Найти в Дзене

Росписи и граффити на стенах тбилисских домов: одни восхищают, другие хочется не замечать

На улицах Тбилиси всё чаще встречаются граффити и муралы как проявление уличной культуры, так и попытка преобразовать устаревшие фасады. Стрит-арт в городе начал формироваться в начале 2000-х, когда художники стали окрашивать фасады советских зданий, подземные переходы и жилые кварталы. Иногда такие арт-работы действительно уместны: они прикрывают стены, которые давно требуют ремонта, и превращают унылое пространство в визуально привлекательное. Но встречаются и места, где рисунки выглядят как неуместное вмешательство особенно когда размещены на самых заметных зданиях и не было согласования с владельцами или властью. Например, художник Gagosh, один из наиболее известных уличных авторов Тбилиси, считает, что улицы города это канал коммуникации: «они говорят с нами через граффити и муралы». Его проекты затрагивают социальные темы: загрязнение воздуха, трудовые права, публичное пространство. Сцена стрит-арта в городе действительно активна: базы данных фиксируют более 100 объектов стрит

На улицах Тбилиси всё чаще встречаются граффити и муралы как проявление уличной культуры, так и попытка преобразовать устаревшие фасады. Стрит-арт в городе начал формироваться в начале 2000-х, когда художники стали окрашивать фасады советских зданий, подземные переходы и жилые кварталы.

Иногда такие арт-работы действительно уместны: они прикрывают стены, которые давно требуют ремонта, и превращают унылое пространство в визуально привлекательное. Но встречаются и места, где рисунки выглядят как неуместное вмешательство особенно когда размещены на самых заметных зданиях и не было согласования с владельцами или властью.

Например, художник Gagosh, один из наиболее известных уличных авторов Тбилиси, считает, что улицы города это канал коммуникации: «они говорят с нами через граффити и муралы». Его проекты затрагивают социальные темы: загрязнение воздуха, трудовые права, публичное пространство.

Сцена стрит-арта в городе действительно активна: базы данных фиксируют более 100 объектов стрит-арта по Тбилиси. Граффити-фестивали и проекты как Tbilisi Mural Fest способствуют тому, что стены старых кварталов становятся холстами для художников из Грузии и других стран.

Тем не менее, не все работы проходят эстетическую проверку. Пример: мурал, посвящённый белому носорогу, выглядит как мощная картина, но ниже появилась граффити-надпись и рисунок овечки композиция потеряла баланс и воспринимается как «вверху искусство, внизу хулиганство». Такая ситуация типичный пример, когда уличное искусство не получило курирования и деградирует в визуальный шум.

-2

Многие художники оставляют свой знак-подпись: фамилия, псевдоним или кличка. В Тбилиси можно встретить работы авторов, таких как Dr. Love и Gagosh, которым уже принадлежит значительная часть визуального ландшафта города.

Таким образом: граффити и муралы в Тбилиси это живой пласт городского пространства. Они могут усиливать визуальную среду, укреплять культурную идентичность и добавлять ноту современности. Но при отсутствии контроля и художественной концепции они могут стать просто шумом на фасаде, который хочется закрыть взглядом.