно так.
***
Кстати, все это время Мама, оставаясь возле шкафа с одеждой, фоном высказывала все, что она думает о его самостоятельности, о его наглости, непослушании, его «чертовом таланте», от которого она устала. А также о мужчинах, в целом, и о его отце, в частности.
Но ни меня, ни Сашу во время нашего необычного и очень интересного общения это совершенно не трогало.
Правда, я поймала себя на том, что задаюсь теме же вопросом, что и Саша: «Как же переключить леди на режим тишины?».
Но сверх тревожные женщины, с ярко выраженным неврозом, молчать не могут физически, - это помогает им на время снижать состояние тревоги, «раскачивающее» их изнутри.
Я давно не работаю с детьми, поэтому, придётся передать маму своей коллеге, которая успешно работает с истеричными и инфантильными подростками.
А вот со взрослым, интересным Сашей я бы точно с удовольствием пообщалась, вот только, думаю, его Мама, к сожалению, будет против.
Позже я узнала, что Саша - ребенок - вундеркинд и дистанционно учиться в 6 классе физико-математической школы (ему 9 лет!). И делает там потрясающие успехи. Вот только социум ему при этом совершенно не нужен. Ему интереснее с формулами и решением сложных задач. Но это уже другая история.
P.S. Кстати, запрос у мамы был: как общаться с невыносимым сыном - подростком, который оказывает на неё психологическое давление.
***
«Самая красивая на свете птица — белая ворона. Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим, — её всегда хорошо заметно.
Быть исключением из общего правила — это очень-очень ответственно.
Белой вороной нельзя стать по желанию. На это нужно призвание, талант!
Белой вороной нужно родиться».
(Василий Ливанов, сборник «Ваш Шерлок Холмс»).
Ирина Кураж