В мире есть автомобили-праздники, а есть автомобили-инструменты. Nissan Navara первого поколения, известный как D40, из тех, кого заводят с утра не для удовольствия, а для дела. С 2004 по 2010 год этот пикап пытался доказать, что может быть не только выносливым грузовиком, но и почти комфортабельным автомобилем. У него это получилось, но со своими, весьма характерными оговорками. Сегодня, встретив на дороге потрепанный жизнью, но бодро бегущий Navara, многие водители кивают с пониманием. Они знают: эта машина прошла через многое, и ее история — это учебник по выживанию на наших просторах, написанный сталью, соляркой и удивительным упрямством.
От рубленых форм к мускулам: как изменился облик и суть пикапа
Помните угловатого, как кирпич, предшественника D22? Nissan решил сделать резкий поворот. Новая Navara D40 визуально стала ближе к большим американским пикапам — появились скругленные крылья, мощные колесные арки, капот с выраженной «горбушей». Это был уже не просто утилитарный инструмент, а машина с претензией на образ. Для середины 2000-х дизайн был прогрессивным и свежим. В салоне тоже стало больше «автомобильного»: пластик пусть и жесткий, но пригнанный добротно; приборная панель с намеком на эргономику; кресла, в которых можно проехать несколько часов без онемения в спине. Как отмечали тогда в «Авторевю», салон производил «вполне цивильное впечатление, отдаленно напоминая интерьер кроссоверов».
Но главная революция случилась под кузовом. Часть версий, особенно с двухрядной кабиной Double Cab, получила независимую заднюю подвеску. Это было смелое решение, почти вызов классу. Вместо привычных жёстких рессор, трясущих все внутренности на каждой кочке, здесь работали пружины и рычаги. На асфальте это давало огромный выигрыш в комфорте и управляемости. Пикап перестало кидать из стороны в сторону на колдобинах, он начал «держать дорогу». Однако в кузове Single Cab для настоящей грузовой работы скромно сохранялись старые добрые рессоры. Это разделение многое говорило о двойственной натуре D40: он пытался угодить и водителю-строителю, и семье, выезжающей на пикник.
Платформа, кстати, была общей с более статусным Nissan Pathfinder, что тоже кое-что объясняло. Грузовая платформа оставалась просторной, с привычными креплениями и штатным пластиковым вкладышем. Но в глазах многих покупателей D40 постепенно переходил из категории «строго для работы» в категорию «для работы и жизни». Это была его сильная, но и спорная сторона. Владелец строительной фирмы с опаской смотрел на хитрые рычаги сзади, а молодой человек, мечтавший о внедорожных приключениях, видел в этом прогресс.
Что гудит под капотом: легендарный дизель и ненасытный бензин
Сердце машины — это всегда ее судьба. В случае с Navara D40 судьба для большинства владельцев оказалась тесно связана с характерным стуком дизельного мотора YD25. Этот 2.5-литровый турбодизель стал настоящим народным героем. Он не был самым тихим или самым technologically perfect, но обладал железобетонной тягой на низах и удивительной живучестью. В базе было 126 л.с., а в топе — уже 174. С ним пикап мог тащить прицеп, груженую платформу и не особо боялся плохого топлива. Механики до сих пор уважительно называют его «рабочей лошадкой». В отчете немецкого ADAC того периода указывалось на его «высокую надежность и экономичность в условиях интенсивной эксплуатации».
Однако и у этого героя были свои ахиллесовы пяты. Самая известная беда — система EGR (рециркуляции выхлопных газов). Её клапан и патрубки на нашем топливе и в наших режимах работы зарастали сажей так стремительно, что машина начинала задыхаться, терять мощность и жрать солярку как не в себя. У многих владельцев ритуал «чистки ЕГР» стал сезонным, наравне со сменой резины. Второй частый гость в ремонтных листах — турбина. Её ресурс сильно зависел от манеры езды и качества масла. Но те, кто следил за этим, спокойно откатывали на этом моторе по 400-500 тысяч километров.
Для тех, кто боялся дизельных сложностей, предлагались бензиновые варианты. Четырехцилиндровый 2.5-литровый QR25 был неприхотливым, но довольно слабым для тяжелого пикапа. А вот аппетитный шестицилиндровый V6 объемом 4.0 литра был другой историей. Это был двигатель от внедорожника Pathfinder, и он превращал грузовик в реактивный снаряд. Разгон был бодрым, звук — бархатным, но заправляться приходилось буквально на каждой заправке. Выбор между «кушает мало, но не летит» и «летит, но не наестся» был непростым. Коробки передач — «механика» или классический автомат — были надежными солдатами, без особых сюрпризов. Полный привод с жестким подключением передка и понижающей передачей работал честно и без капризов.
Жизнь после конвейера: какие болячки лечат, а с какими мирятся
Пройдя через руки десятков тысяч владельцев, Navara D40 обросла не только легендами, но и очень конкретным списком типичных недугов. И если двигатель чаще всего прощал ошибки, то ходовая часть требовала внимания и понимания. Тот самый прогрессивный задний многорычажный комплекс стал главной статьей расходов для многих. Резинометаллические сайлентблоки в рычагах не любили постоянной езды с полной платформой щебня или по просёлочным ухабам. Они разрушались, издавая глухой стук на каждой неровности. Проблема была в том, что менять их по отдельности — задача для энтузиаста, обычно меняют весь рычаг в сборе, а это уже серьезные деньги.
Из-за этой особенности сформировалось два лагеря владельцев. Одни, кто грузит машину под завязку, либо сразу переделывают подвеску на рессоры, либо ставят усиленные детали и дополнительные пневмобаллоны. Другие, кто использует пикап как комфортный туристический транспорт, лишь периодически обновляют расходники и наслаждаются плавностью хода. Как шутят в специализированных сервисах, «у этой подвески два состояния: либо все хорошо, либо нужно готовить круглую сумму». При этом рама, передняя подвеска, тормоза — все это считается очень крепким и долговечным.
Кузов, увы, не избежал общей участи. Лонжероны и силовые элементы обычно целы, а вот крылья, пороги, края дверей — излюбленные места для рыжей паутины коррозии, особенно если машина часто ездила по зимним реагентам. Электрика капризничает по мелочам: могут потухнуть лампочки в панели приборов, забарахлить датчики, подклинивать подрулевые переключатели. Но эти проблемы решаемы и предсказуемы. Несмотря на все это, спрос на подержанные D40 остается стабильным. Почему? Как точно подметил в своем блоге известный автомобильный эксперт Андрей Гончаров, «Navara D40 не идеальна, она требует вложений и знаний. Но когда вам нужно за раз перевезти стройматериалы на дачу, а на выходных уехать на рыбалку через лесные колеи, вы понимаете, что за эти деньги лучше машины просто не найти». В этой фразе — вся суть этого пикапа. Он не для перфекционистов, он для тех, кто ценит характер, простоту ремонта и готов мириться с недостатками ради безотказной работоспособности. Это суровый, но честный друг, проверенный километрами и временем.