Найти в Дзене
В Движении

Новые правила для старых машин в 2026 году? ГИБДД объяснила, что реально грозит вашему авто

Российские автовладельцы уже привыкли к потоку тревожных новостей о судьбе старых машин. Только в 2025 г. появилось несколько волн публикаций о якобы грядущих ограничениях. Каждый раз обещают новые налоги, запреты на регистрацию или принудительную утилизацию. И каждый раз это оказывается либо искажением фактов, либо вообще выдумкой. Первая история началась в июле. Российская ассоциация автодилеров озвучила идею повысить транспортный налог для машин старше 15 лет. Вдобавок предлагалось заставить владельцев проходить техосмотр дважды в год и запустить госпрограмму утилизации. Логика понятна: дилерам нужны продажи новых авто. Средний возраст машины в стране перевалил за 16 лет, больше 70% парка старше десятилетки. Пока люди ездят на старых "Тойотах" и "Жигулях", в салоны они не пойдут. Вот только представители РОАД явно переоценили платёжеспособность россиян. Большинство владельцев возрастных машин используют их не по любви к ретро, а потому что денег на новую нет. Средняя цена нового ав

Российские автовладельцы уже привыкли к потоку тревожных новостей о судьбе старых машин. Только в 2025 г. появилось несколько волн публикаций о якобы грядущих ограничениях. Каждый раз обещают новые налоги, запреты на регистрацию или принудительную утилизацию. И каждый раз это оказывается либо искажением фактов, либо вообще выдумкой.

Первая история началась в июле. Российская ассоциация автодилеров озвучила идею повысить транспортный налог для машин старше 15 лет. Вдобавок предлагалось заставить владельцев проходить техосмотр дважды в год и запустить госпрограмму утилизации.

Логика понятна: дилерам нужны продажи новых авто. Средний возраст машины в стране перевалил за 16 лет, больше 70% парка старше десятилетки. Пока люди ездят на старых "Тойотах" и "Жигулях", в салоны они не пойдут.

Вот только представители РОАД явно переоценили платёжеспособность россиян. Большинство владельцев возрастных машин используют их не по любви к ретро, а потому что денег на новую нет. Средняя цена нового автомобиля в 2025 г. превышает 3 млн руб., а подержанные варианты до 500 тыс. руб. - это как раз машины 15-20-летнего возраста.

Президент ассоциации Алексей Подщеколдин позже признал: инициатива преждевременна. Государство не потянет утилизацию такого количества авто, да и людям попросту нечем заменить старые машины. Законопроект так и не был внесён в Госдуму.

-2

В августе разгорелся новый скандал. Издание "За рулём" опубликовало материал о машинах старше 30 лет. Журналисты написали, что таких владельцев заставят проходить платную экспертизу, иначе авто отправят "на помойку".

Информацию растиражировали десятки других СМИ, не удосужившись проверить факты. А проверять было что.

Действительно, с 2020 г. в России существует ГОСТ "Транспортные средства раритетные и классические". Он распространяется на легковушки и мотоциклы старше 30 лет, грузовики и автобусы - старше 50 лет.

Но стандарт совершенно добровольный. Никакой обязательной сертификации или отбраковки несоответствующих машин не предусмотрено.

ГОСТ нужен тем, кто хочет документально подтвердить статус своего раритета. Это даёт право участвовать в исторических автопробегах, размещать авто в музейных экспозициях. Кроме того, на классические машины не распространяются современные требования техрегламента - можно устанавливать оригинальное оборудование времён выпуска.

Все остальные владельцы 30-летних авто просто продолжают ездить, как и раньше. Главное - чтобы машина была технически исправна.

-3

В начале декабря 2025 г. появилась очередная серия публикаций. На этот раз журналисты пугали ограничениями на регистрацию старых автомобилей с 2026 г. Якобы в ГИБДД нельзя будет поставить на учёт возрастную машину.

СМИ писали об инициативе, направленной на обновление автопарка и улучшение экологии. Мол, чиновники хотят снизить число аварий и выбросов. Для многих россиян, особенно в регионах, личный транспорт остаётся единственным способом передвижения, но это никого не останавливает.

ГИБДД ставит точку: 5 декабря Госавтоинспекция официально опровергла эти сообщения. В пресс-релизе на сайте ведомства чётко написали: никаких поправок по возрасту автомобилей не готовится.

Федеральный закон No283, вступивший в силу 3 августа 2018 г., чётко определяет, когда можно зарегистрировать автомобиль, а когда нет. Возраст машины в этом списке не значится. Главное для допуска на дороги - исправность узлов и агрегатов, а также соответствие конструктивных элементов действующим нормам безопасности.

ГИБДД традиционно призвала журналистов проверять информацию перед публикацией. Впрочем, этот призыв регулярно игнорируется.

-4

Проблема реально существует. По данным РОАД, из 55 млн автомобилей в России почти 40 млн эксплуатируются больше 10 лет. Средний возраст машины достиг 16,5 лет. Для обновления парка нужно продавать около 3 млн новых авто ежегодно на протяжении десятилетия. Коммерческий транспорт стареет ещё быстрее.

Но решать вопрос через запреты и повышение налогов бессмысленно. У людей нет денег на новые машины. Цены растут, доходы не поспевают. В результате возрастные авто остаются единственным доступным вариантом для миллионов семей.