Джоанн Харрис многие знают по произведению "Шоколад", "Леденцовые туфельки ", "Ежевичное вино". Но в этой статье я хочу рассмотреть смысл эпиграфов и их связь с сюжетом каждого раздела книги "Рунная магия". Напомню, что всего их 9.
1) "Надземный мир": " Один провидец предсказал конец всему. Никогда не верь оракулу".
На мой взгляд, суть данного эпиграфа заключается в следующем: будущее обладает природой непрестанной изменчивости, и потому невозможно предсказать грядущие события с абсолютной точностью. Кроме того, предсказание оракула формируется сквозь призму его собственного восприятия, которое отнюдь не лишено ограничений. Порой всего лишь одно действие способно радикально переменить исход сложившейся ситуации.
Эпиграф и сюжет
Теперь разберёмся, какое отношение к сюжету имеет данный эпиграф. Чтобы читателям было немного понятно содержание, начну с самого начала: действие разворачивается примерно через 500 лет после Рагнарёка — гибели богов и разрушения Асгарда. Мир поделён на уровни: Надземный, Подземный и Запредельный миры.
В Надземном мире царит Орден — организация, подавляющая память о богах и рунной магии. Люди верят, что волшебство ведёт к хаосу, а руны — опасный пережиток прошлого, "знак старых богов", способный вновь привести к Концу Света. У главной героини Мэдди Смит есть метка на ладони (руна). Она инстинктивно использует магию, но не понимает природы своих сил. Разобраться в этом ей поможет Одноглазый (Один). Он объяснит Мэдди значение руны-доступ к древней силе и связь девочки с забытыми богами, а также обучит её основам магии. Таким образом, власть Ордена становится хрупкой, ведь древние силы пробуждаются, а магия хоть и объявлена опасной, но именно она может спасти мир от новой катастрофы.
Этот эпиграф проходит через сюжет всей книги, и его смысл можно понять только в конце. В "Рунной магии" нет одного пророка, у каждого героя своя правда. Например, пророчество Одина: "Сурт-Разрушитель соединится с Хаосом и выступит против богов в Асгарде; флот мертвецов из царства Хель придёт ему на помощь". Итог битвы: Один проглочен Фенриром, Тор отравлен Мировым змеем и т.д, следовательно, боги пали. Это версия Рагнарёка, которая легла в основу официального мифа о Конце Света.
- Локи: "...боги не погибли, а лишь ослабли, разбиты и забыты-они выжили, но лишились силы и влияния". "Рагнарёк-не неизбежный рок, а результат ошибок и предательств самих богов (в том числе Одина)". "Конец Света можно было предотвратить, если бы боги действовали иначе".
- Орден: "Рагнарёк случился из-за избытка магии и хаоса, порождённого старыми богами". Чтобы не допустить Конца Света, нужно стереть память о богах, запретить руны и установить "Совершенный Порядок". Этим они хотят оправдать свою власть.
В итоге настоящим "пророком" является Мэдди: её действия и решения могут изменить будущее и предотвратить новый Конец Света.
2) "Подземный мир": "Моё имя-Неназванный".
Неназванный-это тайный лидер Ордена. Его имя не раскрывается в тексте-отсюда и прозвище. Безымянностью Он лишает себя уязвимости и показывает, что порядок выше личности, система важнее индивида. Девиз: "Порядок-отсутствие магии". Неназванный использует цензуру, страх и насилие: сжигает книги, преследует "ведьм", стирает следы древней магии; контролирует информацию: перекраивает мифы, выдаёт свою версию Рагнарёка за истину; действует через агентов и ритуалы Очищения, создавая культ Безымянности.
В борьбе Неназванного с Мэдди возникает противостояние памяти и забвения, творчества и контроля, Порядка и Хаоса, системы и свободы, забвения и возрождения мифов.
3) "Шепчущий": "О могучем Ясене, что устоит я говорю. Имя его-Иггдрасиль".
Иггдрасиль-ясень, соединяющий 9 миров (в классической книге), у Харрис-3 основных уровня бытия (Надземный, Подземный и Запредельный миры). Для Мэдди Иггдрасиль-символ личностного развития: поднимаясь по его ветвям, она находит себя. Судьба Ясеня напрямую связана с финалом: возрождение Иггдрасиля означает победу жизни, памяти и свободы над тоталитарным порядком Ордена.
4) "Слово": "Миром правят не короли, а историки".
На мой взгляд, суть эпиграфа раскрывается в следующем: каждый историк воспринимает минувшее сквозь призму собственного мировоззрения, отчего неизбежно рождаются разночтения и противоречивые выводы. Более того, сосредоточиваясь на жизнеописаниях монархов, исследователи невольно подвергают информацию искажению — будь то умолчания, акценты или трактовки.
Потомки вынуждены опираться исключительно на сохранившиеся исторические труды, хроники и документы. Однако проверить достоверность этих свидетельств невозможно — мы лишены возможности лично прикоснуться к ушедшей эпохе, а потому остаёмся пленниками гипотез и предположений.
Нельзя забывать и о том, что история поддаётся переписыванию: можно переосмыслить предпосылки событий, переформулировать выводы, изменить акценты. Следствием этого становится неоднозначность оценок правителей и многогранность их образов в исторической памяти.
Таким образом, подлинная власть принадлежит не тому, кто владеет оружием или восседает на троне, а тому, кто контролирует повествование о прошлом, настоящем и будущем.
В книге власть Ордена основана на переписывании истории. Его цель-не просто порядок, а единоличное право рассказывать, "как всё было". Мэдди восстанавливает утраченные сюжеты, собирает руны, слушает голоса мёртвых и забытых. Таким образом, она становится одним из историков.
5) "Спящие": " И выйдет конь ал".
Данный эпиграф напрямую связан с сюжетом: ал-алый (кровь, война, страсть, опасность; в мире книги алый-хаос, жертвоприношение, пробуждение древней силы). Конь-предвестник перемен, необратимое движение. Этот эпиграф задаёт тон разделу: что-то древнее и опасное пробуждается, и герои уже не смогут остаться в стороне.
6) "Асы и ваны": "В начале было Слово. И Слово породило Человека. И Человек породил Сон, и Сон породил богов, после чего всё, как несложно заметить, стало самую малость сложнее".
В этом эпиграфе прослеживается отсылка к Евангелию от Иоанна ("В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог").
В книге: слово=руна=сила; кто владеет словом, тот формирует мир: Орден пытается стереть "слово" о богах; Локи и Один спорят о толковании мифов-то есть, борются за смысл слов. Локи показывает, что любое "Слово" можно перетолковать. Иггдрасиль хранит "слова" как листья: если их сжечь, мир начнёт распадаться. Мэдди учится "произносить" руны и становится творцом. Вывод: мир не статичен-он пересоздаётся через рассказ.
7) "Нижний мир": "Мёртвые знают всё, но им наплевать".
На мой взгляд, суть эпиграфа кроется в глубокой мысли: подлинное постижение смысла бытия открывается человеку лишь в момент смерти. Таким образом, ушедшие в мир иной обладают всеобъемлющим знанием, однако лишены возможности влиять на ход событий — даже если им ведомо грядущее.
Эта философская концепция проливает свет на природу загробного существования, раскрывает характер взаимоотношений между мёртвыми и живыми, а также обнажает сущность власти памяти. Покинувшие земной мир созерцают переплетение судеб — прошлое и настоящее, но не могут помочь или помешать происходящему.
В книге:
живые-действующие герои, мёртвые-свидетели. В сюжете при путешествии в Хель Мэдди ищет ответы, но сталкивается с равнодушием. Локи знает, что мёртвые не помогут и полагается на хитрость. Один (как полумёртвый бог) помнит всё, но борется за будущее. Орден использует безразличие мёртвых в своих целях: если те не защищают память, её легко стереть.
8) "Безымянный": "О чëм мечтает раб? Раб мечтает стать господином".
На мой взгляд, суть эпиграфа заключается в следующем: угнетённый раб, стремясь вырваться из‑под гнёта, неизбежно жаждет поменяться местами с господином. Однако, обретя власть, он зачастую сам превращается в тирана — воспроизводит прежние механизмы подавления, лишь заняв место прежнего владыки. В этом кроется горькая ирония: освободившийся от цепей нередко куёт новые — уже для других.
В книге:
Орден, который возник на руинах старого мира и теперь сам устанавливает жёсткие правила, боясь Хаоса. Локи высмеивает эту схему, а Мэдди отказывается от такой логики, ведь она хочет знать правду, сохранить имена, восстанавливать связи.
9) "Сон": "Всё, что может присниться-истинно".
Сон является порталом в подлинную реальность. В книге через сны герои: получают предупреждения, вспоминают забытое, соприкасаются с силами Хаоса и Порядка.
Таким образом, "истинность" сна-в его способности раскрывать скрытую суть вещей.
Для меня книга "Рунная магия" Джоанн Харрис наполнена глубоким философским смыслом.