Найти в Дзене

Смысл эпиграфов в книге "Рунная магия" Джоанн Харрис

Джоанн Харрис многие знают по произведению "Шоколад", "Леденцовые туфельки ", "Ежевичное вино". Но в этой статье я хочу рассмотреть смысл эпиграфов и их связь с сюжетом каждого раздела книги "Рунная магия". Напомню, что всего их 9. 1) "Надземный мир": " Один провидец предсказал конец всему. Никогда не верь оракулу". На мой взгляд, суть данного эпиграфа заключается в следующем: будущее обладает природой непрестанной изменчивости, и потому невозможно предсказать грядущие события с абсолютной точностью. Кроме того, предсказание оракула формируется сквозь призму его собственного восприятия, которое отнюдь не лишено ограничений. Порой всего лишь одно действие способно радикально переменить исход сложившейся ситуации. Теперь разберёмся, какое отношение к сюжету имеет данный эпиграф. Чтобы читателям было немного понятно содержание, начну с самого начала: действие разворачивается примерно через 500 лет после Рагнарёка — гибели богов и разрушения Асгарда. Мир поделён на уровни: Надземный,
Оглавление

Джоанн Харрис многие знают по произведению "Шоколад", "Леденцовые туфельки ", "Ежевичное вино". Но в этой статье я хочу рассмотреть смысл эпиграфов и их связь с сюжетом каждого раздела книги "Рунная магия". Напомню, что всего их 9.

1) "Надземный мир": " Один провидец предсказал конец всему. Никогда не верь оракулу".

На мой взгляд, суть данного эпиграфа заключается в следующем: будущее обладает природой непрестанной изменчивости, и потому невозможно предсказать грядущие события с абсолютной точностью. Кроме того, предсказание оракула формируется сквозь призму его собственного восприятия, которое отнюдь не лишено ограничений. Порой всего лишь одно действие способно радикально переменить исход сложившейся ситуации.

Эпиграф и сюжет

Теперь разберёмся, какое отношение к сюжету имеет данный эпиграф. Чтобы читателям было немного понятно содержание, начну с самого начала: действие разворачивается примерно через 500 лет после Рагнарёка — гибели богов и разрушения Асгарда. Мир поделён на уровни: Надземный, Подземный и Запредельный миры.

В Надземном мире царит Орден — организация, подавляющая память о богах и рунной магии. Люди верят, что волшебство ведёт к хаосу, а руны — опасный пережиток прошлого, "знак старых богов", способный вновь привести к Концу Света. У главной героини Мэдди Смит есть метка на ладони (руна). Она инстинктивно использует магию, но не понимает природы своих сил. Разобраться в этом ей поможет Одноглазый (Один). Он объяснит Мэдди значение руны-доступ к древней силе и связь девочки с забытыми богами, а также обучит её основам магии. Таким образом, власть Ордена становится хрупкой, ведь древние силы пробуждаются, а магия хоть и объявлена опасной, но именно она может спасти мир от новой катастрофы.

Этот эпиграф проходит через сюжет всей книги, и его смысл можно понять только в конце. В "Рунной магии" нет одного пророка, у каждого героя своя правда. Например, пророчество Одина: "Сурт-Разрушитель соединится с Хаосом и выступит против богов в Асгарде; флот мертвецов из царства Хель придёт ему на помощь". Итог битвы: Один проглочен Фенриром, Тор отравлен Мировым змеем и т.д, следовательно, боги пали. Это версия Рагнарёка, которая легла в основу официального мифа о Конце Света.

  • Локи: "...боги не погибли, а лишь ослабли, разбиты и забыты-они выжили, но лишились силы и влияния". "Рагнарёк-не неизбежный рок, а результат ошибок и предательств самих богов (в том числе Одина)". "Конец Света можно было предотвратить, если бы боги действовали иначе".
  • Орден: "Рагнарёк случился из-за избытка магии и хаоса, порождённого старыми богами". Чтобы не допустить Конца Света, нужно стереть память о богах, запретить руны и установить "Совершенный Порядок". Этим они хотят оправдать свою власть. 

   В итоге настоящим "пророком" является Мэдди: её действия и решения могут изменить будущее и предотвратить новый Конец Света. 

2) "Подземный мир": "Моё имя-Неназванный". 

 Неназванный-это тайный лидер Ордена. Его имя не раскрывается в тексте-отсюда и прозвище. Безымянностью Он лишает себя уязвимости и показывает, что порядок выше личности, система важнее индивида. Девиз: "Порядок-отсутствие магии". Неназванный использует цензуру, страх и насилие: сжигает книги, преследует "ведьм", стирает следы древней магии; контролирует информацию: перекраивает мифы, выдаёт свою версию Рагнарёка за истину; действует через агентов и ритуалы Очищения, создавая культ Безымянности. 

 В борьбе Неназванного с Мэдди возникает противостояние памяти и забвения, творчества и контроля, Порядка и Хаоса, системы и свободы, забвения и возрождения мифов. 

3) "Шепчущий": "О могучем Ясене, что устоит я говорю. Имя его-Иггдрасиль". 

-2

 Иггдрасиль-ясень, соединяющий 9 миров (в классической книге), у Харрис-3 основных уровня бытия (Надземный, Подземный и Запредельный миры). Для Мэдди Иггдрасиль-символ личностного развития: поднимаясь по его ветвям, она находит себя. Судьба Ясеня напрямую связана с финалом: возрождение Иггдрасиля означает победу жизни, памяти и свободы над тоталитарным порядком Ордена. 

4) "Слово": "Миром правят не короли, а историки".

-3

На мой взгляд, суть эпиграфа раскрывается в следующем: каждый историк воспринимает минувшее сквозь призму собственного мировоззрения, отчего неизбежно рождаются разночтения и противоречивые выводы. Более того, сосредоточиваясь на жизнеописаниях монархов, исследователи невольно подвергают информацию искажению — будь то умолчания, акценты или трактовки.

Потомки вынуждены опираться исключительно на сохранившиеся исторические труды, хроники и документы. Однако проверить достоверность этих свидетельств невозможно — мы лишены возможности лично прикоснуться к ушедшей эпохе, а потому остаёмся пленниками гипотез и предположений.

Нельзя забывать и о том, что история поддаётся переписыванию: можно переосмыслить предпосылки событий, переформулировать выводы, изменить акценты. Следствием этого становится неоднозначность оценок правителей и многогранность их образов в исторической памяти.

Таким образом, подлинная власть принадлежит не тому, кто владеет оружием или восседает на троне, а тому, кто контролирует повествование о прошлом, настоящем и будущем.

В книге власть Ордена основана на переписывании истории. Его цель-не просто порядок, а единоличное право рассказывать, "как всё было". Мэдди восстанавливает утраченные сюжеты, собирает руны, слушает голоса мёртвых и забытых. Таким образом, она становится одним из историков.

 5) "Спящие": " И выйдет конь ал".

-4

  Данный эпиграф напрямую связан с сюжетом: ал-алый (кровь, война, страсть, опасность; в мире книги алый-хаос, жертвоприношение, пробуждение древней силы). Конь-предвестник перемен, необратимое движение. Этот эпиграф задаёт тон разделу: что-то древнее и опасное пробуждается, и герои уже не смогут остаться в стороне. 

6) "Асы и ваны": "В начале было Слово. И Слово породило Человека. И Человек породил Сон, и Сон породил богов, после чего всё, как несложно заметить, стало самую малость сложнее".

  В этом эпиграфе прослеживается отсылка к Евангелию от Иоанна ("В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог"). 

 В книге: слово=руна=сила; кто владеет словом, тот формирует мир: Орден пытается стереть "слово" о богах; Локи и Один спорят о толковании мифов-то есть, борются за смысл слов. Локи показывает, что любое "Слово" можно перетолковать. Иггдрасиль хранит "слова" как листья: если их сжечь, мир начнёт распадаться. Мэдди учится "произносить" руны и становится творцом. Вывод: мир не статичен-он пересоздаётся через рассказ. 

7) "Нижний мир": "Мёртвые знают всё, но им наплевать".

 На мой взгляд, суть эпиграфа кроется в глубокой мысли: подлинное постижение смысла бытия открывается человеку лишь в момент смерти. Таким образом, ушедшие в мир иной обладают всеобъемлющим знанием, однако лишены возможности влиять на ход событий — даже если им ведомо грядущее.

Эта философская концепция проливает свет на природу загробного существования, раскрывает характер взаимоотношений между мёртвыми и живыми, а также обнажает сущность власти памяти. Покинувшие земной мир созерцают переплетение судеб — прошлое и настоящее, но не могут помочь или помешать происходящему.

  В книге:

живые-действующие герои, мёртвые-свидетели. В сюжете при путешествии в Хель Мэдди ищет ответы, но сталкивается с равнодушием. Локи знает, что мёртвые не помогут и полагается на хитрость. Один (как полумёртвый бог) помнит всё, но борется за будущее. Орден использует безразличие мёртвых в своих целях: если те не защищают память, её легко стереть. 

8) "Безымянный": "О чëм мечтает раб? Раб мечтает стать господином".

На мой взгляд, суть эпиграфа заключается в следующем: угнетённый раб, стремясь вырваться из‑под гнёта, неизбежно жаждет поменяться местами с господином. Однако, обретя власть, он зачастую сам превращается в тирана — воспроизводит прежние механизмы подавления, лишь заняв место прежнего владыки. В этом кроется горькая ирония: освободившийся от цепей нередко куёт новые — уже для других.

 В книге:

Орден, который возник на руинах старого мира и теперь сам устанавливает жёсткие правила, боясь Хаоса. Локи высмеивает эту схему, а Мэдди отказывается от такой логики, ведь она хочет знать правду, сохранить имена, восстанавливать связи. 

 9) "Сон": "Всё, что может присниться-истинно".

-5

 Сон является порталом в подлинную реальность. В книге через сны герои: получают предупреждения, вспоминают забытое, соприкасаются с силами Хаоса и Порядка. 

 Таким образом, "истинность" сна-в его способности раскрывать скрытую суть вещей. 

Для меня книга "Рунная магия" Джоанн Харрис наполнена глубоким философским смыслом.