5 декабря 1891 года родился Александр Родченко — один из основоположников конструктивизма и создатель первой советской рекламы. Его агитплакаты, абстракции и изобретённые им приёмы художественной фотографии актуальны по сей день.
В честь знаменательной даты вспоминаем биографию визуального новатора.
Детство и начало творческого пути
Александр Родченко родился в Петербурге в семье театрального бутафора. Детство будущего художника прошло прямо над сценой: чтобы выйти на улицу, ему всякий раз нужно было пересекать подмостки.
Неудивительно, что с детства Александр мечтал создавать невероятные костюмы и представления с использованием цвета, света и звука.
Однако по настоянию отца сначала Родченко учился на зубного техника и даже работал протезистом. И всё же вскоре он выбрал искусство, став вольнослушателем художественной школы в Казани (1910-1914), куда к тому моменту переехала его семья.
В учебном заведении, открытом в 1895 году, преподавали многие известные творцы своего времени. Например, Н.И. Фешин, занятия которого Родченко особенно ценил. Среди любимых художников Родченко в то время были Винсент Ван Гог и Поль Гоген. Особенно будущему реформатору искусства фотографии нравилась чистота линий в японской гравюре Утамаро и Хокусаи.
В 1914 году у Родченко появилась возможность познакомиться с творчеством русских футуристов. Тогда в Казань с гастролями приехали Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский. Репутация их выступлений к тому времени вызывала однозначные ожидания публики – зрители приходили с расчётом на скандал. Однако поэты не только эпатировали, но и высказывали ряд передовых идей, которые определили дальнейший творческий путь Александра Родченко.
В том же году в Казанской художественной школе Родченко встретил свою будущую жену и соратницу, Варвару Степанову, и вслед за ней в 1915 году переехал в Москву. Там он сближается с художниками-авангардистами, и начинает свой путь с живописи. В то время Родченко рисовал геометрические абстракции и участвовал в выставках. Чтобы не платить вступительный взнос, художник продавал билеты и рассказывал посетителям о смысле работ.
Несмотря на то, что Родченко присоединился к творческим поискам русских авангардистов, он считал, что каждый творец ценен собственным оригинальным опытом. Например, в ответ на «Белое на белом» Казимира Малевича Родченко пишет «Чёрное на чёрном», где решает иную творческую задачу – с помощью монохромности Родченко использует фактуру материала в качестве нового свойства живописного искусства.
Фотомонтаж
Родченко одним из первых в СССР увидел новое искусство в фотомонтаже. Эта техника с её готовыми элементами отвечала его убеждению, что искусство — это производство. Первые коллажи и фотомонтажи Родченко опубликовал Александр Ган в журнале «Кино-фот». Ган – автор первой книги о целях конструктивизма, обложку для которой создал Родченко.
Основное преимущество фотомонтажа перед живописью состояло в возможности конструирования яркого и точного образа минимальными средствами и без отвлекающих элементов. Техника приносит Родченко всесоюзную славу. Он делал запоминающиеся киноплакаты для фильмов Вертова и Эйзенштейна; был основным художником группы Леф; оформлял обложки книг Маяковского и Асеева; журналов «Леф» и «Новый Леф».
В 1920 году состоялось знакомство художника с Владимиром Маяковским, в результате которого был создан творческий тандем «Реклам-конструктор». Авторству Маяковского и Родченко принадлежат яркие образцы советской рекламы 1920-х годов — плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций. Подробнее о совместном творчестве двух звёзд советской художественной сцены мы писали в статье «Маяковский и Родченко: идеальный агитационный плакат».
В 1925 году Александр Родченко получает возможность представить своё новаторское видение на Международной выставке декоративных искусств в Париже. В павильоне СССР он реализует проект «Рабочего клуба» — целостное пространство, спроектированное как функциональный социальный организм. Интерьер был радикально структурирован по зонам (трибуна с экраном, библиотека, читальня, шахматный уголок со специально разработанным столом, информационный стенд и уголок Ленина) и подчинён строгой цветовой дисциплине. Доминирующая палитра красного, белого, серого и чёрного, предложенная Родченко, была применена не только в клубе, но и стала основой для оформления всего павильона, построенного Константином Мельниковым.
Фотография
Он как бы пишет беспредметные картины с помощью фотоаппарата.
Александр Лаврентьев, «Ракурсы Родченко»
К фотографии Родченко обратился достаточно поздно, в 32 года, будучи уже сформировавшимся художником. Он перенёс в неё принципы конструктивизма, исследуя пространство и динамику через линии и плоскости. Он отошёл от традиционного прямого ракурса, предложив смотреть на предметы со всех сторон, чтобы действительно их увидеть.
Его фирменный приём — диагональ. Нередко Родченко на своих снимках наклонял линию горизонта так, что она делила кадр не по прямой, а по диагонали. Чисто технически такой наклон позволял расширить угол зрения 50-миллиметрового объектива «Лейки». С художественной точки зрения этот ракурс придавал кадру больше динамики. Один из самых известных подобных снимков — женщина с ребёнком, поднимающаяся по лестнице на Кропоткинской набережной.
Ещё два «фирменных» ракурса Родченко – это точки «сверху вниз» и «снизу вверх». Примером второго ракурса служит снимок «Пионер-трубач», где лицо мальчика зритель видит резко снизу. Этот кадр не раз подвергался резкой критике: одни говорили, что лицо советского юноши становится крупным, как у буржуа. Другие остроумно называли эту точку зрения «пуговичной».
Взгляд «сверху вниз» Родченко и вовсе считал главным ракурсом будущего, ведь с развитием летательных аппаратов люди будут смотреть на мир так всё чаще. Для Родченко такой взгляд на реальность был способом выразить новую действительность, воцарившуюся в молодой Стране советов.
Закат карьеры
Как же так, я всей душой за советскую власть, я всеми силами работаю с верой и любовью к ней, и вдруг мы неправы?
— писал Родченко после того, как в 1928 году его обвинили в плагиате западного искусства. В 1930-е гг. одного за другим многих деятелей авангарда начали обвинять в формализме. Родченко подвергся разгромной критике в 1931 году за серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан». С конца 1930 годов Александр Родченко перестал экспериментировать с темами и жанрами.
Послевоенные годы стали для Родченко временем отстранения от активного творческого поиска. Политизация искусства, которая теперь тотально определяла все сферы, вызвала в нём внутреннее сопротивление и усталость. Вместо проектирования будущего он сосредоточился на камерной работе — оформлении книг и альбомов в соавторстве с женой, Варварой Степановой.
Его увлёк пикториализм — направление, восходящее к живописным традициям XIX века и далёкое от манифестов авангарда. Таким же убежищем от всепроникающей идеологии становятся для него классический театр и цирк. Глубоко личное свидетельство об этом периоде тоски и вынужденного молчания сохранилось в новогоднем письме его дочери Варвары, которая с детской проницательностью писала:
Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты делал все в „соцреализме“. Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не рисуешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи.
Это письмо — не просто поздравление, а тонкое понимание творческой драмы отца, его грусти от невозможности делать вещи «так, как ты можешь делать».
Родченко умер 3 декабря 1956 года от инсульта, похоронен на Донском кладбище в Москве.
Подробнее о жизни и судьбе Александра Родченко можно будет узнать 17 декабря в 19:00 на лекции «Александр Родченко и Варвара Степанова. Конструкторы нового мира» из авторского курса куратора Галереи на Шаболовке Александра Кремера.