Найти в Дзене

ПОКУДА ЕСТЬ НА СВЕТЕ ПРОСТАКИ

Мошенничество в транспортной логистике: реальные истории
Рынок международных перевозок и логистики как минное поле: шаг влево, шаг вправо – и звенья цепочки поставок рвутся. Тут и санкции с различными ограничениями, и сбои на выстроенных маршрутах из-за нововведений, застигших чуть ли не в пути, и границы с непредсказуемыми простоями. А еще вероятность нарваться на хитросплетения уловок аферистов, намеревающихся завладеть ликвидным товаром. Фейковые компании, адреса, телефоны, расчетные счета – классический мошеннический подход, по-прежнему присутствующий на рынке транспортно-экспедиционных услуг Перевозчики, экспедиторы, логисты для поиска грузов или предложений транспорта нередко пользуются базами спроса-предложения на транспортных биржах. Однако, увы, ни одна транспортная биржа не проводит постоянный мониторинг и полноценную верификацию пользователей. Итог – взломанные аккаунты, через которые мошенники уводят грузы, размещение предложений от фирм-однодневок. ЗАПУТАЛИСЬ В КАБЕЛЕ На

Мошенничество в транспортной логистике: реальные истории

Рынок международных перевозок и логистики как минное поле: шаг влево, шаг вправо – и звенья цепочки поставок рвутся. Тут и санкции с различными ограничениями, и сбои на выстроенных маршрутах из-за нововведений, застигших чуть ли не в пути, и границы с непредсказуемыми простоями. А еще вероятность нарваться на хитросплетения уловок аферистов, намеревающихся завладеть ликвидным товаром.

Фейковые компании, адреса, телефоны, расчетные счета – классический мошеннический подход, по-прежнему присутствующий на рынке транспортно-экспедиционных услуг
Фейковые компании, адреса, телефоны, расчетные счета – классический мошеннический подход, по-прежнему присутствующий на рынке транспортно-экспедиционных услуг

Перевозчики, экспедиторы, логисты для поиска грузов или предложений транспорта нередко пользуются базами спроса-предложения на транспортных биржах. Однако, увы, ни одна транспортная биржа не проводит постоянный мониторинг и полноценную верификацию пользователей. Итог – взломанные аккаунты, через которые мошенники уводят грузы, размещение предложений от фирм-однодневок.

ЗАПУТАЛИСЬ В КАБЕЛЕ

На одной из транспортных бирж белорусский импортер нашел экспедитора-земляка из Речицы в статусе ИП. Имея за душой лишь стол, стул и телефон, «ипэшник» далее по цепочке отыскал некоего автоперевозчика с российской регистрацией, прибывшего на завод в Пскове для получения кабельной продукции. Полученный груз в Беларусь так и не прибыл, даже границу не пересекал.

Как впоследствии выяснилось, мошенники взломали на одной из российских транспортных бирж аккаунт реально существующего перевозчика и действовали от его имени. Сам перевозчик не был в курсе инцидента и не скрывал удивления, когда ему позвонили, чтобы справиться о доставке груза.

Контакты с представителем биржи в Беларуси ни к чему не привели: дескать, предоставьте информацию, проверим, если надо – блокируем аккаунт. Но в чем смысл блокады, если его место займут десятки других, тоже взломанных?

Когда экспедитору ИП была подана претензия, тот, не предполагая, что попал в мошенническую паутину, попытался перевести стрелки на перевозчика, предложив обращаться напрямую. Но как? Договорных отношений с ним у белорусского импортера не было.

При отслеживании цепочки транспортной услуги выяснилось: на загрузку прибыла машина с поддельными регистрационными знаками. При содействии российских правоохранительных органов попытались проследить ее путь хотя бы по Псковской области. Бесполезно: ликвидный груз (кабельная продукция) только инвойсовой стоимостью 20 тыс. долларов убыл в никуда.

ВАГОНЫ-ПРИЗРАКИ

Еще одна классическая схема развода. На электронную почту белорусской компании поступило заманчивое коммерческое предложение из России по аренде и предоставлению под загрузку железнодорожных вагонов. Естественно, оно не осталось без внимания. После переписки была выслана заявка, оформлены документы. Просьба осуществить предоплату (10 млн российских рублей) не смутила. Однако, когда настал день подачи под загрузку на одну из российских станций, перестука колес не услышали: вагоны под означенными в документах номерами находились в другом месте, и об их аренде речи не шло.

Связались с компанией, заключившей договор. Поддерживавший переписку «менеджер» уверял, что вопрос решается с собственником подвижного состава, вот-вот все урегулируется. Завтра-послезавтра – и прочие обещанные календарные даты миновали, вагоны под загрузку так и не поступили, 10 млн предоплаты исчезли.

История могла закончиться, даже не начавшись, если бы юрист белорусской компании при рассмотрении коммерческого предложения удосужился проверить исходную информацию о контрагенте. Но сделка заключалась на фоне смены руководства предприятия, и в суматохе контроль был упущен.

Позже выяснилось: мошенники использовали название, схожее с наименованием реально существующей и оказывающей подобные услуги российской компании. Когда этот случай был предан огласке в профессиональном сообществе, оказалось, что с похожей ситуацией сталкивались еще два предприятия.

***

Фейковые компании, адреса, телефоны, расчетные счета – классический мошеннический подход, по-прежнему присутствующий на рынке транспортно-экспедиционных услуг. Пример пострадавших, увы, не всегда служит наукой их коллегам. От ошибок никто не застрахован, главное – верный выбор. Когда оным пренебрегают, из закулисья возникают персонажи известной детской книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино», слащаво напевающие: «Покуда есть на свете простаки, обманом жить нам, стало быть, с руки!»

МНЕНИЕ

-2

К разрешению описанных случаев подключалась Ассоциация интермодальных перевозок и логистики «АИПЛ» (Беларусь, Минск). Вот мнение ее гендиректора Дмитрия Курочкина (на фото): «К работе на платформе транспортной биржи следует относиться очень внимательно. Надеюсь, все же появятся механизмы верификации с последующей автоблокировкой в случае определенных сомнительных действий (частая смена телефонов, электронной почты, аккаунтов, подтверждающих деятельность документов и т.п.), возможно, посредством EDI-провайдеров, через электронный документооборот, эффективные инструменты автоматизации процессов управления. Пока же на транспортных биржах можно найти не только грузы или перевозчиков, но и столкнуться с мошенниками, обрести долги и неплатежи. Контроль тут должен быть как, например, в банковской сфере, где постоянно отслеживается потенциальное мошенничество.

Прежде чем рассматривать сделку, следует проверять компании, например, по реестрам контрагентов Rusprofile, LEGAT. Хотя грань здесь тоже очень тонкая: можно убедиться в реальности компании, отсутствии судебных решений и прочего, но все равно выйти на аферистов.

В цепочке «импортер – экспедитор – перевозчик» кражи, мошенничество были, есть и, наверное, будут. Но в любом случае безопасность выходит на первое место, и каждый участник сделки должен предпринять все возможное, чтобы не понести убытки».

Александр ЛУЦЕВИЧ, «ТБ»